Что нужно делать, чтобы выпускник был успешен в жизни

Куда пойти после окончания школы? Как выбрать будущую профессию, чтобы не пополнить потом ряды безработных? На эти (и некоторые другие вопросы), которые возникают у нынешних школьников и их родителей задолго до одиннадцатого класса, отвечает начальник управления образования г. Чебоксары Кудряшов Сергей Владимирович.

Post Image 1

Кудряшов Сергей Владимирович учился в школе № 20 г. Чебоксары, которую окончил с одними пятерками в аттестате и поступил на физико-математический факультет ЧГУ. Работал преподавателем физики, заместителем директора, директором школы № 55, начальником отдела кадров Министерства образования ЧР, с 2003 года – начальник управления образования г. Чебоксары. В свободное время предпочитает прогулки на природе, занимается спортом (в школе имел юношеский разряд по волейболу), посещает тренажерный зал.

– Закончив обучение в школе, большинство выпускников стремиться получить высшее образование, если не на бюджетной, то на коммерческой основе, в то время, как среднее специальное образование нет так популярно. Что, по-вашему, нужно предпринять в первую очередь, чтобы не допустить дисбаланса на рынке труда в ближайшее время. 

– Действительно, сложившаяся на сегодняшний день ситуация сложная и неоднозначная. С одной стороны – большинство выпускников стремятся поступить в вуз и получить высшее образование. С другой – зачастую, в большинстве случаев, не учитывается конкретная ситуация на рынке труда, вот почему у нас так много безработных бухгалтеров и юристов. Вакансии биржи труда на эти специальности – требуются два, от силы – три человека, а желающих – в сотню раз больше! В то же самое время не хватает обычных рабочих специальностей, не хватает педагогов в школах… Что можно посоветовать в этой ситуации? Наше управление совместно с городским центром труда и занятости уже который год проводит тестирование выпускников – девяти- и одиннадцатиклассников для выявления индивидуальных наклонностей, чтобы человек хорошо представлял себе, к чему он больше предрасположен. Это поможет избежать ошибок при выборе будущей профессии. А если говорить об общих тенденциях, тот мой личный прогноз такой – сейчас растет спрос на инженерно-технические специальности, нужны будут математики, физики, химики, биологи, об этом говорят и данные по конкурсу в вузы на эти направления.

 

– Вариантов, чем заняться после школы, у нынешнего выпускника довольно много – пойти учиться в вуз, попытаться приобрести рабочую специальность или сразу начать работать. Какой из этих вариантов, по вашему мнению, является оптимальным?

– Говорить «в общем» очень сложно – все зависит от конкретного выпускника. Для успешного выбора будущей профессии нужно знать свои наклонности и спрос на рынке труда – в этом случае можно выбирать между обучением в вузе, средне-специальным и начальным профессиональным образованием. У нас городе можно получить хорошее средне-специальное образование, например в Профессиональном лицее. Там очень хороший конкурс, очень хорошая учебная база, хорошие кадры – все это позволяет готовить востребованных специалистов. К тому же многие учебные заведения средне-специального образования работают по договорам с крупными предприятиями города – это «Элара», ЧАЗ, ЧЗПТ, так что, окончив техникум или колледж найти работу будет не так сложно, как невостребованным экономистам и юристам. Сегодняшняя работа на промышленном предприятии часто связана со сложным оборудованием, так что со временем рабочий с высшим образованием не будет вызывать удивление. 

– Какие, на ваш взгляд, направления для обучения в вузе являются наиболее приоритетными для сегодняшних выпускников, чтобы поучившись 5 лет и получив диплом, молодой специалист не испытывал затруднений при трудоустройстве? 

– Как я уже отмечал, в основном это технические специальности. Но и человек с юридическим, экономическим образованием при правильной специализации будет востребован на рынке труда. Сейчас – время узких специалистов. Даже у нас, в области образования есть потребность в бухгалтерах, с опытом работы в бюджетных организациях. Для юристов выигрышной окажется специализация по земельному законодательству – потребность в таких специалистах сейчас очень высокая. Если все это обобщить, то можно сказать, что для успешного выбора будущей профессии, наряду с собственными склонностями, важно и прогнозировать развитие ситуации в целом по стране и на рынке труда (подобный анализ постоянно проводит министерство экономического развития ЧР, министерство образования и молодежной политики ЧР, центр труда и занятости). Простой пример – сейчас у нас строится речной порт с очень развитой инфраструктурой – например там будет гостиница очень высокого класса. Соответственно, требования к персоналу будут высокими – знание нескольких иностранных языков, зарубежные стажировки, навыки делового общения – все это будет учитываться при приеме на работу. 

