Все работы хороши. Размышления о выборе профессии
«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Конфуций.
Как вежливый человек, сначала представлюсь: Маргарита Бакина, мама троих детей, по образованию – психолог (закончила факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова), по актуальному роду занятий – сотрудник «Лаборатории Касперского», руководитель образовательного проекта Антивирусная Школа, предназначенного для студентов и школьников. Вот теперь вы почти все про меня знаете :)
Здесь, на страницах газеты «11 класс», я бы хотела поговорить об одной из самых важных в жизни вещей – о том, как выбирать профессию. Если заявленная тема вас волнует, если вы действительно хотите узнать не кто виноват, а что делать, то уделите прочтению этой статьи несколько минут своей жизни. Кто со мной? Я начинаю!
У каждого человека наступает возраст, когда на первый план выходят два самых важных вопроса. Один из них – любовь. Второй, не менее важный, – выбор профессии. В нашу жизнь врываются советы родных и близких, размышления о будущем, оценка вузов, тесты по профориентации и т. д. и т. п.
Мне в жизни очень повезло. Почти случайно я выбрала специальность, которая вот уже 20 лет мне безумно интересна. Моя деятельность, связанная с профориентацией и развитием молодых людей, и психологическое образование позволяют представить вполне обоснованную точку зрения на задачу выбора профессии.
Чтобы не быть голословной, привлеку в качестве соавторов этого размышления моих коллег, которые, также как и я, являются организаторами стратегически важного образовательного проекта «Лаборатории Касперского» для школьников и студентов – «Антивирусная школа». Наше подразделение уникально: у моих коллег-единомышленников горят глаза, мы приходим на работу как на праздник.
КАК ЭТО БЫВАЕТ?
Давайте «подсмотрим» за тем, как молодые люди определяются с делом всей жизни. Здесь есть два вектора - то, чего хочет молодой человек, и то, чего хотят родители. К сожалению, далеко не всегда эти векторы направлены в одну и ту же сторону.
Почему?
Кругозор старшеклассников, как правило, еще не достаточно широк. Они выбирают «знакомые» профессии, которые как-то были представлены в их жизни: воспитатель детского сада, учитель, врач. Романтические стереотипы рождают мечту стать летчиком или космонавтом. И, конечно, за ориентир берутся профессии родителей, которые зачастую и сами хотят, чтобы дети пошли по их стопам.
Кроме того, когда молодые люди сталкиваются с вопросом «кем быть», то вспоминают о своих школьных оценках. Вряд ли старшеклассник с тройками по географии захочет стать новым Ермаком или Беллинсгаузеном. Помимо школы существуют дополнительные занятия (музыка, танцы, художественная школа, спортивные секции), которые тоже влияют на выбор.
И, наконец, к выпускным классам в сознании закрепляется мысль о том, что надо определяться с вузом и, как следствие, будущей профессией.
Чем озабочены родители. Взгляд родителей на будущую профессию родного чада скорректирован жизненным опытом. Все хотят, чтобы, повзрослев, ребенок зарабатывал себе на кусок хлеба, да еще с маслом, икоркой и бокалом шампанского впридачу. Также родители мечтают, чтобы их дети избегали стрессов и смогли надолго сохранить здоровье.
И, наконец, родителей заботит, смогут ли они оплатить обучение своих детей, потянут ли они такой вуз, который, фактически, гарантирует высокооплачиваемую и надежную работу. А ведь все эти факторы надо увязать с личными пристрастиями своего ребенка, с его талантами и вкусами. Причем речь идет только о тех талантах, которые известны родителю (вопрос на засыпку – как часто старшее поколение может разглядеть и понять чаяния своих отпрысков? ). Есть еще один мотив, который достаточно часто вплетается в рассуждения родителей - собственные нереализованные амбиции: «ох, я так хотела быть балериной! Пусть хоть дочка…»..
Весь этот клубок мыслей, в котором путаются и дети, и родители, приводит к большому количеству различных решений, действий, инвестиций времени и денег.
Ступеньки в этой лесенке, ведущей на вершину успеха, выглядят примерно так:
- в школе «у нас» видны способности, например, к математике и физике!
Вывод: видимо, технарь.
- В какой профессии это может пригодиться?
