Что нужно делать, чтобы выпускник был успешен в жизни
Куда пойти после окончания школы? Как выбрать будущую профессию, чтобы не пополнить потом ряды безработных? На эти (и некоторые другие вопросы), которые возникают у нынешних школьников и их родителей задолго до одиннадцатого класса, отвечает начальник управления образования г. Чебоксары Кудряшов Сергей Владимирович.
Кудряшов Сергей Владимирович учился в школе № 20 г. Чебоксары, которую окончил с одними пятерками в аттестате и поступил на физико-математический факультет ЧГУ. Работал преподавателем физики, заместителем директора, директором школы № 55, начальником отдела кадров Министерства образования ЧР, с 2003 года – начальник управления образования г. Чебоксары. В свободное время предпочитает прогулки на природе, занимается спортом (в школе имел юношеский разряд по волейболу), посещает тренажерный зал.
– Закончив обучение в школе, большинство выпускников стремиться получить высшее образование, если не на бюджетной, то на коммерческой основе, в то время, как среднее специальное образование нет так популярно. Что, по-вашему, нужно предпринять в первую очередь, чтобы не допустить дисбаланса на рынке труда в ближайшее время.
– Действительно, сложившаяся на сегодняшний день ситуация сложная и неоднозначная. С одной стороны – большинство выпускников стремятся поступить в вуз и получить высшее образование. С другой – зачастую, в большинстве случаев, не учитывается конкретная ситуация на рынке труда, вот почему у нас так много безработных бухгалтеров и юристов. Вакансии биржи труда на эти специальности – требуются два, от силы – три человека, а желающих – в сотню раз больше! В то же самое время не хватает обычных рабочих специальностей, не хватает педагогов в школах… Что можно посоветовать в этой ситуации? Наше управление совместно с городским центром труда и занятости уже который год проводит тестирование выпускников – девяти- и одиннадцатиклассников для выявления индивидуальных наклонностей, чтобы человек хорошо представлял себе, к чему он больше предрасположен. Это поможет избежать ошибок при выборе будущей профессии. А если говорить об общих тенденциях, тот мой личный прогноз такой – сейчас растет спрос на инженерно-технические специальности, нужны будут математики, физики, химики, биологи, об этом говорят и данные по конкурсу в вузы на эти направления.
– Вариантов, чем заняться после школы, у нынешнего выпускника довольно много – пойти учиться в вуз, попытаться приобрести рабочую специальность или сразу начать работать. Какой из этих вариантов, по вашему мнению, является оптимальным?
– Говорить «в общем» очень сложно – все зависит от конкретного выпускника. Для успешного выбора будущей профессии нужно знать свои наклонности и спрос на рынке труда – в этом случае можно выбирать между обучением в вузе, средне-специальным и начальным профессиональным образованием. У нас городе можно получить хорошее средне-специальное образование, например в Профессиональном лицее. Там очень хороший конкурс, очень хорошая учебная база, хорошие кадры – все это позволяет готовить востребованных специалистов. К тому же многие учебные заведения средне-специального образования работают по договорам с крупными предприятиями города – это «Элара», ЧАЗ, ЧЗПТ, так что, окончив техникум или колледж найти работу будет не так сложно, как невостребованным экономистам и юристам. Сегодняшняя работа на промышленном предприятии часто связана со сложным оборудованием, так что со временем рабочий с высшим образованием не будет вызывать удивление.
– Какие, на ваш взгляд, направления для обучения в вузе являются наиболее приоритетными для сегодняшних выпускников, чтобы поучившись 5 лет и получив диплом, молодой специалист не испытывал затруднений при трудоустройстве?
– Как я уже отмечал, в основном это технические специальности. Но и человек с юридическим, экономическим образованием при правильной специализации будет востребован на рынке труда. Сейчас – время узких специалистов. Даже у нас, в области образования есть потребность в бухгалтерах, с опытом работы в бюджетных организациях. Для юристов выигрышной окажется специализация по земельному законодательству – потребность в таких специалистах сейчас очень высокая. Если все это обобщить, то можно сказать, что для успешного выбора будущей профессии, наряду с собственными склонностями, важно и прогнозировать развитие ситуации в целом по стране и на рынке труда (подобный анализ постоянно проводит министерство экономического развития ЧР, министерство образования и молодежной политики ЧР, центр труда и занятости). Простой пример – сейчас у нас строится речной порт с очень развитой инфраструктурой – например там будет гостиница очень высокого класса. Соответственно, требования к персоналу будут высокими – знание нескольких иностранных языков, зарубежные стажировки, навыки делового общения – все это будет учитываться при приеме на работу.
