Кинозал на уроке литературы. Новые формы преподавания в школе № 55
«Все течет, все меняется», – говорили еще древние греки. Применительно к программе средней школы по литературе, меняются сами требования, меняются произведения необходимые для изучения, да и сами ученики меняются – читать книги сегодня любят не так сильно, как еще лет 10-15 назад.
Дата, место рождения: 6 января 1968 год, Чебоксары.
Я закончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я.Яковлева, филологический факультет.
Хобби: Ужасно люблю вязать, но на это часто времени не хватает. Еще одно увлечение – домашние животные, у нас дома всегда были коты. Еще есть аквариум на 90 литров и большая коллекция кактусов.
Музыка: «Машина времени».
Любимый актер: Константин Хабенский.
Любимый писатель: Михаил Булгаков.
На самом деле ситуация не безвыходная, считает учитель русского языка и литературы чебоксарской школы № 55 Егорова Елена Артемоновна – даже нынешний «контингент» можно заинтересовать даже «Тихим Доном». И вовлечь в оживленную дискуссию по этой книге.
– Когда вы поняли, что будете работать учителем?
– Решение стать учителем возникло у меня еще в школе, так что, получив аттестат, я твердо знала, что буду поступать именно в педагогический институт. В советское время учитель был авторитетом, в чем-то даже примером для подражания. Поэтому и конкурс в педагогические вузы был очень большой, а получив диплом, большинство работало по специальности, то есть учились целенаправленно для того, чтобы стать педагогами. Это относится ко мне, и ко многим другим, кто учился в то время – у нас были совершенно другие идеалы и приоритеты. К сожалению сегодня профессия учителя совершенно непрестижна для выпускника.
К слову – из 21 года своего педагогического стажа, 18 лет я проработала в родной 55-й школе.
– Что главное в работе учителя, в чем его основная задача?
– Вопрос очень разноплановый – тут есть и свои «плюсы» и свои «минусы». Если ты работаешь в школе, то обязательно должен любить детей. Любовь к ребенку – это еще и уважение к нему, надо уважать в нем личность с его собственными интересами. Наверное, только так можно установить контакт с учениками, быть с ними «на одной волне», только в случае взаимопонимания обучение будет продуктивным.
Еще важный момент для преподавателя – хороший багаж знаний и жизненный опыт, это тоже помогает в преподавании. Например, сегодняшние 11-классники совершенно не знают кто такие пионеры или комсомольцы, – я рассказываю им о том, чему сама была свидетелем, про октябрятские значки и пионерские галстуки. В конечном итоге, подобные знания помогут им лучше понять смысл отдельных произведений.
– Программа обучения по литературе в средней школе склона меняться гораздо чаще, чем по другим предметам?
– Если программа преподавания точных наук – математики или физики практически не изменилась, то применительно к литературе, этого сказать нельзя. Программа изменилась сильно, и если раньше в школьной программе при изучении литературы ХХ века упор делался на соцреализм – это и «Как закалялась сталь» Островского, «Железный поток» Серафимовича, «Чапаев» Фурманова, «Смерть пионерки» Багрицкого и многое другое. В сегодняшней программе преподавания этих произведений нет, вместо них изучается Бунин, Шмелев, Куприн, Зайцев, Цветаева, от соцреализма остался, наверное, только «Разгром» Фадеева. Все это говорит о том, что от преподавателя литературы требуется и умение быстро перестроиться, чтобы соответствовать современным требованиям.
– Насколько сложно дается такая перестройка?
– Это довольно непросто – постоянно быть в курсе литературных новинок, но это необходимо. С другой стороны, если классические произведения – «Герой нашего времени» или «Капитанскую дочку» – легко можно взять в библиотеке, то за современными произведениями надо идти в магазин, а на это не у всех есть возможность и желание. Что делать в этом случае, тем более, что совсем скоро мы с 11-классниками дойдем до постмодернизма.
