На дворе трава, на траве дрова

Конечно, все вы знаете эту скороговорку, но сможете ли вы ее быстро и уверенно произнести? Получилось? Наши поздравления – ваше произношение близко к безупречному:) А скороговорки вспомнили потому, что сейчас будем рассматривать особенности работы логопеда.

Post Image 1
Post Image 2
Post Image 3

Логопед - это специалист, который научит правильно произносить звуки и слова. Как правило ему приходится работать с детьми.

Думаю, в общих чертах все представляют, что логопед – это специалист, который исправляет дефекты речи у пациентов. Дефекты могут быть самые разные, чаще всего это неправильное произнесение отдельных звуков, но есть и более сложные пациенты, которые картавят или шепелявят. И всем им нужно правильно «поставить речь». Как правило, пациентами логопеда являются дети дошкольного возраста (именно в это время важно научиться правильно произносить звуки, да и справедливости ради нужно отметить, что у многих детей годам к пяти произношение самостоятельно корректируется) – очень важно, чтобы ребенок до школы избавился от дефектов речи, если они у него есть. Но бывает, что к логопедам обращаются и взрослые пациенты – у кого-то с детского возраста так и осталось заикание, у кого-то дефекты речи появились после инсульта.

Каким образом происходит лечение (точнее – коррекция) дефектов речи? Про скороговорки мы уже упоминали (вот еще парочка, для желающих продолжить тестирование собственной дикции: «Проста каша, да не проще простокваши» и «Сетчатый сачок зацепился за сучок»), но гораздо большее значение имеют специальные артикуляционные упражнения, помогающие добиться правильной постановки губ и языка при произношении. Начав с отработки проблемных звуков, логопед переходит к слогам, затем слоги складываются в слова и так далее – обычно трех-пяти месяцев бывает достаточно, чтобы ребенок начал «говорить правильно» и навсегда забыл, что у него были сложности с произношением.

Тут еще важно отметить, что работа логопеда – это значительно больше и важнее, чем просто постановка правильной речи. Человек, который неправильно произносит звуки или заикается, в лучшем случае испытывает психологический дискомфорт, может вызывать насмешки у окружающих – все это очень легко может привести к появлению комплекса неполноценности. Понятно, что общение с другими людьми, да и нормальная работа в целом для него становятся довольно проблематичными. Поэтому «обучение» правильному произношению – это решение целого комплекса проблем у пациента, и как несложно заметить, часто это проблемы выходят за пределы собственно логопедии.

 

Специфика работы

На самом деле, логопедия, как часть обширной науки дефектологии, включает в себя знания и по медицине, и по психологии, и по педагогике – все это будут изучать в вузе те, кто решит выбрать для себя эту профессию (см. ниже раздел «Где учат»). Собственно и «речевая терапия» начинается с того, что логопед пытается найти подход к пациенту, потому что люди с дефектами речи, часто склонны быть стеснительными и плохо идут на контакт. Вот поэтому главная задача логопеда – разговорить пациента, в прямом и переносном смысле. Следует отметить и один существенный «минус» профессии логопеда – отсутствие гарантированного результата в некоторых случаях: когда речь идет об очень серьезных отклонениях в произношении, то сложно заранее сказать, насколько эффективными будут приложенные усилия (впрочем, это относится не только к этой профессии:)

Хотя логопеду приходится работать и со взрослыми, традиционный его контингент – дети. Поэтому место работы логопедов – это детские сады и поликлиники, центры психолого-педагогической реабилитации, приходится работать и с лицами с проблемными детьми, имеющими инвалидность или умственную отсталость. В последнее время многие логопеды открывают собственную практику и ведут частный прием.

Многим профессия логопеда может показаться довольно редкой и невостребованной, но по данным медицинской статистики, количество детей с речевыми отклонениями в последнее время только увеличивается и они становятся сложнее. Значит, для будущих логопедов найдется их благородная работа.

Какие нужны навыки

Как уже отмечалось выше, первое, что должен сделать логопед – найти подход к пациенту, часто имеющему психологические проблемы. Поэтому чуткость, терпеливость, отзывчивость, желание помочь другому человеку – никогда не будут лишними. В этом отношении работа логопеда чем-то напоминает работу врача. Кроме того, важно, чтобы у будущего логопеда была развита склонность к работе и общению с детьми.

Где учат

В педагогическом вузе, где есть факультет дефектологии или специальной педагогики, например в Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова или в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.

В программу обучения входят такие дисциплины, как основы нейрофизиологии, психопатологии, физиология органов слуха и речи, основы генетики, сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми), плюс - общепедагогический блок (педагогика, психология, психолингвистика). Специальность, указываемая в дипломе – «Учитель-логопед».

Как вариант, уже имея высшее (лучше – педагогическое) образование, можно закончить годичные курсы.


Чтобы добавить комментарий или задать вопрос, авторизуйтесь. Не стесняйтесь!

Пока нет комментариев.