Педагогический талант

В чем главная задача школы? Только ли в том, чтобы выпускник знал закон Ома или теорему Пифагора? Или еще и в том, чтобы он чувствовал себя взрослым и самостоятельным человеком, способным принимать решения и брать ответственность за свои поступки?

Post Image 1

Мулгачев Александр Николаевич, директор чебоксарской школы № 55.
Дата, место рождения: 20 июля 1968 год, с. Большое Чеменево, Батыревский район ЧАССР.
Я закончил ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, физико-математический факультет.
Хобби: охота, рыбалка, бадминтон.
Музыка: классическая, немного – современная эстрада.
Девиз: Никогда не отчаиваться!

Вопрос этот скорее относится к области философии, чем педагогики, но это один из моментов, которые были затронуты в беседе с директором школы № 55 из Чебоксар Александром Николаевичем Мулгачевым.

– Насколько сложно сегодня быть директором школы? Чего в этой работе больше: сложного или интересного?

– Самое сложное – это вовсе не организация учебного процесса или административная работа, самое сложное – это работа с детьми и их родителями. Каждый вторник у меня приемный день, приходят родители и не по одному разу приходится отвечать на одни и те же вопросы – про платное обучение, выпускные экзамены, про пороговый балл. Ну как я им сегодня отвечу про пороговый балл, когда он будет известен только по ходу сдачи экзаменов? Добавьте сюда и постоянно изменяющееся законодательство, и что надо быть не просто в курсе всех этих изменений, но и применять их в работе, и можно понять – сложностей хватает.

Интересного все же больше – конечно? это педагогическая деятельность, работа с детьми – как образовательный процесс, так и внеклассная работа. Мне кажется главное в работе педагога – не просто обучить какому-то предмету, донести информацию, которая определена программой, а скорее – сделать так, чтобы дети росли готовыми к жизни. К сожалению, такого предмета в программе нет, поэтому вся надежда на педагогический талант.

– Как складывалась ваша педагогическая карьера? Кем вы работали до того, как стали директором?

– Выбрать профессию педагога мне помогла директор школы, в которой я учился. Поэтому, закончив школу, я поступил в пединститут, а получив диплом в 1992 г., устроился работать учителем физики и математики в среднюю школу № 55, где и работаю до сих пор. Так что без преувеличения – вся моя карьера прошла в этой школе, сначала я был учителем, а в 2006 г. меня назначили директором.

Конечно, без сложностей на первых порах не обошлось – сложно было менять прежние отношения с учителями, ведь раньше мы были на равных, а теперь я стал их начальником. Но постепенно все образовалось.

Расскажите немного о школе, которую вы возглавляете. Можно ли сказать, что каждое учебное заведение индивидуально? Что отличает именно вашу школу?

- В свое время наша школа успела побывать и учебно-воспитательным комплексом, и лицеем, но со временем пришли к решению, что вариант обычной средней школы будет для нас оптимальным. Просто надо учитывать контингент учащихся, с которым мы работаем – тем, кому нужна углубленная программа в определенном направлении, могут выбрать другой лицей или гимназию, мы же предлагаем качественное среднее образование. При этом, практически 100% наших выпускников по окончании школы поступают в вузы, а на прошедшей недавно научно-практической конференции, наши выпускники заняли 2-е место по биологии и 3-е место по технологии ремесел. В городских олимпиадах наши учащиеся тоже добиваются успехов: 3-е место по русскому языку и 3-е место по географии.

У школы есть и свои традиции. Например в конце апреля у нас в школе традиционно проходит Большой Совет, где принимают участие педагоги, учащиеся, родители и наши спонсоры. На совете мы подводим итоги уходящего учебного года, отмечаем особо отличившихся (как учеников, так и учителей), награждаем их ценными подарками, а вторая часть – проходит в ДК Тракторостроителей, где с концертной программой выступают воспитанники Центра эстетического воспитания нашей школы.

Центр – это своеобразная гордость нашей школы. Тут есть ансамбль народного танца и оркестр народных инструментов, фольклорный ансамбль «Забава» - всего 11 направлений, и думаю, не надо говорить, что без их участия не обходится ни одно массовое мероприятие в школе.

– ЕГЭ сегодня стал повсеместным стандартом. Считаете ли вы, что это более прогрессивный метод проверки знаний? Как в вашей школе сдают ЕГЭ?

– Безусловно ЕГЭ гораздо более удобен, в первую очередь самим выпускникам, позволяя максимально использовать свои возможности при поступлении в вуз. Но госэкзамен – это не только проверка знаний учащегося, это еще и проверка эффективности преподавания в школе. У нас ЕГЭ обходится без «двоек», и я надеюсь, что и в дальнейшем все будет по крайней мере на «хорошо».

Для подготовки к ЕГЭ у нас введены дополнительные занятия – это позволяет учащимся лучше сдавать экзамен, а школе показывать лучшие результаты.

– В последнее время, наметилась тенденция к существенному уменьшению числа 11-классников из-за неблагоприятной демографической ситуации в 90-е гг. Как это отразилось на вашей школе? Изменится ли что-то в ближайшее время?


– Ситуация действительно критическая. Раньше у нас было 3-4 одиннадцатых классов, это сто и более выпускников, в этом году – только один класс, 26 человек. Если говорить в целом по городу, то если еще не так давно количество выпускников было пять тысяч и более, то в этом году школы чебоксар могут выдать аттестаты лишь 1127 учащимся. В городе сейчас нередки школы, где просто нет одиннадцатых классов.

В этой ситуации, конечно, очень хорошо, что у нас есть хотя бы один выпускной класс, но главное – даже несмотря на демографический кризис, нам удалось сохранить занятость педагогов – число класс-комплектов у нас осталось прежним (иначе говоря – общее количество учащихся не изменилось).

Впрочем, такая критическая ситуация совсем скоро сойдет на «нет» - уже через два года у нас будут 3-4 выпускных класса.

Рассказывать о достоинствах своей школы любой директор может очень долго. А если бы вас попросили назвать всего один факт, который является предметом вашей гордости – что бы это было?

– Если всего один, то я бы сказал, что мы гордимся своими выпускниками. Большинство из них или учится в вузе, или окончили его, выбрав себе путь в жизни, занимаясь интересной работой. Бывает, выпускники заходят к нам в школу, мы всегда рады слышать об их успехах, тем более, что в этом, наверное, есть и наша небольшая заслуга.

А бывает, выпускники возвращаются обратно, но уже в другом качестве. Вот наша учительница математики Елена Николаевна Константинова – окончила педуниверситет и теперь сама преподает детям то, чему ее тут учили, и помогает им найти свой путь в жизни...

Чтобы добавить комментарий или задать вопрос, авторизуйтесь. Не стесняйтесь!

Пока нет комментариев.