В рубрике: «ЕГЭ по обществознанию» 24 публикаций.

Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011

Марина Офёркина
Офёркина Марина Пантелеевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №18» г. Новочебоксарска.
Педагог высшей квалификационной категории.
Имеет нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации».
Результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию показали, что актуальной проблемой для предмета становится чтение и понимание текстов. Показатели выполнения заданий на анализ и интерпретацию фрагментов оригинальных текстов, содержащих информацию стали ниже, чем в предыдущие годы.

Результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию показали, что актуальной проблемой для предмета становится чтение и понимание текстов. Показатели выполнения заданий на анализ и интерпретацию фрагментов оригинальных текстов, содержащих информацию стали ниже, чем в предыдущие годы.

Как работать с текстом на экзамене

1. С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Определите основную идею текста.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Внимательно прочитать задание. Отвечайте точно на поставленный вопрос. Избегайте неполных ответов.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:
• внимательно прочитать задание;
• понять, что именно требуется для успешного ответа;
• уяснить, из каких частей складывается задание;
• стараться выполнить все задание;
• если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
• не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
• старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
• сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Пример задания

Текст к заданиям С1-С4.
Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Ответ:

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В ответе могут быть названы следующие функции:
1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

 
Указаны три функции 2
Указаны две функции 1
Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и проиллюстрируйте примером.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
- расширение производства общественных благ;
- создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры
 
Названо три явления, одно проиллюстрировано примером 2
Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером 1
Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.
 
Указаны три позиции 3
Указаны две позиции 2
Указана одна функция 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
- налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
- избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры
 
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, приведен один пример 3
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример 2
Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример 1
Указана точка зрения автора, но аргумент и пример не приведены, ИЛИ ответ неправильный.

0
Максимальный балл 3

Автор: Марина Офёркина
Материал размещен 15 января 2011
Количество просмотров: 32758

Шиномонтаж в Люблино

ЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5
С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В
По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию средний показатель выполнения заданий группы В по разделам «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения» – 60–61%. Несколько хуже показатели по компонентам «Право» – 55% и «Политика» – 53%.
ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А
По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию результаты работ более половины участников оказались в диапазоне 41–60 баллов. По сравнению с 2011 г. средний балл за выполнение работы снизился, возросло число выпускников, набравших менее 40 баллов, а также число не преодолевших минимальную границу. Последних стало 5,9% против 4,5% в 2011 г. Но и существенно увеличилось количество выпускников, набравших 100 баллов (80 человек).
ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года
В 2013 году в контрольные измерительные материалы по обществознанию внесены изменения.
Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012
Учащиеся испытывают трудности при выполнении задания С9 на протяжении всех лет сдачи ЕГЭ по обществознанию. Сравнительно немногим учащимся удается написать эссе, максимально удовлетворяющее всем критериям. Зачастую выпускники забывают, что ответ должен быть написан в выбранном контексте, то есть, базироваться, прежде всего, на той составляющей обществоведческого курса, по которой сформулирована тема.
Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012
(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)
Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012
(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)
Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012
(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)
Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012
Наибольшие трудности вызвала тема «Многовариантность общественного развития (типы обществ)».
ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию
Изменения в КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2012 году не носят радикального характера.
Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011
Начнем с рассмотрения результатов выполнения заданий раздела «Право» курса обществознания в 2010 году.
Согласно Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ-2010 почти треть выпускников не знают главное отличие правовых норм от моральных.
Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011
В данной статье рассматриваются вопросы содержательной линии «Политика».
Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011
Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Социальные отношения».
Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011
В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Экономика»
Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011
Я уже отмечала, что в экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок - модуль. И это придает этому материалу особую сложность. В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Человек».
Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011
В экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок - модуль. Значительная степень теоретического обобщения материала придает этому материалу особую сложность.
Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011
Результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию показали, что актуальной проблемой для предмета становится чтение и понимание текстов. Показатели выполнения заданий на анализ и интерпретацию фрагментов оригинальных текстов, содержащих информацию стали ниже, чем в предыдущие годы.
Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011
Рассмотрим форму записи ответов задания части В по обществознанию на конкретных примерах.
Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году
В этой статье хотелось бы подробнее остановиться на особенностях ЕГЭ по обществознанию в 2011 году.
План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году
Сегодня хотелось бы остановиться на умении составлять развернутый план текста, темы. В варианте КИМ единого государственного экзамена по обществоведению в 2010 году появилось задание, выявляющее уровень сформированности этого умения. На ЕГЭ по обществознанию в 2011 году задание усложняется – предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме.
ЕГЭ по обществоведению – 2011
Мы снова начинаем цикл статей по ЕГЭ, которые помогут одиннадцатиклассникам сдать госэкзамен успешно. Благодарим учителя обществознания и истории МОУ «Лицей 18» Офёркину Марину Пантелеевну, которая рассказала нам об особенностях ЕГЭ по обществознанию.
ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3
Экзамен по обществознанию – наиболее массовый из всех, которые сдаются по выбору, как в Чувашии, так и по всей России. По своему характеру он ориентирован в большей степени на оценку овладения требованиями образовательного стандарта базового уровня, и в этой связи востребован большим количеством выпускников, желающих пройти по нему аттестацию за курс общеобразовательной школы.
ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2
Говоря о едином государственном экзамене 2010 года необходимо кратко остановиться на том, что в 2010 году в КИМ вводятся новые содержательные единицы.
Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
На основе анализа результатов, получаемых в ходе проведения экзамена, экзаменационная модель ЕГЭ по обществознанию постоянно совершенствуется. Говоря о едином государственном экзамене 2010 года необходимо кратко остановиться на том, что в 2010 году в КИМ вводятся новые содержательные единицы.