Главное развивать у детей индивидуальность
Какие проблемы стоят перед нынешней системой образования? Каково качество образования у нас в республике? Что предпринимается учителями, чтобы их школьники сдали ЕГЭ успешно? Эти и другие вопросы были заданы Алексееву Виктору Валерьевичу, начальнику отдела управления образования администрации г. Чебоксары по Ленинскому району.
— Виктор Валерьевич, можете в двух словах объяснить Ваши основные обязанности. Чем конкретно занимается Ваш отдел?
— Основные виды деятельности нашего отдела образования (структурного подразделения, относящегося к управлению образования администрации г. Чебоксары) — это контрольно-инспекционная, финансово-хозяйственная и хозяйственно-экономическая деятельность. Отдел образования координирует работу образовательных учреждений в Ленинском районе. К ним относятся 23 школы, 5 учреждений дополнительного образования, 39 дошкольных образовательных учреждений, есть детский оздоровительный лагерь «Березка».
— Чего, по-Вашему, не хватает нынешней системе образования? Что бы хотели изменить? Сейчас все только и говорят, что качество образования в России падает. Вы согласны с этим утверждением или у Вас на этот счет есть свое мнение?
— Я согласен с мнением А.Г.Каспржака, руководителя Центра изучения образовательной политики МВШСЭН, который отмечает: «Стратегия модернизации содержания общего образования одним из оснований обновления образования называет «компетентностный подход». Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования, в качестве его основных целей, будет положено развитие или формирование у учащихся так называемых «ключевых компетентностей»... Именно эти качества и надо развивать у будущих выпускников. Не нужно только вталкивать, вбивать, заливать в них, словно в сосуд, различные цифры, факты, т.е. одну только теорию, определенные знания. Надо научить их применять новые умения и знания на практике. Ведь именно из-за отсутствия этих навыков и проигрывают наши школьники в международных исследованиях. Самое главное, чтобы они научились применять полученные знания в жизни. Чтобы во взрослую жизнь смогли войти безболезненно.
— Каково качество образования у нас в республике? Какие предпринимаются попытки к улучшению качества образования? Что должно быть основополагающим в решении этой проблемы?
— У нас в республике достаточно высокий уровень образования. Это подтверждают те факты, что наши выпускники получают призовые места не только на уровне России, но и на международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Пример тому: ученик чебоксарского лицея победил на международной олимпиаде по физике, проходившей в Австралии. Чувашия — является пилотным регионом, и она одна из первых вошла в эксперимент по проведению ЕГЭ, это тоже говорит о многом. Именно благодаря результатам ЕГЭ наши чебоксарские школьники могут поступать без экзаменов во многие российские вузы. Мы также постоянно участвуем в районных, региональных, международных проектах. Это способствует повышению качества образования и образовательного процесса в целом.
— Знакомы ли Вы с зарубежной системой среднего образования? Каков уровень среднего образования в нашей стране и за рубежом? Есть ли какие-то отличия?
— Побывав на стажировке в Америке, я познакомился с опытом различных школ: частных, государственных, воскресных. У них там совсем другой подход к системе образования. Больше внимания уделяется развитию индивидуальности ребенка. Там ребенок постоянно находится в позиции выбора, в этом и состоит главная особенность западной системы образования. Есть набор обязательных предметов, которые должны изучать все школьники. Остальные же они изучают по выбору. В основном эти предметы связаны с их будущей профессией. Большое внимание уделяется развитию индивидуальной образовательной траектории ребенка. У нас же делается упор на массовое среднее образование. Изменяют ситуацию инновационные образовательные учреждения - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов. Развивая идею профильной школы (в республике действует региональный эксперимент по введению профильного обучения), мы делаем попытки изменить отношение ученика к образовательному процессу.
— Каковы были результаты проведения эксперимента по единому государственному экзамену в прошлом году? Как Вы думаете, нынешние выпускники готовы к ЕГЭ? Что предпринимается учителями, чтобы их ученики сдали ЕГЭ успешно?
— Как достижение могу отметить, что по нашему району 11 выпускников набрали максимальное количество баллов — 100 по различным предметам. Это очень хорошие показатели, говорящие о многом. Можно сказать, это прыжок выше головы. Идеальный результат. Чтобы подготовить нынешних выпускников к предстоящему ЕГЭ в школах ведется большая работа. Для одиннадцатиклассников организованы факультативные занятия. Для родителей и учеников идут консультации, где можно задать различные вопросы, касающиеся единого государственного экзамена. 28 апреля 2006 года будет проведен городской пробный экзамен по математике. Информацию по подготовке к ЕГЭ можно найти на сайте министерства образования и молодежной политики Чувашии. Существует также специальный сайт www.ege.edu.ru. Для подготовки к ЕГЭ во всех образовательных учреждениях района имеются электронные тренажеры, учебники, CD. Выпускники имеют возможность выйти в Интернет для подготовки к экзамену.
— Как Вы думаете, чего не хватает нынешней молодежи? Какие нынешние выпускники, если сравнивать с вашими годами? Что для них является основополагающим?
— Сейчас у выпускников возможностей гораздо больше, чем мы имели в наше время. Самое главное для них это сделать правильный осознанный выбор, не растеряться перед таким разнообразием возможностей. Определиться с профессией.
— Как Вы считаете, что же влияет на их выбор будущей профессии? Что является определяющим фактором?
— По этой проблеме мы проводили исследование. В семи школах района, в опросе приняли участие 350 родителей. Результаты исследования показали, что решающим фактором в выборе будущей профессии оказываются родители (почти 70%), менее 10 % школа, СМИ. Нынешняя молодежь по-прежнему выбирает профессию экономиста, юриста, стала пользоваться популярностью специальность «государственное и муниципальное управление».
— Раньше Вы работали директором школы №56. Скучаете ли по тем временам? Чем легче руководить: всеми школами одновременно или всего одной?
— В школе № 56 я проработал почти шесть лет. Конечно же, скучаю. Но все равно в новой должности я не забываю свою школу. Где сложнее? Не легко ни там и ни здесь. Везде свои проблемы. Другой масштаб. Другое направление. Нынешняя работа мне интересна и нравится.
— Помните ли свои школьные годы? В какой школе учились? Какие учебные предметы вам особенно нравились?
— Учился я в 23-й школе. Был довольно активным школьником, занимался общественной деятельностью — был председателем совета дружины, секретарем комсомольской организации, экскурсоводом в музее Партизанской славы при нашей школе. Потом, когда окончил школу, стал работать старшим вожатым, параллельно поступил на филологический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева. Через некоторое время стал работать учителем, затем заместителем директора по воспитательной работе. А что касается предметов, то мне, особенно, нравились математика, физика, история, музыка и английский язык.
— Кем тогда мечтали стать? Все ли цели были достигнуты?
— До восьмого класса мечтал поступить в кулинарное училище и выучиться на кондитера. Но потом мечты поменялись. Остался работать в школе и проработал там 20 лет. Но моя преподавательская деятельность до сих пор продолжается. Я читаю лекции в институте образования на курсах повышения квалификации для директоров и заместителей директоров школ.
— Ваши пожелания одиннадцатиклассникам?
— Удачи. Не тушеваться перед трудностями, осознанного выбора, целеустремленности.
Пока нет комментариев.