На пересечении разных культур
Знать иностранный язык (например: английский) – это хорошо. А хорошо знать английский язык – еще лучше. А еще лучше – хорошо знать английский и немецкий, или, как вариант – английский и французский.
Дементьева Галина Владимировна. Почетный работник общего образования РФ. Окончила факультет иностранных языков ЧГПИ имени И.Я. Яковлева. Долгое время работала в гимназии № 46. С прошлого года директор гимназии № 4. Увлечения – музыка.
Люблю ходить на концерты – одинаково нравится и классическая музыка, и фольклорная, и бардовская песня». Любимая книга – в последнее время с интересом знакомилась с творчеством Ирины Хакамады.
А что вы хотели – третье тысячелетие как никак. Требования гораздо выше чем пять, десять, не говоря уже про пятнадцать лет назад. И возрастают с каждым годом. Вот почему в процессе обучения так важно предвидеть даже не сегодняшнюю потребность общества, а глядеть немного вперед – в завтрашний день. В гимназии № 4 считают, что довольно перспективно в этом отношении было бы построение образовательного процесса на основе взаимодействия культур разных народов и в образовательном пространстве «иностранный язык». О том, как это можно сделать, и насколько это удается педагогам гимназии, беседуем с директором Галиной Владимировной Дементьевой.
Можно ли говорить о том, что обучение в разных школах строится по-разному, в чем тогда особенность обучения в четвертой гимназии?
Конечно, можно говорить про особенности обучения и преподавания, несмотря даже на то, что все школы работают вроде бы по одному образовательному стандарту. Наверное, тут лучше употреблять термин «миссия учебного заведения» – иначе говоря, то, каким мы хотим видеть учеников нашей гимназии «на выходе».
Конечно, у большинства «четвертая гимназия» ассоциируется с английским языком, вот смотрите – одна из последних публикаций о нас. Читаем: «Исторически гимназия № 4 выделяется среди других общеобразовательных учреждений как школа, показывающая лучшие результаты в городе, республике и даже России по английскому языку». Но это не единственное, чем мы можем гордиться. Да, в плане английского у нас специальная углубленная программа, преподавание ведется с первого класса, да и внеклассная работа во многом вокруг этого строится. Вот, например, сейчас мы готовимся к проведению Рождественской недели (23-29 декабря) – это различные конкурсы и постановки, беседы о Рождестве, лотереи, шествие сказочных героев, конкурс рождественских венков и композиций, рождественских песен, День сказок – все, конечно, на изучаемых в гимназии иностранных языках и с максимальным использованием материала по зарубежным традициям, вплоть до того, как оформляется праздничный рождественский стол в разных странах.
У вас даже специальный предмет есть в программе...
Да, элективные курсы, интегративные гуманитарные дисциплины, такие как: «Страноведение Великобритании» и «Страноведение США», литература этих стран. Плюс – работа с аутентичными печатными аудио- и видеоматериалами, УМК зарубежных издательств. Добавьте сюда международные программы по обмену старшеклассников «FLEX» и «AFS», дающих возможность провести несколько месяцев за рубежом (в общей сложности ими воспользовалось около трехсот гимназистов) – так самыми разными способами мы создаем «языковое погружение».
Вы начали говорить о том, что английский – это не единственный предмет гордости...
Да, просто гимназия у большинства ассоциируется именно с английским. Но, для многоязычного и поликультурного развития школьников у нас ведется параллельное обучение еще одному иностранному языку – это французскому или немецкому, с 7-го класса. Все это в значительной мере соответствует требованиям развития общества на современном этапе. В целом же свою миссию мы видим в том, чтобы, скажу без лишнего пафоса, – воспитать гражданина мира.
Именно так глобально?
Гражданин мира – это человек, активно проявляющий свою гражданскую позицию и готовый к использованию полученных знаний для решения важных профессиональных и жизненных проблем в самых разных условиях, странах, обществах, имеющий для этого базовые навыки. Для этого мы много усилий прилагаем для создания поликультурного образовательного пространства и постоянно его расширяем. Наши учащиеся выезжают на обучение за рубеж, но и их сверстники едут к нам в гости. Только за последние годы к нам приезжали школьники из Германии, Бельгии, Италии, Австрии, Таиланда, сейчас у нас учится Мария Каролина Гутиарез – десятиклассница из Венесуэлы. Для нее у нас разработаны индивидуальные курсы по русскому и английскому языкам, а в остальном – обучение идет по обычной гимназической программе.
«Гражданин мира» – это только одна из подпрограмм, реализуемых в нашей гимназии. Другие не менее интересны, важны, и во многом являются выражением наших идеалов и стремлений: «Современный учитель», «Успешный ученик», «Здоровое поколение», «Двери в XXI век» и другие.
Наверное, выскажу немного крамольную мысль, но для многих школьников посещение уроков и школы в целом – формальный, механический процесс.
Что может сделать педагогический коллектив школы, чтобы обучение было более осмысленным?
Не ошибусь сильно, если скажу, что наши ученики далеки от механического посещения уроков, тут мне в помощь будут результаты опросов родителей и анкетирования учащихся. То есть мы делаем все, чтобы каждый гимназист осознавал себя непосредственным участником процесса педагогики сотрудничества. Так оно и должно быть, если мы говорим именно о совместном взаимодействии учителя и ученика в процессе обучения.
Поясню на примере. По-моему, понятно, что в образовании надо максимально широко использовать современные технологии – мобильный компьютерный класс, различные цифровые носители, медиапроекторы, интерактивные доски. Спорить с этим сложно, другое дело, что и в педагогической среде, которая по своему принципу должна впитывать инновации, тоже может найтись место консерватизму: «Да что там, компьютерные технологии, я и так – с мелом у доски все объясню». Так-то оно так, но дело тут даже не в том, что интерактивная доска более эффективна, скорее – более необходима для ученика, для которого она должна быть не новинкой какой-то диковинной (как иной раз воспринимается в среде педагогов), а привычным атрибутом урока.
В реплике про миссию гимназии говорилось, что вы представляете, какими будут ваши ученики «на выходе». А какие они на самом деле?
На самом деле – очень разные. Мы ведем мониторинг поступления в вузы, так вот, гуманитарные специальности, что соответствует профилю гимназии, выбирают около трети выпускников нашей гимназии (в том числе, иностранный язык – 10%), экономика – 37%, и техническое направление – 10%. Это и ведущие вузы России, и зарубежные вузы – Германия, Великобритания, Ирландия. Выпускники гимназии учатся в колледжах «Объединенный мир» в Великобритании, Боснии и Гонконге. Поликультурное пространство расширяется еще больше...
Пока нет комментариев.