Ручная работа
Кажется, что любое интересное увлечение может сделать человека уникальным и интересным. Вот, например, рукоделие. Точнее – handmade. Точнее – все, что с этим связано.
Дата, место рождения: 27 декабря 1994 год, Архангельск.
Место учебы: Университетский лицей, г. Петрозаводск.
Я хочу поступить в Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Увлечения: математика, handmade, школьные и студенческие турниры «Что? Где? Когда?».
Фильм: «Дом у озера», «Честная куртизанка», «Девушка с жемчужной сережкой».
Книга: И. А. Бунин «Темные аллеи».
Девиз: Ставить цели и идти к ним.
Достижения за время обучения: призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и дважды по технологии, победитель городского этапа ВОШ по технологии и математике.
Для Надежды Чирковой, выпускницы Университетского лицея Петрозаводска, хэндмэйд – это очень широкое понятие, куда входит и роспись табуреток по мотивам русского стиля, и оформление рам для зеркал, и летние сумки по собственным эскизам и многое-многое другое. А совсем недавно она занималась организацией праздника в детском интернате, где проводила мастер-класс по изготовлению открыток с традиционной карельской тематикой.
– Как давно ты увлекаешься хэндмейдом? С чем это связано?
– Первое, что я научилась делать – шить и научилась я этому в кружке по изготовлению мягкой игрушки в третьем классе. Помню, делала каких-то меховых лягушек, собачек, елки новогодние… Потом начала вышивать и вязать, а позже отошла от рукоделия к чему-то более широкому – когда гораздо важнее идея, чем техника. Сейчас хэндмэйд для меня – это, прежде всего, удовольствие, как от процесса, так и от результата, это способ выразить себя. Бывает, я очень долго рисую эскизы, а потом сделаю вещь за два-три дня. Зато буду знать, что придумала нечто новое, что в этом есть я.
– Насколько твоя будущая профессия связана с этим увлечением?
–У меня есть два направления, в которых я хотела бы развиваться в будущем: математика и архитектура. Оба мне действительно интересны, и обоими я сейчас активно занимаюсь. Я участвую в олимпиадах по математике, решаю задачи из разных сборников, посещаю спецкурсы, которые предлагаются в школе (олимпиадная геометрия, задача С6 ЕГЭ, олимпиадные задачи). В позапрошлом году была призером городской олимпиады, в 10-м классе – победила на городе и взяла второе место на республике.
С другой стороны, я человек творческий. В детстве любила рисовать, делать всякие поделки. Отучилась сначала пять лет в изостудии, потом 4 года художественной школы (закончила на «отлично»), и сейчас продолжаю заниматься у преподавателей художественной школы. Мне очень интересна история искусств. Недавно прочитала книгу И. Бартенева «От пирамид до современных зданий». Было полезно узнать что-то новое о совершенствовании конструкций, развитии декоративных приемов до классицизма, чему в книге уделено много внимания. До этого читала «Пейзаж. Картина и действительность» Стасевича.
Одновременно я активно пробую себя в сфере изобразительного искусства. Два раза занимала первое место на городе и второе в республике на олимпиаде по технологии с проектами, связанными с графическим дизайном (серия открыток и календарь). В прошлом году заняла третье место на республиканском конкурсе новогодних открыток. В этом году собираюсь участвовать в вузовских олимпиадах по рисунку, живописи и композиции.
Собственно, архитектура – это своеобразное слияние математики и изобразительного искусства. Поэтому на нее я поступить хочу больше всего, в СПбГАСУ (Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет), так что сейчас я готовлюсь к вступительным художественным экзаменам по рисунку. Если поступать на математику – то в МГУ или СПбГУ. Рассматриваю еще такое направление, как прикладная информатика в дизайне (СПГУТД (институт технологии и дизайна) или СПГПУ, он же политех).
– Какие предметы были выбраны для ЕГЭ и почему?
– Вообще у меня математический склад ума, гуманитарные предметы мне в принципе малоинтересны (единственное исключение – мировая художественная культура). На все специальности, которые я выбрала, надо сдавать математику, русский язык (обязательные), физику и информатику. Так что в плане ЕГЭ мне, может быть, легче, чем другим выпускникам – не придется уделять много внимания предметам, которые раньше учила только в рамках школьной программы.
– В чем конкретно заключается подготовка к экзамену?
