Завтра, завтра, не сегодня
Вечер обещает быть довольно загруженным и всего не успеть – нужно подготовить доклад по биологии, да еще футбол по телевизору будет: любимый «Локомотив» играет с «Челси». Но доклад нужно подготовить к следующей неделе, а футбол будет сегодня, и – прямая трансляция! Так что ты выберешь?
А ему по прежнему кажется, что к экзамену можно подготовиться и за одну ночь.
По моему всем и так ясно, что доклад отправляется в долгий ящик, потому что завтра найдется еще какая-нибудь причина, чтобы его отложить (от дня рожденья одноклассника до «просто настроения нет»), и если он все же будет готов к сроку, то ценой неимоверных усилий вечером накануне. Ситуация, очень точно переданная студенческой поговоркой: «На подготовку к экзаменам всегда одного дня не хватает» – тут и без разъяснений понятно, что за учебники берутся как раз в тот самый день. Так что же мешает делать все заблаговременно?
В психологии есть понятие прокрастинация – это синдором постоянного откладывания «на потом» разных дел и решений. Как правило, для этого придумывается какой-нибудь благовидный предлог. Как и в случае с нерешительностью, откладывание «на потом» характерно для большинства людей – вся разница только в количественном отношении – у кого-то это происходит редко, а для кого-то – образ жизни.
Если говорить о том, что планы могут меняться под влиянием новых событий и обстоятельств (например из-за подготовки к важной контрольной, отменяется запланированный культпоход в кино), то это – нормальная жизненная ситуация. Другое дело, когда такое откладывание становится образом жизни – все или откладывается, до тех пор, пока не забудется, либо – в авральном порядке выполняется в последний момент. Но доклад по биологии, на который надо дня три, сложно сделать за один вечер (про хорошую оценку и говорить не приходится).
И вот результат – излишний стресс из-за цейтнота с подготовкой, еще пять копеек в копилку комплекса неполноценности (и доклад толковый не сделал, и пятерку не получил), испорченное настроение, да и учительница в школе недовольна. Самое интересное – в подавляющем большинстве случаев человек отдает себе отчет о возможных последствиях (хотя бы потому, что уже сталкивался в жизни с этим:), однако с завидным упорством продолжает наступать на те же грабли.
Причины есть всегда
Для начала, имеет смысл разобраться в причинах, порождающих откладывание «на потом». Существует множество теорий, пытающихся объяснить этот психологический феномен (вплоть до подсознательного опасения успешного результата или стремления продемонстрировать окружающим свою самостоятельность) но многие из них без ошибки можно назвать надуманными. Но не будем погружаться в глубины психологии, а со своей стороны сформулируем несколько взаимопересекающихся факторов, которые кажутся наиболее значимыми и определяющими.
Фактор № 1: опасение перед отрицательным результатом.
Если плохих новостей не избежать, то лучше узнать их позже (завтра), и не портить себе настроения сегодня – так? Определенная логика в этом есть, тут включаются защитные психологические механизмы, но такая позиция очень напоминает страуса, засунувшего голову в песок. Вот у тебя есть ощущение, что не очень хорошо выступил на олимпиаде по английскому языку, поэтому всеми силами ты откладываешь момент, когда заглянешь на страничку с результатами в интернете. Понятно, что рано или поздно, не сегодня так завтра, результаты все равно будут известны – скажут родители или учителя в школе, но сейчас для тебя главное – чтобы этот неприятный (точнее – возможно неприятный, ведь ты не знаешь на 100%) момент был сдвинут в будущее.
О том, как противостоять подобным проявлениям, мы еще поговорим, а пока идем дальше.
Фактор № 2: отсутствие четкой мотивации на выполнение.
Хороший пример – уроки физики для будущего гуманитария. Данные знания не входят в сферу интересов такого выпускника, но он вынужден ходить на занятия, писать контрольные работы, и даже иногда отвечать у доски. Понятно, что при первой же возможности, этот одиннадцатиклассник попытается отложить на «завтра» домашнюю работу по этому предмету, да и не сделав ее, не будет испытывать особого дискомфорта если предмет не нужен для поступления, то зачем его учить? Распространить этот фактор можно довольно широко – от собственного решения заниматься испанским языком, до поручения родителей купить в магазине удобрения для огорода. Но, нет мотивации – нет и стремления к результату.
Фактор № 3: наличие более привлекательных альтернатив.
Наверное, самая распространенная причина, и выбор между футбольным матчем и подготовкой доклада по биологии – будет вполне предсказуемый. Точно так же желание поспать еще полчаса, отодвигает «на завтра» утреннюю пробежку но ведь и завтра захочется спать точнее отодвигает не «на завтра», а в неопределенное будущее, которое может и не произойти.
Фактор № 4: обычная лень.
Просто критическая ситуация, потому, что довольно плотно затрагивает сформированные личностные качества и черты характера определенного человека. Можно сколько угодно говорить о необходимости систематической и ежедневной подготовки к ЕГЭ, но если человеку просто неохота заниматься этим постоянно а валяться на диване и смотреть телевизор – охота, то понятно, что каждый раз у него найдется причина, чтобы не браться за учебники, да и да ЕГЭ еще – целых три месяца!
Промежуточное заключение.
В этом материале мы постарались рассмотреть причины, которые заставляют нас постоянно время от времени откладывать необходимые дела. Значит «Кто виноват?» мы выяснили. В следующей публикации будем разбираться «Что делать?», или какие есть способы преодоления «синдрома откладывания».
Пока нет комментариев.