Думаю не надо жестко определять необходимые произведения, лучше дать список из 10-15 произведений на выбор. Кто-то прочитает «Сказки» Петрушевской, кто-то «Похороните меня за плинтусом» Санаева, кто-то выберет Пелевина. А потом мы устроим семинар или конференцию – мне кажется так будет лучше для всех и продуктивнее для учебного процесса в целом.
– Как по вашему, насколько сильно ЕГЭ изменил систему обучения в школе? Каким образом вы готовите выпускников к госэкзамену?
– Давно уже ловлю себя на мысли, что с введением единого госэкзамена, в процессе преподавания стала мыслить категориями ЕГЭ. Даже при изучении темы «чередующиеся корни» в 5-м классе, обращаю внимание пятиклашек на то, что это задание А13 ЕГЭ.
В старших классах у нас идет преподавание по блочной системе – каждый урок, это отработка материалов ЕГЭ, каждое задание прорабатываем десятки раз – только в этом случае есть надежда на успех.
Первые два раздела ЕГЭ – тестовые, к ним можно подготовить, в прямом смысле – натаскать учеников, а вот третий раздел, где нужно написать сочинение, мне кажется самым сложным. Прочитав отрывок художественного или публицистического текста, нужно сформулировать проблему, подобрать аргументацию и высказать собственное мнение. Вот пример одного из таких текстов: парень работал в колхозе трактористом, но все время мечтал стать летчиком. И вот он собирается и едет в город поступать в летное училище. Но на полпути сходит с поезда, возвращается обратно и продолжает работать трактористом. Вот какая здесь проблема? Можно сказать что это – проблема выбора, а можно – проблема несбывшейся мечты. Но в любом случае, надо грамотно изложить свою точку зрения, подобрав аргументы из литературы.
Я не зря говорю, что последний раздел ЕГЭ самый сложный – чтобы грамотно аргументировать, нужно действительно много читать, а не секрет, что нынешние школьники это не очень любят.
– Какие новые направления вы используете в своей педагогической работе?
– Некоторые произведения, тот же «Тихий Дон» Шолохова, становятся проблемными для изучения хотя бы из-за своего объема – мало кто прочитает все 4 книги. Но знать произведение они должны! Можно заставлять читать, можно рассказывать самой. Но я пошла по другому пути – на уроке мы смотрим фильм, снятый по этой книге. А потом даем характеристику героям, разбираем сюжет. Заметила, что многие смотрят с интересом, задают вопросы, комментируют поступки героев, спорят – то есть это не обычный просмотр фильма, как в кинотеатре, а именно обучение.
– Педагогическая работа не обходится без проблемных ситуаций? Как вы действуете в этом случае? Есть ли какие-то универсальные рецепты?
– Я бы не сказала, что проблемы у меня возникают часто, но тут есть конечно одна хитрость. Дело в том, что с нынешними старшеклассниками я работаю уже 6-7 год – с четвертого класса. За это время мы, конечно, хорошо узнали друг друга, научила их слушать меня и слышать, ну и они тоже знают, что от меня можно ждать.
Три кита, на которых стоит нормальный педагогический процесс, на мой взгляд, это требовательность, строгость и чувство юмора одновременно. Да, и взаимопонимание еще, если нет взаимопонимания между учеником и учителем – говорить об эффективном обучении не имеет смысла.
Мне кажется, мне удалось добиться того, чтобы у нас с учениками было взаимопонимание. Я классный руководитель 10-классников, ко мне часто подходят, делятся своими проблемами, это даже хорошо, что между нами нет большой дистанции. Но повторю – все это потому, что мы вместе учимся уже 7-й год, и мое мнение такое, что надо стремиться к тому, чтобы с самого начала, с 4-5 класса и до выпуска, детей вел один и тот же учитель. Так будет лучше для всех, а результат мы увидим в аттестате.
Пока нет комментариев.