Мой последний разговор с Геннадием Айги
Поводом для последнего приезда нашего именитого земляка Геннадия Айги на свою родину стал международный поэтический фестиваль имени Карла Микаэля Бельмана «Скандинавия – Поволжье», проходивший в апреле 2005 года. Именно тогда в дни поэтического фестиваля мне посчастливилось задать вопросы чувашскому певцу поэтического слова, которые потом вылились в небольшое интервью. По некоторым обстоятельствам оно не могло быть напечатано тогда… Но кто тогда знал, что это будет его последний приезд в родную Чувашию. Недавно 21 февраля в Москве на 72-м году жизни Геннадия Айги не стало.
– Геннадий Николаевич, какие авторы представленные на фестивале, вам особенно понравились?
– Мне понравилось многое, но больше всего поразил норвежский поэт Гуннар Вэрнэс. Он чем-то, своим удивительным чувством природы близок нашим древним чувашам. Оскар Росси тоже замечательный. Они все хороши.
– Каково ваше общее впечатление о сегодняшней чувашской поэзии?
– Сложное и непростое, потому что представленные на этом фестивале чувашские поэты (половина из них русскоязычные), так сказать, совсем другой культуры и к чувашской культуре не имеют никакого отношения. Они ждут новой чувашской жизни. Среди них нет, к сожалению, истинно чувашских поэтов. Кроме старых: Раиса Сарби, Вячеслав Ар-Серги, Марина Карягина. Молодые ребята – очень свободные. Их ничем не напугаешь. Мне нравится их свобода. А к их стихам нужно еще привыкнуть.
– Вашу поэзию сравнивают с холстами Казимира Малевича. Как вы сами относитесь к творчеству этого русского авангардиста?
– Его труды оказали на меня, действительно, очень серьезное влияние. Я их очень много изучал в 70-е годы. У меня был тогда доступ и возможность, когда я работал в музее Маяковского, где была очень хорошая библиотека. И можно сказать, Малевич сыграл очень важную роль в моем творчестве.
– Как вы понимаете знаменитый «Черный квадрат» Малевича?
– Это великое творение. Огромный перелом понимания пространства и фигуративности в искусстве. Новое понимание, как говорил Малевич, «распределения цвета на пространство». «Черный квадрат» – это знак, великий знак, также «крестьянский цикл», все это грандиозные вещи. Малевича я считаю величайшим живописцем ХХ века, наравне с Пикассо и Кандинским.
– Что из произошедшего в последнее время в Чувашии вы считаете достижением?
– В искусстве – замечательный художник Игорь Улангин. Также превосходный художник, Петр Петров. Ну, Миттов – это уже классика.
– Какими своими достижениями на сегодняшний день гордитесь?
– Во всех периодах своего творчества я работал в полную силу, поэтому выделить что-то определенное мне очень трудно.
– Над чем вы сейчас работаете?
– Над стихами. Я всегда работаю только над стихами.
– Ваши ближайшие планы?
– Приехать еще раз.
Пока нет комментариев.