– Не секрет, что большинство выпускников педагогических вузов не работают по специальности после получения диплома, и дело тут не только в низкой зарплате и сложных условиях труда, а скорее в престиже самой профессии. Есть ли какие-то варианты решения этой проблемы?
– Такая проблема существует. По статистике, около 8% педагогов республики – люди пенсионного возраста, столько же молодых педагогов. В то же время, сейчас мы наблюдаем сокращение числа школьников (до 4 000 ежегодно). С одной стороны это приводит к тому, что школах высвобождаются ставки, но по прежнему не хватает преподавателей по таким дисциплинам, как физкультура, информатика, технология. Что можно сделать для того, чтобы приостановить отток кадров (а это – в первую очередь молодежь, выпускники вузов, получившие диплом) в другие области деятельности с более высокой зарплатой. Поэтому многое зависит тут и от руководителя школы – именно он в состоянии создать локальные условия, которые могут заинтересовать и привлечь молодых специалистов. Сегодня, в соответствии с Законом «Об образовании», директор школы имеет право устанавливать надбавки в пределах выделенных ассигнований на оплату труда. То есть выход, если вся проблема заключается только в низкой зарплате, все-таки есть.
– Как, по-вашему, чего больше всего не хватает нынешней системе образования? Насколько сложно это осуществить?
– Вопрос, конечно, непростой… У нас есть муниципальная программа развития образования г. Чебоксары «Столичное образование на 2005-2007 гг.», где намечены основные направления развития образования. И в первую очередь – это обеспечение для всех горожан равного доступа к получению качественных образовательных услуг. Последние годы правительством республики многое делается для повышения социальной защищенности педагогических работников и учащихся – это и именные премии, стипендии президента, награждение лучших учителей. В соответствии с проектом реформы системы образования происходит интенсивное улучшение материально-технической базы и образовательного потенциала у нас в городе распоряжением Кабинета министров Чувашии определены три ресурсных центра – на базе лицеев № 2 , № 3 и школы № 40. На очередном заседании Чебоксарского городского собрания депутатов будет рассмотрена программа сетевого взаимодействия этих ресурсных центров с базовыми школами, что позволит не только повысить профессионализм педагогов, но и само качество преподавания, поможет развить материально-техническую базу учебных заведений.
– Если попытаться сравнить уровень среднего образования в нашей стране и за рубежом, то на какие отличия обращаешь внимание в первую очередь.
– Мне приходилось бывать за рубежом – в Америке и Германии. По собственным впечатлениям и словам коллег могу сказать, что наша система образования более фундаментальна в плане изучения наук, знаний в техническом направлении. За рубежом направленность более гуманитарная, у них более прикладной характер – в этом, по-моему, главное отличие. Как и то, что общий уровень знаний у школьников в нашей стране намного выше. Не зря ведь, нынешняя система образования ФРГ внимательно изучает (и перенимает!) опыт преподавания в школах ГДР, во многом основанный на педагогических разработках нашей страны.
– Личный вопрос: а как вы учились, когда были школьником? Возникали ли какие-то сложности с учителями, как вы их решали?
– Учился я хорошо, а проблем с учителями, как правило, не возникало…
– У вас двое детей-студентов. Где они учатся и насколько ваше мнение, как специалиста в области образования, повлияло на их выбор?
– Они сами все выбрали. Учатся на экономическом факультете университета – сын на менеджменте организаций, дочь – на управлении производством.
– Вы знакомы с комсомолом не понаслышке – в годы вашей молодости эта структура занимала важное место в жизни почти, что каждого старшеклассника. А какова сегодня роль общественных молодежных организаций в жизни подростков? Могут ли ни в полной мере заменить ВЛКСМ?
– Сейчас можно сказать, что практически в каждой школе есть какая-нибудь общественная организация, есть районные объединения (так, Калининский «Лидер» объединяет 12 представителей 12 школ) – все это позволяет усилить активность подрастающего поколения, применять разные способы работы и организации досуга.
– Ваши пожелания одиннадцатиклассникам и всем читателям нашей газеты.
– Хочется пожелать в первую очередь, чтобы, заканчивая образовательное учреждение, у них уже была определенность по выбору дальнейшего пути. Хорошая работа важна. Но не нужно забывать, что ты являешься жителем Чувашии, гражданином России, нужно стараться принести пользу обществу.
Пока нет комментариев.