Инновационные технологии мышления
Вряд ли кто из педагогов поспорит, что одной из главных среднего образования является не просто дать знания школьнику по тем или иным предметам, а научить его думать, приходить к собственным выводам и иметь собственное мнение.
Дата, место рождения: 5 мая 1977 года.
Место работы: средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары.
Я закончила факультет истории Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова в 1999 году.
Хобби: Фотография и чтение книг.
Фильмы: «Адвокат дьвола».
Девиз: «Нет предела совершенству».
В чебоксарской школе № 49 для этого с успехом применяется образовательная система «Школа-2100», о том, насколько успешно используется в процессе обучения, как это может помочь педагогу в преподавании, а школьнику – в подготовке к ЕГЭ, каким вообще может быть учебный процесс в школе рассказывает преподаватель истории, обществознания и права Ольга Валерьевна Герасимова.
– Когда вы поняли, что будете учителем?
– Довольно поздно, где-то на 4-м курсе. У нас тогда как раз была педагогическая практика – и вот до сих пор помню, как мне понравилось работать с детьми, вести занятия, объяснять интересные темы. Когда получила диплом, выяснилось, что тут, в 49-й школе, есть свободное место. Устроилась, и вот работаю тут уже двенадцатый год.
Конечно, поначалу было непросто, даже несколько раз серьезно думала над тем, чтобы сменить вид деятельности. На первых порах не хватало методики, опыта, но все пришло со временем, и последние годы, ничего кроме удовольствия мне моя работа не доставляет. Это то, чем мне очень нравится заниматься, и я не вижу себя на другом месте.
– Если сравнивать выпускников того времени, когда вы учились в школе, и нынешних одиннадцатиклассников – чья подготовка была выше? Кто прикладывал больше стараний, чтобы получить необходимые знания?
– Я бы не сказала, что настроенность на учебу моего поколения была выше, чем у нынешних выпускников. Если брать в общей массе, то всегда были те, кто хотел учиться хорошо в школе, поступить на престижную специальность, всегда были и те, кому это было не надо – тут скорей зависит от человека, а не от времени.
Другое дело, что у нынешних выпускников сегодня куда больше возможностей и в плане обучения, и в плане поступления. Правда часто замечаю и другое – излишняя загруженность ведет к переутомлению, а там и к отторжению учебы, вот это, наверное, важное отличие нынешних выпускников, от того времени, когда в школе училась я.
– А как вы мотивируете своих учеников на изучение истории?
– Педагогический процесс в том и заключается, что нужно уметь увлечь ребенка. Часто таким мотивом выступает необходимость сдачи ЕГЭ, часто – просто интересный рассказ преподавателя.
Сейчас, конечно, все направлено на подготовку к ЕГЭ, а вот в первом полугодии, когда свободного времени было больше, устраивали на уроках игру в дебаты или готовили эссе на тему семьи, общества, молодежной культуры, власти. Им нравится такой не совсем стандартный подход к обучению, те же эссе они с удовольствием пишут, так что было бы желание – заинтересовать можно.
Но самое главное – учитель должен сам, в первую очередь, испытывать интерес к преподаваемому предмету и процессу изложения материала на уроке – как можно увлечь другого, если сам в этом не заинтересован?
– Ваше отношение к идее Единого госэкзамена? Насколько инновационной можно считать эту инициативу?
– Я за ЕГЭ. Это вполне объективный инструмент проверки знаний. Причем, разные части «A», «B» и «C» – проверяют разные знания и умения – от базовых знаний по предмету, до умения самостоятельно мыслить и принимать решения.
Если говорить про недостатки, мне кажется можно назвать субъективный фактор в оценке. Возьмем, например, обществоведение. У нас стандартом для ЕГЭ является учебник Боголюбова, то есть если выпускник будет готовиться по другому учебнику, ему нужно будет адаптировать формулировки, определения под этот стандарт. Хотя и в других учебниках материал может излагаться правильно, просто – чуть иначе.
– История – наука во многом субъективная, зависящая, например, от эпохи, в которую мы живем. А как сделать изложение материала максимально объективным?
– Каждый учитель по-своему смотрит на историю, у него есть своя точка зрения на те или иные неоднозначные исторические события (революцию, Гражданскую войну и т.д.), и если авторитет учителя очень большой, то эта точка зрения станет и точкой зрения ученика. Я иду по другом пути, стараюсь сначала дать максимум информации о событии и оставляю собственное мнение на самый последний момент. Пусть у учеников сложится своя точка зрения на сталинизм или «Приказ № 227», пусть он сам научится делать правильные выводы и принимать решения на основе имеющегося материала.
– И последний вопрос. Какие проблемные ситуации могут возникать на уроке истории?
– Для того, чтобы лучше понять материал, школьник должен обрисовать для себя проблему, это умение пригодиться ему и в последующем, при сдаче ЕГЭ. Я работаю по учебникам образовательной системы «Школа-2100», которая как раз и включает в себя проблемно-диалогическую технологию.
Суть этого метода в том, чтобы школьник обрисовал проблему, строил различные предположения и в конце-концов получил ответ на требуемый вопрос. Это не рассказ учителя, а именно диалог с учеником. Еще одна инновационная технология развивающего обучения – технология продуктивного чтения, анализ текста в несколько этапов, тоже нашла применение на наших уроках.
Рассмотрим конкретный пример использования этих технологий. Вот рассматриваем на занятии ситуацию – князь Владимир Красно Солнышко. Судя по этому прозванию, о нем в народе осталась добрая память, хотя в летописях мы можем найти и совершенно противоположные утверждения. Нам важно разобраться, вместе с учеником, и придти к какому-то выводу, но пусть это будет вывод, который он сделает самостоятельно.
Пока нет комментариев.