Тусоваться и хоронить тараканов – это не журналистика
Есть люди, которые с первого взгляда располагают к себе. Наш гость из Кишинева, ведущий семинара «Мастерская слова» Марчел Паскаль относится к этой немногочисленной категории.
Марчел Паскаль.
– Есть ли какая-то разница между подростковыми изданиями России и Молдавии?
– Существуют две вещи: эти издания либо политизированные, скажем так – карманные (например, политическая партия поддерживает начинающих журналистов), либо слабы, либо у них очень много литературы. Такого понятия, как «независимая пресса» у нас нет. Пока нет стебных молодежных журналов, пытаются выпускать студенческую газету, но пока только пытаются.
– Какое по-вашему место занимает подростковая пресса в жизни подростков?
– Мне кажется, что это достаточно важный феномен. Сама по себе журналистика – довольно многогранное понятие, работа с текстом, общение с людьми, верстка. Даже если человек не станет журналистом, общение с людьми всегда пойдет ему на пользу. Недаром на Западе журналистика – это обязательное занятие в летних оздоровительных лагерях, обязательное для всех. Могу добавить – 21 век будет веком текстов, умение их писать стает гораздо важнее, чем раньше. Все это требует и умение владеть словом. Поэтому, те, кто умеет составить грамотный текст, будут более востребованы, и те, кто овладел этим еще до прихода в университет, получат существенное преимущество.
– Что, по-вашему является определяющим для журналиста?
– Прежде всего – результатом должен быть текст. Мы можем учиться долго и нудно, но главное – текст. Остальное – детали. Ты можешь сколько угодно хорошо разбираться в компьютере, но если нет текста, это не журналистика, а игра. Все начинается с текста, его можно улучшить, красиво оформить, но вначале должно быть слово. Приведу пример – здесь около 200 человек, мы можем ожидать увидеть минимум 200 материалов. А в пресс-центре работает от силы 1 человек. Хорошо тусоваться, хоронить тараканов, но это – не журналистика. Я скорее пойму хама и матершинника, который хоть что-то написал, чем культурного человека, который этого не делает.
– Какие редакции, может, отдельных личностей вы отметили на этом фестивале?
– В предыдущем «БОМЖе» мне понравился материал про нелегалов в лагере. Это проблема – люди, практически вскормленные фестивалем, не получили приглашения. Люди хотят, но у них нет возможности, нет денег. В конце-концов можно было ту 1000 рублей, что мы собрали на фейерверки, потратить на какого-нибудь талантливого пацана. Меня эта тема очень задела. Выделить какую-то редакцию, отдельных людей мне сложно – я здесь первый раз. Мне нравится редакция из Ноябрьска «Кругозор». Маленький городок, что и не на каждой карте есть, но и там хотят жить хорошо, находят возможность для поддержки талантов и талантиков.
– Как вы оцениваете в целом фестиваль «Волжские встречи»?
– Мое мнение такое – кажется, что большинство людей здесь – потребители. Им показывают – они потребляют: мастер-классы или сосиски в столовой. Когда в пресс-центре работают 10 человек, а остальные тусуются – это не дело. Есть фестивали, где работать надо постоянно. К сожалению, тут этого нет. У многих полно свободного времени, которое они не знают чем занять. Порой простое задание – переписать результаты тренинга просто забывается.
– Какие, по-вашему, качества нужно в первую очередь развивать у начинающих журналистов?
– Мне ближе человек, который хочет потрясти мир, внести вклад в цивилизацию. Пусть он будет против меня, так оно и должно быть. Надо спорить, не соглашаться, это нормально. Молодой должен быть революционером, не махать флагом, а написать что-то, выпустить газету, которая многих заденет. Чтобы запомнили еще на 10 лет. Например, что учителя в школе склонны к моральному насилию. Пусть напишет, и не думает о своей карьере, золотой медали и пр. По-моему, Анатоль Франс сказал: «Если в юности ты не революционер, то потом в зрелости тебе не хватит сил стать даже начальником пожарной команды». Наверное, это относится и к журналистике.
Пока нет комментариев.