Нет сферы важнее той, куда тебя поставил Бог
Современное общество, идя вслед за современной наукой, привыкло классифицировать, вешать ярлыки и рассортировывать по полочкам. Так, «полка» преподавателя – учебные заведения и студенты, «полка» священнослужителей – храмы и паства. Но, слава Богу, есть люди, которые не укладываются в прокрустово ложе упрощенных понятий. Сегодня мы беседуем с Валерием Владимировичем Тимофеевым, православным диаконом, заместителем директора Чебоксарского филиала Академии права и управления по учебной, научной и воспитательной работе.
На работе в филиале Академии...
– Директор Чебоксарского филиала Академии права и управления Валентина Ивановна Выгловская отмечает, что определенная уникальность вуза состоит в том, что в составе сотрудников есть действующий священнослужитель...
– Да, вполне можно согласиться с тем, что такие случаи в нашем городе – единичны.
Я работаю в Чебоксарском филиале Академии с 2003 года. Преподаю «Историю государства и права России», «Истории политических правовых учений» и «Римское право». Кстати, знаете, что на римском праве основано церковное право? Мне особенно близок этот предмет, ведь я являюсь также членом канонической комиссии Митрополии Московской и всея Руси.
– Валерий Владимирович, как получилось, что священнослужитель стал преподавателем?
– На самом деле произошел обратный процесс – преподаватель стал священнослужителем. В 1994 году я закончил исторический факультет ЧГУ, потом была аспирантура, и вслед за этим довольно долго преподавал в ЧГПУ. А в 2002 году в Чебоксары приезжал епископ Казанский и Вятский Андриан, благословивший создать здесь общину, председателем которой избрали меня. А рукоположение мое во священную степень произошло 28 августа 2002 года. Хиротонию совершил владыка Андриан. Сейчас я имею духовный сан православного диакона. Ныне в субботы, воскресенья и праздники я служу вместе со священником о. Сергием в храмах Козьмодемьянска и Йошкар-Олы.
– Изменились ли Ваши лекции после того, как Вы обрели священную степень?
– Конечно. В лекциях появился нравственный аспект. Я стараюсь показать то, что люди, исторические и политические деятели всегда должны соотносить свои деяния с нравственными понятиями.
– На Ваш взгляд, какая сфера нашей жизни требует более пристального внимания священства?
– Нет сферы важнее той, куда тебя поставил Бог. Меня Бог поставил сюда, на эту должность и я буду делать все, чтобы выделить мою Академию. Такое задание дал мне Бог, и я стараюсь все делать хорошо. Священник служит людям везде, везде несет слово божье и православные ценности.
Если обратиться к моей деятельности, юриспруденция, без сомнения, это важная сфера для духовников. Вот, смотрите: Библия говорит: «не укради». А юриспруденция устанавливает меру наказания за меру вины. То есть, чем больше украл – тем тяжелее наказание. Но если человек нравственный – ему не важно сколько можно украсть, чтобы быть ненаказанным… Нисколько нельзя! Видите, без православного критерия человек будет хромать на одну ногу. Конечно, каждый человек может вместить в себя столько, сколько дает Бог, но определенный уровень христианской нравственности в человеке быть должен.
– Как складываются Ваши отношения со студентами?
– Ко мне часто приходят студенты со своими проблемами. У многих из них сейчас – время переходного возраста и я вижу, что они не знают элементарного: как строятся отношения между людьми, в семье, с родителями… У каждого человека бывают минуты, когда ему нужен духовный совет и поддержка. В меру своих сил и разумения стараюсь помочь всем.
Сейчас многие люди воспринимают церковь как культурный атрибут, искренне верующих – 10 %. Все остальные приходят на службу в силу традиций и в двух случаях – или при большой радости или в горе. Но если человек поймет что духовенство – всегда рядом, то расстояние между ними будет уменьшаться.
– Как вы прокомментируете сокращение часов по гуманитарным дисциплинам в учебных заведениях России?
– Мы живем в технократической цивилизации. И людям кажется, что гуманитарные дисциплины – лишнее бремя. Но если вдуматься... Кого мы называем образованным человеком? Того, кто знает историю, литературу, культуру… Но сможем ли мы назвать интеллигентным человека, знающего высшую математику, и только ее? Именно блок гуманитарных дисциплин создает критерии, без которых трудно жить и строить отношения с миром. В нашей «Академии» нет сокращения гуманитарных часов, у нас сбалансированная программа. Юрист, помимо своих профессиональных качеств, должен иметь и нравственные ценности. Он работает с людьми, и часто от позиции юриста зависят судьбы людей. В нашем обществе понимание закона не должно быть бездушным и обезличенным, мы должны видеть за законодательными нормами конкретного человека.
– Опишите круг ваших обязанностей как заместителя директора по учебной, научной и воспитательной работе...
– Обязанностей чрезвычайно много… Если очень коротко, то по учебной части мне необходимо отслеживать успеваемость, посещаемость, качество преподавания. По научной – это курировать участие и преподавателей и студентов в научных конференциях, это издание монографий, статей и нашего «Вестника» (кстати, сейчас даже из Москвы присылают нам свои работы для публикации, ведь наш филиал считается лучшим среди филиалов московской Академии). Еще обширней – воспитательная работа: от здорового образа жизни до культурного отдыха.
– Находят ли отклик научные разработки преподавателей и студентов на практике?
– Конечно, да. Наши студенты участвуют в региональных и всероссийских конкурсах. Вот недавно завершился конкурс ЦИК России. Итог – отличный: наши ребята получили диплом. В нашу Академию, наряду с другими вузами в прошлом году за консультацией по разработке закона о молодежи обратился Госсовет. Мы предложили внести некоторые поправки, которые закреплены в ныне действующем законе. Кстати, наш студент Алексей Федоров является председателем молодежного правительства Московского района города Чебоксары. И уже многие наши выпускники сделали успешную карьеру в силовых структурах, бизнесе и политике.
– Какое напутствие Вы дали бы нынешним выпускникам?
– Время, в которое они выпускаются – сложное. Сейчас, когда общество переживает нестабильность, трудно прогнозировать специальности, которые будут востребованы через несколько лет. Но с другой стороны, открываются новые возможности, появляются новые специальности. Выбор профессии – не такое уж сложное дело, если ты уже имеешь цель, если ты чувствуешь к чему тебя влечет.
Тяжелее тем, кто не определил для себя любимое дело. Тогда нужно обратиться к базовым заповедям: Возлюби Бога своего и Возлюби ближнего своего как самого себя. Эти ценности дают понять, что есть сила и люди, которые поддержат всегда. «Один в поле не воин» – сейчас эта пословица в 100 раз вернее. Прислушивайтесь к совету родственников.
Но, опять же, каждый проживает свою жизнь сам. Если ты считаешь, что нашел свое призвание, но оно не совпадает с желаниями близких, не наступай на горло собственной песне. Для человека большая трагедия, если он не любит свое дело, и разве хорошо – учиться из-под палки? Даже, если ты окажешься не прав, то максимум, что потеряешь: семестр или год. Зато ты САМ поймешь это и вовремя исправишь ошибку и не будешь потом никого винить за этот поступок. Это будет честнее перед собственной душой.
Пока нет комментариев.