В чем секрет хорошей учебы?
Об этом ломают голову и ученики, и учителя, и даже родители. А, сегодня, на этот непростой вопрос для газеты «11 класс» согласились ответить три человека, мнение которых мы считаем профессиональным.
Трифонов Геннадий Федорович, доктор философ. наук, профессор кафедры философии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева:
— Прежде всего напрашивается такая мысль: никакого секрета здесь нет. Надо просто учиться. Но, если все-таки попробовать дать нечто развернутое, то:
1) Прежде всего я должен хотеть учиться. Я должен четко понимать, что мне нужны знания.
2) Как дойти до понимания этого? У меня должен быть интерес к учебе. Но как этого достигнуть? Прежде всего у меня должно это получаться. Например, если речь идет о математике, я должен понимать математику, уметь решать задачи, и дойти до понимания того, что это красиво - решать задачи по математике.
3) До этого я могу дойти сам (если во мне что-то есть, хотя я сам этого в полной мере могу и не осознавать). И, что очень важно, нужна среда, которая тянется к знаниям. Должны быть рядом ребята, которые хотят учиться.
Я будучи школьником испытывал острую потребность общения с людьми, которые могли бы что-то подсказать, заинтересовать. Увы, этого почти не было. Однажды был у меня разговор с одной учительницей, разговор, наверное, почти мимолетный, но он мне запомнился. Это был некий толчок.
И ещё. Поскольку мы были детьми войны, и жили хуже некуда, то в какой-то мере желание жить лучше, наверное, тоже подстегнуло.
Вообщем, вопрос простой, но на него я, кажется, и не могу более вразумительно ответить.
Резник Юрий Михайлович, доктор философ. наук, профессор, главный редактор журнала «Личность. Культура. Общество»:
— Я отвечу просто: слагаемые хорошей учебы, как и любого стоящего дела, – драйв, кураж и кайф. Слова хотя и иностранные, но очень точно выражающие смысл желаемого для многих молодых людей. Попробую их определить с точки зрения первоначальных значений, а не тех наслоений, которые привнесены позже массовой культурой и вошли в обыденное сознание и разговорную речь нашей молодежи. Секрет хорошей учебы я вижу:
— во-первых, в драйве (как еще неосознанном побуждении, влечении и стремлении удовлетворить свою потребность в чем-либо), чтобы всегда были хорошее настроение и неиссякаемый интерес к жизни. И чтобы не было конфликта драйвов, т.е. ситуации, в которой молодой человек вынужден был бы выбирать неприятный для себя и требующий моральных издержек способ поведения. Тогда учителя, одноклассники и родители будут восприниматься нами как люди, которые приносят удовлетворение наших потребностей – в знании, удовлетворяющем нашу любознательность; общении, радующем нас своей непосредственностью и доверительной атмосферой; наконец, опыте предыдущих поколений, дающим нам в качестве примера необычайные вариации жизненных путей.
— во-вторых, в кураже (от фр. courage – смелость), т.е. в решительности и непринужденности поведения, связанного с риском и требующего от нас сильных волевых качеств и огромной энергии. Я, разумеется, не предлагаю играть в «русскую рулетку», чтобы испытать себя на прочность. Но ведь молодым людям есть, где проявить свою решимость – в учебе, спорте и т.д. Например, иметь мужество не согласиться с преподавателем по интересующему тебя вопросу – это тоже кураж. Все это и многое другое дает уверенность в себе и готовность придти на помощь слабым и нуждающимся.
— в-третьих, в кайфе (как расслабленном состоянии, доставляющим удовольствие) от процесса жизни и творчества, а не от курения, спиртного и пр. Кайф я здесь понимаю как своего рода творческий экстаз, умение расслабиться, чтобы получить удовольствие от полета мысли, фантазии, красивого и доброго поступка. Кайф не ловят, его получают как заслуженную награду в процессе упорного и самоотверженного труда. Легкий кайф и пустое безделье губительны для молодых людей также как постоянное употребление яда в малых дозах. Чаще всего они предпочитают отделять учебу как напряженный труд от кайфа как ничегонеделанья и откровенного безделья. А важно как раз научиться расслабляться и получать кайф от учебных занятий, проживая полноценно каждый миг своей жизни и обращая в свою пользу все, что нам дают другие люди – учителя, одноклассники, друзья и знакомые. Кайф есть везде и во всем, его только надо суметь получить. Это – наша «золотая рыбка». А как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Это замечательно учиться в 11-м классе. Столько потрясающих впечатлений и событий. И так много всего ожидает впереди.
Юдин Борис Григорьевич, член-корреспондент РАН, доктор философ. наук, профессор, главный редактор журнала «Человек»:
— Секрет - в серьезном отношении и интересе к учебе. И интерес зависит не только от преподавателей или учебника, но и от самого учащегося. Для этого надо уделять внимание и время. Пусть ученики ищут сами, создают атмосферу, чтобы им было интересно учиться.
секреты хороших учеников - учиться и учиться!