– Не секрет, что большинство выпускников педагогических вузов не работают по специальности после получения диплома, и дело тут не только в низкой зарплате и сложных условиях труда, а скорее в престиже самой профессии. Есть ли какие-то варианты решения этой проблемы? 

– Такая проблема существует. По статистике, около 8% педагогов республики – люди пенсионного возраста, столько же молодых педагогов. В то же время, сейчас мы наблюдаем сокращение числа школьников (до 4 000 ежегодно). С одной стороны это приводит к тому, что школах высвобождаются ставки, но по прежнему не хватает преподавателей по таким дисциплинам, как физкультура, информатика, технология. Что можно сделать для того, чтобы приостановить отток кадров (а это – в первую очередь молодежь, выпускники вузов, получившие диплом) в другие области деятельности с более высокой зарплатой. Поэтому многое зависит тут и от руководителя школы – именно он в состоянии создать локальные условия, которые могут заинтересовать и привлечь молодых специалистов. Сегодня, в соответствии с Законом «Об образовании», директор школы имеет право устанавливать надбавки в пределах выделенных ассигнований на оплату труда. То есть выход, если вся проблема заключается только в низкой зарплате, все-таки есть. 

– Как, по-вашему, чего больше всего не хватает нынешней системе образования? Насколько сложно это осуществить?

– Вопрос, конечно, непростой… У нас есть муниципальная программа развития образования г. Чебоксары «Столичное образование на 2005-2007 гг.», где намечены основные направления развития образования. И в первую очередь – это обеспечение для всех горожан равного доступа к получению качественных образовательных услуг. Последние годы правительством республики многое делается для повышения социальной защищенности педагогических работников и учащихся – это и именные премии, стипендии президента, награждение лучших учителей. В соответствии с проектом реформы системы образования происходит интенсивное улучшение материально-технической базы и образовательного потенциала у нас в городе распоряжением Кабинета министров Чувашии определены три ресурсных центра – на базе лицеев № 2 , № 3 и школы № 40. На очередном заседании Чебоксарского городского собрания депутатов будет рассмотрена программа сетевого взаимодействия этих ресурсных центров с базовыми школами, что позволит не только повысить профессионализм педагогов, но и само качество преподавания, поможет развить материально-техническую базу учебных заведений. 

– Если попытаться сравнить уровень среднего образования в нашей стране и за рубежом, то на какие отличия обращаешь внимание в первую очередь.

– Мне приходилось бывать за рубежом – в Америке и Германии. По собственным впечатлениям и словам коллег могу сказать, что наша система образования более фундаментальна в плане изучения наук, знаний в техническом направлении. За рубежом направленность более гуманитарная, у них более прикладной характер – в этом, по-моему, главное отличие. Как и то, что общий уровень знаний у школьников в нашей стране намного выше. Не зря ведь, нынешняя система образования ФРГ внимательно изучает (и перенимает!) опыт преподавания в школах ГДР, во многом основанный на педагогических разработках нашей страны.

– Личный вопрос: а как вы учились, когда были школьником? Возникали ли какие-то сложности с учителями, как вы их решали?

– Учился я хорошо, а проблем с учителями, как правило, не возникало…

– У вас двое детей-студентов. Где они учатся и насколько ваше мнение, как специалиста в области образования, повлияло на их выбор?

– Они сами все выбрали. Учатся на экономическом факультете университета – сын на менеджменте организаций, дочь – на управлении производством. 

– Вы знакомы с комсомолом не понаслышке – в годы вашей молодости эта структура занимала важное место в жизни почти, что каждого старшеклассника. А какова сегодня роль общественных молодежных организаций в жизни подростков? Могут ли ни в полной мере заменить ВЛКСМ? 

– Сейчас можно сказать, что практически в каждой школе есть какая-нибудь общественная организация, есть районные объединения (так, Калининский «Лидер» объединяет 12 представителей 12 школ) – все это позволяет усилить активность подрастающего поколения, применять разные способы работы и организации досуга.

– Ваши пожелания одиннадцатиклассникам и всем читателям нашей газеты.

– Хочется пожелать в первую очередь, чтобы, заканчивая образовательное учреждение, у них уже была определенность по выбору дальнейшего пути. Хорошая работа важна. Но не нужно забывать, что ты являешься жителем Чувашии, гражданином России, нужно стараться принести пользу обществу.

Чтобы добавить комментарий или задать вопрос, авторизуйтесь. Не стесняйтесь!

Пока нет комментариев.