О! Инженером может быть!
- Где этой профессии обучают?
Кажется, лучше всего в вузе NNN !
- Как там организовано последующее трудоустройство/куда потом можно устроиться на работу?...
Думая о справедливости подобной логики, у меня сразу возникает масса вопросов:
- Кто сказал, что если учитель хвалит, то именно в этом предмете и есть смысл искать будущее?
- Кто сказал, что «пятерки» в восьмом классе по физике означают, что именно в этой науке у человека и есть талант?
- Что делать отличнику? Куда бежать?
- Как решить – технарь или гуманитарий?
- Означает ли, что троечник обречен на НЕобеспеченную жизнь?
- Если математика, например, не приносила радости в школе, значит ли это, что она не способна стать любимой областью знаний в будущем?..
Да и вообще, каждая ступенька этой лестницы кажется мне отдельным этапом, а не единой дорогой на пути к успешному будущему. Предлагаю пойти другим путем. И начать – с конца.
РЕЦЕПТ ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ
Шаг 1.
Первое, что нужно осознать – работать вы будете всю жизнь. Каждый день, по 8 часов (минимум)… 40-50 лет! Устройтесь поудобнее, закройте глаза и поразмышляйте о том, какие действия лично ВАМ уже сейчас приносят радость и удовольствие, даже если они длятся долго? Лично я могу бесконечно общаться с людьми! Мне это в радость! Я от этого не устаю никогда. Лично, по телефону, по электронной почте, в аське, в социальных сетях и т. д.
А что можете бесконечно долго делать вы? ЧТО ЛИЧНО ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ, если отменить все наши «ДОЛЖЕН/ДОЛЖНА»? Тоже общаться с людьми? Решать сложные задачки? Разглядывать цветы? Соединять химические вещества, чтобы получить неожиданный эффект? Отвечать на вопросы – почему этот человек поступает именно так, а не иначе? Раскапывать информацию? Разбирать велосипед? Чинить старый видеомагнитофон? Слушать музыкальные новинки? Причесывать всех, кто готов подставить вам свою голову? Раскрашивать солдатиков? Придумывать новые фасоны одежды?..
Юрий Секин, 25 лет, бывший военный, технический специалист проекта «Антивирусная школа – новый источник IT-знаний», решающий все вопросы, связанные с сайтом av-school.ru:
«Выбор профессии – это очень важное решение в жизни каждого человека. Примерно треть вашей жизни будет отдано работе. А теперь представьте, что вы будете заниматься каким-либо делом, которое вам не нравится или, что еще хуже, вызывает отвращение.
Каждый будний день вы будете вставать с мыслью «Какой ужас, опять на работу!». Важно понимать, что работа должна быть по душе именно вам. Не маме, не папе, не дедушке с бабушкой, а именно ВАМ! Только в этом случае вы достигнете больших высот и, как следствие, желаемое денежное вознаграждение, а очередной рабочий день не будет нести негатив. Лично для меня самое главное на работе – это разнообразие задач. Мне интересно приходить на работу, так как каждый новый день несет что-то новое. Желаю и вам найти по-настоящему свою профессию».
Шаг 2.
Второе, что каждому из нас полезно было бы сделать – изучить себя и знать, какие у нас есть способности и возможности. Подумать, понаблюдать и сделать список, в который полезно было бы включить еще и то, чему мы хотим научиться. И тогда у нас постепенно начнет вырисовываться ответ на вопрос - а что я могу? Когда мы делаем то, что у нас получается, мы горды собой, наша самооценка повышается, каждый следующий успех позволяет подниматься на следующую высоту. Мы ХОТИМ делать то, что у нас ПОЛУЧАЕТСЯ!
Шаг 3.
Третье – давайте оглядимся по сторонам и узнаем, в какой профессии лучше всего могут быть представлены наши «хочу» и «могу», поговорим с теми, кто уже работает по этой специальности. И после этого начнем поиски того учебного заведения, который даст нам необходимые формальные знания, профессиональную среду для развития!
Шаг 4.
