Учитель – не просто профессия, это состояние души

Для того, чтобы стать учителем, нужно иметь много различных навыков. Эта профессия не для тех, кто просто хочет работать, получать заработную плату и длительный отпуск. Обучать детей грамотности и различным наукам, например, математике, письму, истории не просто, тем более детей не обманешь, они чувствуют и Ваше настроение, и уровень знаний.

Post Image 1

Начальной ступенью проф педагогического образования в России являются педколледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

В 30-70-е годы прошлого столетия профессия учитель входила в тройку наиболее престижных и уважаемых профессий в Советском Союзе. Особенно это было верно в сельской местности, где к учителю шли не только за знанием, но и за мудрым советом, за поддержкой. В городских школах в 70-е годы на авансцену педагогического труда вышли учителя-новаторы. Например, филолог Ильин из Ленинграда или математик Шаталов из Донецка собирали миллионные аудитории у экранов телевизоров, рассказывая коллегам и просто слушателям о своем педагогическом опыте, о новых формах, методах и средствах обучения.

Период дикого капитализма перевернул общечеловеческие ценности с ног на голову. Отразилось это и на престиже педагогических профессий. Ученики стали все реже писать в сочинениях на тему «Кем я хочу стать» - «хочу быть учителем». На первые места в ранжире профессий вышли бизнесмены, предприниматели, менеджеры, юристы, экономисты… Но вот, по закону развития (все повторяется, только на более высоком уровне) профессия учитель вновь начинает занимать передовые позиции в списке популярных. Этому способствовали и экономические рычаги (повышение зарплаты и льгот для педагогов), и политика государства, способствующая ренессансу этой профессии, возрождению должного внимания, уважения и признания, а также появление популярного конкурса с большим призовым фондом – «Учитель года».

И теперь все больше учеников по-маяковскому задумываются над своим будущим, связывая его с работой в школе: я б в учители пошел, пусть меня научат.

А где «научат»? Какие вузы готовят педагогов?

Во-первых, ответ лежит на поверхности: педагогов (учителей) готовят в педагогических институтах. Во-вторых, в университетах. В последнее время, кстати, именно университеты стали расти, как грибы, замещая или поглощая институты. В-третьих, и это было так всегда: окончившие физмат университета могут пойти преподавать физику или математику в школу, лицей или колледж; окончившие истфак, соответственно, могут прийти в эти же учебные заведения преподавать историю и т.д. По третьему пункту может создаться впечатление, что не обязательно иметь именно педагогическое образование, для того чтобы преподавать в школе. Достаточно иметь высшее образование и хорошо знать свой предмет? Но это не совсем так. Да, бывают случаи, когда, например, «чистый» математик (не педагог) пользуется бОльшим уважением и авторитетом в той же школе, чем аналогичный специалист с педагогическим образованием. Но чаще (и это правильно) настоящим педагогом становится тот, кто осознанно избрал эту профессию, а также осознанно пошел именно в педагогический вуз.

Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться

Итак, мы рассматриваем вариант, когда человек изначально решил стать педагогом, а не пришел в школу как специалист (физик, например) после неудачной попытки утвердится в каком-либо НИИ. Вы любите детей, любите свой предмет? Школьный звонок для вас - весенняя трель соловья, а не устрашающий гонг, вызывающий на ринг под названием «класс»? В ученике вы видите равного оппонента, способного смело и свободно без ошибкобоязни излагать свои мысли, а не раба, выполняющего задание из страха перед плохой оценкой? Тогда уверенно открывайте двери школы, входите в кабинет, знакомьтесь с классом, - вы не ошиблись адресом. Это ваша стезя, ваш крест, но и ваше высокое счастье. Но одного желания быть учителем и одной беззаветной любви к детям мало. Кроме книги Сухомлинского «Сердце отдаю детям» вашими настольными книгами должны еще стать многие произведения и научные работы. Прежде, чем что-то передать своему ученику, вы должны много знать сами. Для учителя самообразование - это вечный процесс.

Кроме умений и знаний учитель должен обладать следующими качествами

1. Быть в известной степени артистом, уметь ярко, образно и красочно подать материал.
2. Быть хорошим психологом, подходить к каждому ученику индивидуально, как к личности.
3. Должно быть творческое, новаторское отношение к работе. Вечный поиск новых методов и форм.
4. Уметь держать дисциплину, организовывать коллектив.

На последнем пункте остановимся подробнее. У каждого в школьные годы в классе был свой авторитет среди учителей. Одни могли заставить класс успокоится, собрав дневники, наказав нерадивых, самых «отличившихся», другие тем, что отправляли к директору или вызывали в школу родителей. Но самым незыблемым авторитетом и уважаемым педагогом был тот, кто мог одним словом, одним взглядом заставить класс присмиреть и успокоится. О таких учителях обычно говорят – строгий, но справедливый.

Большое значение имеет просто интонация голоса. Надо говорить, произносить нравоучительные фразы так, чтобы у учеников не оставалось и тени сомнения, что вы именно так и поступите и обязательно проверите выполнение своего решения. Но основой всех этих психологических выкладок, все равно является отличное знание своего предмета. Когда учитель интересно и ярко рассказывает новый материал, то ученикам просто некогда отвлекаться и нарушать дисциплину. Они становятся соучастниками, «сотворцами» новых знаний.

Заработок учителя

На уровень зарплаты влияет стаж и категория учителя (от специалиста до высшей категории), а также звания (например, «Заслуженный учитель России»).Учитель должен постоянно расти как специалист, творчески, сдавая на повышенные категории. Также педагог может иметь дополнительный заработок, занимаясь репетиторством – обучением на дому, подготовкой ученика к поступлению в вуз. Этот вид работы в настоящее время хорошо оплачивается и является дополнительным материальным подспорьем для педагога.

Зарплата, звания, дополнительные заработки – все это вторично, если для человека понятие «учитель» – это не профессия, а состояние души. Когда к детям идешь, как на праздник. Когда нудная, ежедневная, рутинная «писанина» всяческих отчетов, дневников наблюдений и пр. не в силах и на минуту затмить уверенности в правильности выбранного пути, в ощущении радости от общения с детьми. Когда после болезни тебя обступит твой любимый 6-А, и дети наперебой начнут кричать: а мы Вас так ждали, без Вас было так скучно в школе…

Чтобы добавить комментарий или задать вопрос, авторизуйтесь. Не стесняйтесь!

Комментарии

Комментарии скрыты
Avatar
Иван
Я согласен с этим утверждением. Учительство – это не только профессия, но и призвание, требующее не только знаний и профессионализма, но и эмоциональной и моральной готовности.

Учитель – это тот, кто вносит неоценимый вклад в жизнь своих учеников. Он не только передает знания, но и воспитывает личность, помогает развиваться, находить свое место в жизни, формирует ценности и убеждения. Учитель должен быть не просто знатоком своего предмета, но и психологом, педагогом, наставником и даже друзьями для своих учеников.

Учитель должен иметь высокую социальную ответственность, чувство долга, терпение и уважение к своим ученикам. Учитель должен быть готов к тому, что его работа не всегда будет оценена по достоинству, и ученики могут не всегда понимать его ценность.

Но при этом, учительство – это профессия, которая приносит много удовлетворения. Учитель видит результат своей работы в учебных достижениях своих учеников, в их личностном росте, в дружеских отношениях с ними. Учительство – это прекрасная возможность делать важную и нужную работу, которая может изменить жизнь людей к лучшему.

Поэтому я согласен, что учительство – это не просто профессия, это состояние души.
1 год назад Ответить