Нацеленность на успех

В идеале, став старшеклассником, школьник уже должен хорошо представлять, как сложится его жизнь после школы, кем он хочет стать, и что нужно сделать, чтобы этого добиться, в какой вуз ему лучше поступать, чтобы поступить.

Post Image 1
Post Image 2
Post Image 3

Дата, место рождения: 19 декабря 1955 год, Нижний Новгород.
Я закончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я.Яковлева в 1977 году.
Увлечения: чтение, очень люблю читать художественные биографии. Люблю быть на природе.
Девиз: «Компетентность, креативность, ответственность» – это девиз и нашего лицея.

В принципе сложная задача, но в лицее № 44 знают, как решить эту проблему. Благодаря специальной программе школьники, окончив девятый класс, с большой долей уверенности могут сказать, как будет развиваться дальше их образовательная траектория. Об этом мы беседуем с директором лицея Людмилой Владимировной Кузьминой.

Опираясь на свой опыт, кем по вашему легче работать – учителем или директором?

– Эти функции нельзя сравнивать, хотя бы потому что они предполагают решение разных задач. Сейчас я могу сказать – директором работать конечно сложнее, директор сегодня – это «универсальный солдат». Руководителю образовательного учреждения недостаточно просто быть педагогом – нужны юридические, экономические, даже психологические знания, во многое тут приходится вникать самостоятельно –  изучать документы, читать специальные журналы, смотреть в интернете, хотя в идеале тут надо говорить о втором высшем образовании – в области управления.

По современным требованиям – директор в большей степени менеджер, чем педагог, его задача – управлять учреждением. 

– Как складывалась ваша педагогическая карьера?

– Сколько себя помню – хотела быть учителем, и хотя после пединститута я осталась работать на кафедре, спустя семь лет я пришла в школу. Именно в эту школу, где и прошла вся моя педагогическая жизнь. Сначала я работала учителем русского языка и литературы, потом меня назначили зам. директора, а когда прежний директор школы вышел на пенсию, директором стала я – это было в 2006 году. Нашей школе повезло с тем, что за 29 лет существования тут сменилось всего два директора – в моем понимании это показатель стабильности.

Расскажите о школе, которую вы возглавляете?

– За 29 лет школа перепробовала самые разные статусы: общеобразовательная школа, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, и вот с 2003 года мы стали лицеем. Причем, если в большинстве своем лицей ориентирован на реализацию физико-математических программ, то можно сказать, что у нас лицей многопрофильный.  
Мы для тех детей, родителей и педагогов, которые готовы работать в режиме самоопределения, развития, открытости и взаимной ответственности.

В этом году лицей внедряет новую технологию построения образовательного пространства: в основу деятельности старшей школы положена новая модель индивидуализации образования. Наряду с традиционными видами занятий  (уроки, спецкурсы, индивидуальные консультации) активно применяются технологии блочно-модульного обучения, обучения в сотрудничестве, дистанционного обучения, проектной технологии; лицей  работает в режиме активного применения информационно-коммуникативных и интерактивных технологий. В прошлом году мы разработали программу развития лицея «Стратегия гармонизации ». Стратегия лицея исходит из идеи разумного баланса знаниевого, личностно-ориентированного, компетентностного и культурологического подходов в образовании.

Сокращение числа одиннадцатикласссников в школах города в этом году заметно особенно сильно. Насколько это коснулось вашей школы?

  – Начать надо, наверное, не с одиннадцатых классов, а гораздо раньше. В старшие классы у нас идет очень серьезный отбор, так из 4-х девятых классов мы формируем только 2 десятых – в них поступают  наиболее сильные, подготовленные учащиеся, кто действительно сможет обучаться по углубленным программам. В какой-то степени это и правильно – после предпрофильной подготовки в 9-м классе ребята уже знают свои возможности, на занятиях по выбору профессии им объясняют, что кроме «что я хочу», нужно учитывать и «что я могу», ну и различные пробы, тестирования тоже помогают определиться и с будущим обучением и с будущей профессией.

Проходит все это очень интересно – в начале обучения в девятом классе каждый школьник публично заявляет о своих образовательных намерениях, озвучивает свои цели, например, хочет ли он дальше учиться в лицее, или может быть его интересует профиль, которого у нас нет (тогда он переходит в другую школу), кто-то выбирает себе ссуз.

Ответив на первый вопрос, переходим ко второму – «А что ты для этого делаешь?». Это уже – план на год, тут и учебная работа, и научно-практические конференции и другие виды   образовательной деятельности и социальной практики. А в конце девятого класса у нас проходит опять же публичная защита портфолио, где ребята представляют свои образовательные результаты, комиссия  дает рекомендации по дальнейшему обучению.

Вот так у нас формируются выпускные классы – очень тщательно. Сегодня у нас 1 одиннадцатый класс, и 2 десятых – то есть в следующем году выпускников будет больше.

Как  у вас сдают ЕГЭ по сравнению с другими школами?

– Если говорить именно про наш кластер, то мы занимаем 4 -5 места из восьми лицеев и гимназий города. Если же делать оценку внутреннюю – сравнивать себя не с другими школами, а смотреть на свои потенциальные возможности, то с каждым годом мы наблюдаем динамику результатов итоговой аттестации.

Что вы вспоминаете в первую очередь, когда спрашивают о достижениях школы?

– Вспоминаю призеров всероссийских олимпиад – по этому показателю мы одни из первых в городе, за этот год у нас уже 3 победителя всероссийской олимпиады по праву. Достижений много, вот (показывает кубки) –  уже третий год наше объединение «Лидер» становится лучшим школьным объединением района. Или вот грамота – наша команда заняла 3-е место на российских соревнованиях по айсштоку.

В чем мы видим условия успеха? В ставке и ориентации на лидеров (лидера ученика, лидера учителя, лидера администратора). Это, нам кажется, и есть развитие достоинств любой системы. Надо вдохновенно, самоотверженно работать, потому что побеждает профессионал. Мы стремимся, чтобы лицей стал территорией  развития интеллекта учеников и учителей.

Чтобы добавить комментарий или задать вопрос, авторизуйтесь. Не стесняйтесь!

Пока нет комментариев.