Четвертое, почти самое главное, - давайте расскажем о своих размышлениях, поисках, желаниях и осознаниях тем людям, которые не меньше, а, возможно, даже больше нас самих озадачены нашим будущим – родителям! Не исключаю, что, подробно поговорив об этом с родителями, вы станете единой командой и достигнете наилучшего результата, соединив ваши «хочу», «могу» с родительским опытом, возможностями и желанием сделать «чтобы ребенок был счастлив». Вы, кстати, знаете, что большинства проблем и страданий можно избежать, если РАЗГОВАРИВАТЬ друг с другом?
Светлана Гулуа, бесценный член команды «Антивирусной школы», именно благодаря Светлане уже существует первая часть четырехтомного «Толкового словаря Лаборатории Касперского», автором которого можете стать и ВЫ:
Самое главное, что нужно понять и сделать для того, чтобы не промахнуться с выбором профессии - это уметь слушать и понимать себя. Лично для меня в работе самое главное – это улыбающиеся лица и технически прокачанные мозги, “моих маленьких любителей компьютеров”, к которым мы имеем прямое отношение.
Чтобы ходить на работу как на праздник, нужно заниматься делом, которое тебе интересно и в котором тебя ценят. Если неправильно выбрать себе дело - работа становится рутиной, единственным плюсом которой, может быть только заработок. Никогда не поздно осознать свою ошибку и начать всё сначала.
И вот теперь мне хотелось бы в нескольких словах сказать о том, что я часто вижу примеры, когда люди круто меняют свой путь и… получают новое образование, начинают новую деятельность, осваивают новые области знания. Недавно, встречаясь со взрослыми, состоявшимися людьми, своими однокурсниками, мы вдруг обнаружили, что большинству из нас хочется освоить что-то принципиально новое. Например, кандидату психологических наук страшно хочется научиться… программировать!
У Станислава Шевченко, руководителя отдела образования «Лаборатории Касперского» целых три высших образования: техническое, управленческое и психологическое! Каждое из них он получал тогда, когда появлялась необходимость в новых знаниях. И это наш руководитель, вдохновитель, капитан и друг, ведущий за собой всю команду!
Ежедневно и ежечасно общаясь со старшеклассниками и студентами в нашем проекте, одна из целей которого – подбор и подготовка кадров на ключевые позиции в «Лабораторию Касперского», мы делаем сразу несколько, на наш взгляд, полезных вещей:
• помогаем ребятам «узнать себя»;
• развиваем в участниках проекта новые качества, облегчающие путь к самореализации;
• знакомим с горестями-радостями технических профессий;
• создаем и поддерживаем среду, в которой есть возможность обрасти командой единомышленников, друзей и опытных наставников;
• даем новые технические знания в области информационных технологий и компьютерной безопасности, защищающие и укрепляющие в интернет пространстве пользователя ПК;
• «ведем за руку» к началу профессиональной жизни…
Мы, как организаторы проекта, знаем, что дело наше нужное, важное, успешное, и это дает нам новые силы и открывает для вас новые возможности! Смело ищите себя и свой путь! Смотрите на мир широко открытыми глазами! Учитесь рассказать о своих потребностях и корректно отстоять принципиальные для вас вещи! Главное – обдуманно двигайтесь вперед в СВОЕ будущее! И НЕ БОЙТЕСЬ ОШИБИТЬСЯ! Даже если вы ошибетесь, не бойтесь принять решение и найти новое дело, новую профессию, новое пространство, в котором вы снова обретете радость и блеск в глазах!
А еще у меня просьба ко всем читателям газеты «11 класс» – напишите мне о том, что Вы думаете по этому вопросу. Надеюсь, у нас будет еще возможность «поговорить» о важных и вещах, которые волнуют вас. Чтобы наши будущие материалы помогали решению жизнеопределяющих задач – нам нужен контакт с вами: ваши вопросы, ваши предложения, ваши отзывы и пожелания.
здравствуйте!
я выбрала предметы которые буду сдавать в форме ЕГЭ (история, общество) но я совершенно не имею представления о будующей профессии.
я интересуюсь психологией, эзотерикой (в связи с этим теперь занимаюсь йогой), люблю рисовать (закончила художку с отличием). Вообще нравится все необычное, загадочное: невероятные способности человека, перемещение во времени и пространстве. Ну и др. Несколько мистические вещи.
если у вас возникнит совет на эту тему я буду рада прочесть. Заранее благодарна)