Творческий подход нужен во всем

Что скрывать – культура речи, умение правильно построить фразу, использовать нужные слова, грамотно составить пусть даже небольшой фрагмент текста – сегодня проблема для многих. Помочь в этом могут уроки русского языка и литературы, тем более, если они проводятся творчески.

Post Image 1

Дата, место рождения: 31 января 1967 г., дер. Малиновка Красночетайского района Чувашии.
Место работы: школа № 60,  г. Чебоксары.
Я закончила филологический факультет Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова в 1990 году.
Увлечения: Музыка, танцы, активный отдых.
Фильм: «Весна на Заречной улице».
Книга: М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Музыка: П.Чайковский, Д.Ласт, Eminem.
Девиз: «Береги в себе человека!».

Подходить творчески – это значит досконально владеть материалом и изложить его в доступной форме, касается ли это деепричастного оборота или дуэли Печорина и Грушницкого. И пока мы беседовали с учителем русского языка и литературы чебоксарской общеобразовательной школы № 60 Ириной Геннадьевной Михайловой – у меня не осталось сомнений, что она знает, как это сделать – сделать урок по-настоящему творческим.

Расскажите о вашей педагогической карьере.

– Еще обучаясь в школе, я чувствовала, что буду учителем. Уже  тогда у меня было умение убеждать других людей, умение вести беседу, даже одноклассники прислушивались к моему мнению, да и класс у нас был дружный, творческий. Помню, в десятом классе стенгазету выпустили, там про меня были такие стихи:

Известно всему народу:
Ирина – педагог от роду.


Поэтому, ничего удивительного не было в том, что я решила поступать в пединститут. Тогда я жила в Иркутской области, а в Чувашии у нас было много родственников. Но в пединститут я тогда не поступила, зато через год стала студенткой филфака ЧГУ. Интересно, но по воле судьбы, получив диплом, я снова вернулась в Сибирь, в родную школу, правда, потом все-таки переехала в Чебоксары и вот уже 14 лет работаю здесь.

– Насколько сложной и творческой является профессия учителя, тем более – если речь идет об учителе русского языка и литературы?

– Учителем, а особенно учителем литературы, может быть только творческий человек. Нужно иметь  широкий кругозор и желание интересоваться практически всем: и музыкой, и спортом, и историей. Иначе очень сложно продуктивно вести урок. Вот смотрите: история и литература – они же сильно связаны. Взять классику – «Капитанскую дочку» Пушкина. Не зная истории Пугачевского бунта, его предпосылок и последствий, можно ли правильно понять это произведение? Или взять «Песнь о купце Калашникове» – тут нужно знать Смутное Время, эпоху Ивана Грозного, опричников. Как иначе увлечь детей, заинтересовать их произведением?

Или вот пример из современной литературы. Читая Чингиза Айтматова «И дольше века длится день...», рассказывая о взаимоотношении человека и природы, мы говорим о том, что развитие прогресса, современных технологий не должно вредить окружающей среде - вспоминаем о событиях на АЭС. Все это помогает нам лучше понять проблемы романа.

Сегодня на уроке вы изучали Людмилу Петрушевскую. А кого еще из современных авторов вы  предлагаете своим ученикам?

– Список довольно объемный. Вот из самых последних: Вячеслав Дегтев «Четыре жизни», В.А. Пьецух «Жена Фараона», Д. Рубина «Цыганка», О. Павлов «Вниз по лестнице в небеса», П. Крусанов «Петля Нестерова», О. Ермаков «Последний рассказ о войне», Л. Улицкая «Люди нашего царя».

– Насколько сложно, по вашему мнению, сдавать ЕГЭ по русскому языку?

– Мне кажется, что вся сложность заключается в задании «С». Что скрывать – сегодняшние подростки читают мало, отсюда не очень большой словарный запас и кругозор. А от них требуется творческий подход к выполнению задания: нужно выявить тему, сформулировать проблему, донести все  это понимание до проверяющего и при этом попасть в точку. Это, правда, очень сложно.

Если же говорить конкретно о моих учениках, то по моему предмету «процент качества», то есть, тех, кто сдал на «4» и «5» – около 60%.

Чего, по-вашему, не хватает нынешней программе по литературе? Какие произведения вы бы добавили?

– Хорошо, что сейчас у преподавателя есть некоторая инициатива – можно включать произведения для внеклассного чтения. Мне кажется, современному школьнику нужно прочитать «Молодую гвардию», «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь» – и мы с детьми все это изучаем. Они должны знать про целеустремленность Алексея Мересьева, формирование характера Павки Корчагина, патриотизм и мужество Олега Кошевого и Ульяны Громовой.

Как вы относитесь к самой идее проверки знаний с помощью ЕГЭ?

–  Личное мнение: категорически против ЕГЭ по литературе. Я уже говорила: это творческий предмет, а на фоне тестов невозможно увидеть мышление ребенка, понять глубину осознанности  им произведения. Это невозможно отразить в тестах – это надо проверять старым способом: при личной беседе с экзаменатором. Только так можно понять, насколько ученик разобрался в конфликте, понял тему.

Что же касается русского языка, то части «А» и «В» показывают знания орфографии, грамматики и пунктуационных правил, и справиться с ними вполне реально. А некоторые задания даже учат правильно и красиво говорить. Например, в задании «А» нужно уметь правильно ставить ударение: торты, банты, откупорить, форзац. Хотелось бы, чтобы правильное произношение не забылось после экзамена, а сохранилось в памяти навсегда. Пусть наша речь останется красивой.

Чтобы добавить комментарий или задать вопрос, авторизуйтесь. Не стесняйтесь!

Пока нет комментариев.