Чтобы девушка учила физику
Некоторые школьники делят предметы на интересные и нет. Те, что поумнее разделяют их по-другому – те, которые нужны для ЕГЭ и которые не нужны. Самые умные понимают – неинтересных предметов просто не бывает.
Дата рождения: 24 января 1941 года.
Место работы: МОУ «Национальный лицей-интернат им. Г.С. Лебедева г. Чебоксары»
ВУЗ: В 1963 году окончил физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева.
Увлечения: Раньше очень интересовался фотографией, и даже кинофильм пытался снимать.
Фильмы: О войне – «В августе 44-го», «Освобождение».
Книга: В основном я читаю техническую литературу по физике.
Признаться, я сначала удивился, когда узнал, что у Юрия Яковлевича Иванова, преподавателя физики в Национальном лицее-интернате им. Г.С. Лебедева в Чебоксарах, девушки на уроках интересуются предметом не меньше, чем ребята – я удивился. Девушки и физика? Однако пока мы беседовали, все быстро встало на свои места. Девушки действительно могут интересоваться физикой. Даже если в классе много девушек...
– Первый, традиционный вопрос: как складывалась ваша педагогическая карьера?
– После окончания ЧГПИ я пришел на работу в родную ишлейскую школу, но проработал там всего полмесяца – пошел служить в армию. Служил в ГДР, а когда вернулся в 1965 году, устроился в чебоксарскую школу № 25 на Восточном поселке. С 1970 года работаю тут (раньше это был Интернат № 3 музыкально-художественного воспитания).
– Как вы оцениваете уровень подготовки нынешних одиннадцатиклассников?
– Я могу говорить только про наших лицеистов, и они в большинстве своем без проблем поступают в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга, показывают результаты на олимпиадах разного уровня, только в этом году у нас в лицее два ученика стали призерами республиканской олимпиады по физике, и один – по астрономии.
Конечно, не только я, а все учителя нашего лицея стараются уделять больше внимания «олимпиадникам», и ребята нас не подводят – в этом учебном году призерами городских олимпиад стали шестеро моих учеников и трое – республиканских.
– У Вас очень большой педагогический опыт. А есть ли какие-то особые секреты подготовки к Единому государственному экзамену?
– Секретов, как таковых, нет – только опыт работы. С самого начала учебного года мы организуем специальный кружок, где повторяем материал 9-10 классов – это для тех, кто будет сдавать ЕГЭ, ребята помимо самостоятельной работы прорабатывают материал с учителем, и могу сказать – это им очень помогает. Кроме того – проводим физический практикум, работаем с различными приборами, например, мультиметрами, звуковыми генераторами, осциллографами, а в конце все сдают своеобразный зачет, где будут вопросы и из ЕГЭ. Мне кажется, такая углубленная и практическая работа над предметом, поможет гораздо лучше сдать единый госэкзамен.
– Физику сложно назвать интересным предметом. Как вам удается увлекать физикой своих учеников?
– А их и не надо увлекать (улыбается) – они сами заинтересованы. Особенно те, кто учится на физико-математическом профиле. Они знают, что им придется сдавать соответствующий ЕГЭ, потом поступить и учиться в техническом вузе, так что их интерес вполне оправдан и предсказуем. Причем и физикой, и математикой, и информатикой у нас одинаково интересуются как ребята, так и девушки; а в профильном физико-математическом классе девушек даже больше – получается и интерес у них больше (улыбается). Понятно, что для этого профиля характерен повышенный интерес именно к физике и математике, высокий уровень знаний – но для меня все это очень показательно.
Или вот еще один пример – многие наши лицеисты участвуют в олимпиадах, которые проводят московские вузы (например, Электротехнический институт или даже «Бауманка») – побеждают там и автоматически становятся студентами этих вузов. Разве это не показатель?
– Насколько сложно работать в лицее по сравнению с простой школой?
– Я здесь работаю уже более сорока лет. И за это время у меня успела сложиться собственная система работы с учащимися. Например, я проверяю, чтобы у каждого в тетради были записи урока – это показывает, что он и на занятии внимательно меня слушал, и при самостоятельной подготовке пригодится.
Из собственных разработок я использую в работе опорные конспекты по всему разделу физики (так, курс за 11 класс включает в себя 50 конспектов), я раздаю эти карточки, ученики переписывают их к себе в тетрадь, а потом готовятся по этим записям. Усвоив и проработав одну тему, мы переходим к решению задач – для этого у меня тоже есть разработанные карточки заданий. Все делается по той же схеме: карточки раздаются, каждый решает задачи, потом все проверяем. Я считаю, что такой вид обучения гораздо более эффективен, да и результаты моих учеников на ЕГЭ тоже говорят об этом.
Помогите! Не знаю куда пойти учиться бестолковой девушке.