– Честно говоря, вся моя подготовка в школе. Мне очень повезло в этом плане: я учусь в физико-математическом Университетском лицее, и все предметы, выбранные мной для ЕГЭ, мы всегда изучали по углубленной программе. У нас 10 часов математики в неделю, из них два часа – тригонометрия отдельным предметом с восьмого класса, 6 часов физики и три часа информатики. Плюс для нас ведут спецкурсы преподаватели из университета, которые много лет занимаются подготовкой выпускников к экзаменам.
– Твои любимые предметы в школе?
– Собственно, их я уже назвала – математика, физика, информатика. Все это предметы, соответствующие точным наукам, т.е. заставляющие своим путем прийти к ответу, который был получен до тебя. В точных науках точно определена цель твоей работы над конкретным заданием. Одновременно математика не лишает творчества – заставляет просмотреть все возможные варианты, подходы и найти наиболее оптимальный путь решения задачи.
– Не приходилось ли тебе жалеть, что учишься именно в Университетском лицее? А что привлекает больше всего? Насколько сложно обучаться в твоей школе?
– Никогда не жалела о своем выборе школы. Да у меня и не было для этого причин. Наоборот, я считаю, что наш лицей не только отлично учит, но и хорошо воспитывает. Возможно, он даже слишком консервативен, но, на мой взгляд, свободы и либерализма современным детям хватает в повседневной жизни. Школа должна ставить на рельсы: заставлять работать, учить выдвигать свои идеи и в то же время подчиняться чужим требованиям, давать возможности для развития (в плане личных качеств, навыков, знаний). В моей школе ученики все это получают, во многом благодаря высококвалифицированным преподавателям и умению организовать учебный процесс, проявленному со стороны директора.
Учиться у нас несложно, правда, только если постоянно заниматься, а не относиться к учебе как к обязанности. Те, кто не справляются с программой, просто уходят в другие школы, и к десятому-одиннадцатому классу остаются только заинтересованные ученики, сделавшие этот выбор осознанно.
– Программа школы сегодня довольно загруженная. Как ты считаешь, понадобятся ли тебе все знания, которые ты так усердно получаешь сейчас?
– Безусловно, нам дают много лишнего. Где-то это издержки выбора учебника, где-то – составителей школьной программы. С другой стороны, здесь работает такой механизм: чем больше тебе дают сложного, тем больше ты запоминаешь более простого. Важно выбрать подходящий тебе профиль, чтобы эти сложные темы шли на пользу, а не в обременение, чтобы ты их понимал, и главное – чтобы они были тебе интересны. Честно говоря, не представляю, как можно учиться в моем классе, не интересуясь математикой, когда преподаватель Моисеевский Михаил Валерьевич периодически дает нам темы из программы третьего курса университета сверх школьного курса математики.
– Нынешних школьников часто упрекают в том, что они не любят читать – реалити-шоу и социальные сети для них гораздо приоритетнее. А нравится ли тебе читать книги? Сильно ли помогают в этом уроки литературы?
– Да, я люблю читать. Правда, у меня мало жизненного опыта, и, читая, я часто понимаю, что не прониклась всей глубиной произведения. Тем не менее, я всегда стараюсь сформулировать свое мнение о проблеме, поставленной автором произведения, как-то анализировать прочитанное, давать свою оценку книге в целом. Конечно, во многом помогают уроки литературы. Хотя здесь все зависит от учителя. Последние три года у меня литературу ведет Моисеевская Светлана Николаевна, человек очень образованный и эрудированный. В принципе, благодаря ней я и полюбила литературу, особенно русскую. Правда, рядом с таким учителем зачастую слишком явно чувствуешь недостаток личного и читательского опыта.
А вообще, мой любимый писатель – Иван Андреевич Бунин. Сейчас читаю его «Окаянные дни». До этого читала сборник «Темные аллеи» и другие рассказы.
– Насколько верно, что для отличника обязательно активное участие в жизни школы, выступления на конференциях, победы на олимпиадах?
– Это верно настолько же, насколько неверно. Выступления на конференциях и победы на олимпиадах добавляют опыта, знаний, расширяют кругозор. Это самосовершенствование. Но медаль можно получить и без олимпиад. Правда, мое личное мнение состоит в том, что если ты отличник не только по оценкам, но и по полученным знаниям, ты должен ставить себе планку выше, чем остальные (это касается как раз олимпиад и конференций).
Надя, ты поступила в Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет?