Лирику не убьешь физикой

Ирина Ильинична Полбенникова работает директором чебоксарского лицея № 3 с 1992 года. За это время в школе произошли грандиозные перемены. Начать с того, что в далеком 92-м она еще и лицеем-то не была. А потом как поехало: сначала статус присвоили, потом перевели в другое здание и даже дали премию Сореса II степени. Ирина Ильинична свою работу любит, а работа, по всей видимости, любит ее.

Post Image 1

Место работы: лицей № 3 г. Чебоксары.

– Лицей № 3 в Чебоксарах считается школой для одаренных детей. Насколько сложно к вам попасть?

– Сложно поступить к нам в 5 класс. Раньше отдавали детей в школу по месту жительства, и ребенок учился в ней все 11 классов в одном месте. А сейчас многие родители задумываются о том, в какую школу вести ребенка после начальной ступени. Обычно мы принимаем детей в 5, 7 и 9 классы, но со следующего года будем осуществлять набор только в 5 и 9, так как увеличили прием в 5 классы. Очень большой конкурс, а взять хочется многих.

– У вас в программе 11 класса есть такой раздел – «образовательные модули», как они работают?

– Говоря научным языком отрасли образования, это элективные курсы (то есть курсы по выбору), официально введенные в учебные планы всех школ с 2004 года. Мы же ввели их в учебные планы еще в 1998 году и дали рабочее название: «образовательные модули». Так и оставили. В настоящее время во всех школах современной системы образования ученику 10 и 11 классов предлагается обязательный выбор элективных курсов в объеме четырех часов в неделю. В нашем лицее мы не предлагаем такого выбора для десятиклассников, учеников модулей, но зато в 11 классе предлагается на выбор 8 часов из 36 в неделю – это как раз и есть, что мы называем, образовательные модули. На наш взгляд, 11-классники находятся в более определенной позиции в вопросе выбора своего будущего профессионального образования, а следовательно, и в вопросе выбора образовательных модулей (элективных курсов). Ученик сам выбирает, какие дисциплины ему нужны для будущей профессии.

– Ирина Ильинична, куда обычно поступают выпускники вашей школы?

– Большинство наших выпускников, процентов 70, выбирают технические специальности, процентов 20-25 – экономические, процентов 5-10 – специальности других, самых разных областей. Традиционно уровень успешно поступивших в вузы выпускников нашего лицея составляет 100 процентов. Многие уезжают в Москву, в Санкт-Петербург. В последнее время все больше учеников стремится именно в Питер, что объясняется более высоким уровнем культуры людей этого города.

– У школы есть свой праздник – 24 октября, «День Лицея». Почему именно этот день?

– Дата не фиксированная, она может меняться. В этот день мы обычно проводим посвящение учащихся в лицеисты. Кроме того, это еще и День открытых дверей для общественности. Каждый класс презентует свои достижения – в основном перед родителями.

– В том числе и то, что делают сами в кружках по интересам?

– Да. У нас разработана специальная учебная программа «Курсы по выбору» для 5 – 7 классов. Учащиеся в начале каждого полугодия выбирают себе курс на полгода. Эти занятия включены в учебный план. Причем группы – разновозрастные: один курс может посещать и пятиклассник, и семиклассник. Всего у нас действуют 16 курсов: начиная от выжигания по дереву, заканчивая театральной студией. Чего только нет! Даже вышивка крестом была, сейчас, правда, курс не функционирует.

– В чем уникальность вашей системы дополнительных курсов по выбору?

– Во-первых, для детей этого возраста характерна потребность в авторских пробах. Курсы предоставляют детям поле выбора таких проб.

Во-вторых, на курсах ученики приобретают навык продуктивной деятельности в группе, так как результатом их работы является, как правило, групповой продукт: литературный альманах, макет военной землянки, подставка для цветов, спектакль и т.п. Для успешного результата необходимо научиться слушать друг друга, формулировать свое мнение и аргументировать его, вовремя выполнять взятые на себя обязательства и т.п.

В-третьих, на курсах дети осваивают элементы проектной деятельности: они сами формулируют задумку, сами определяют, что для реализации задуманного необходимо научиться делать, какие материалы нужны, сами распределяют между собой роли, анализируют задуманное и полученное, готовят презентацию продукта, публично выступают на презентации. Педагог при этом является старшим помощником детей.

В-четвертых, курсы формируют такое качество, как ответственность за свой выбор: задуманное обязательно нужно довести до конца за полгода и презентовать результат.

– Считается, что физики и лирики – это крайности, которые, тем не менее, неразлучны. Физики у вас представлены в большом количестве, а как насчет лириков?

– Это ведь просто расхожее выражение. Думаю, в каждом человеке столько лирики, сколько заложено семьей и природой. Лирику физикой не убьешь. Есть, конечно, опасность, что физика перевесит, у нас все-таки физико-математическая школа, но мы даем детям возможность развиваться во всех направлениях. Что же касается лирики в прямом смысле слова, – стихи сочиняют все в определенном возрасте. И я сочиняла.

Чтобы добавить комментарий или задать вопрос, авторизуйтесь. Не стесняйтесь!

Пока нет комментариев.