Интереснее быть молодым

Нынешняя молодежь уже не такая, какая была еще пять лет назад – об этом скажут многие педагоги. Но если наши старшеклассники так быстро меняются, что нужно сделать, чтобы процесс обучения был наиболее эффективным? Особенно это относится к таким предметам, где нет и не может быть однозначной оценки – например, истории.

Post Image 1

Дата, место рождения: 5 января 1975 год, Чебоксары.
Я закончила исторический факультет Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова в 1997 году.
Увлечения: йога, апгрейд компьютера.
Фильм:«Эквилибриум».
Книга: «Звездная бабочка» Бернар Вебер.
Музыка: разная – от Linkin Park до Баха.
Мечта: покататься на гондоле и покормить голубей по площади Святого Марка в Венеции.

Как построить урок так, чтобы эффективно подать материал по непростой теме? Насколько пригодится школьнику обществоведение в его дальнейшей жизни? Сложно ли сдавать ЕГЭ? На эти вопросы мы получили ответ во время беседы с преподавателем истории и обществоведения лицея № 44 из Чебоксар Егоровой Еленой Владимировной. Впрочем, интересных вопросов было куда больше....

– Традиционный первый вопрос: почему вы выбрали именно профессию учителя?

– На мой выбор очень сильно повлиял классный руководитель – она у нас была учителем истории. Красивая, стильная, всегда следила за модой – на нее можно было только любоваться. И на ее уроках мне очень нравилось. Вторая причина – родители. Они образованные люди, но без высшего образования, но люди читающие и размышляющие, поэтому  всегда покупали нам с сестрой много книг, выписывали разные журналы, начиная от «Веселых картинок» и заканчивая «Сменой» или «Роман-газетой» – хотели чтобы мы нашли свое место в жизни и поддержали мой выбор стать учителем.  Я поступила на истфак ЧГУ, с преподавателями мне тоже повезло, вот благодаря всем этим обстоятельствам я работаю учителем уже 14 лет.

– Как вы сами относитесь к предметам, которые преподаете? Насколько нужными в жизни вы их считаете?

– Начнем с обществознания – это очень нужная и полезная дисциплина, там есть и философия, и политология, и право, и история обществ – все это, несомненно, будет востребовано во взрослой жизни.

Второй предмет – история, способствует воспитанию гражданства, патриотизма, ребенок должен знать историю своей страны, ключевые события и выдающихся людей, не  зря ведь говорят: «Народ, который не знает свою историю – мертвый народ».

Другое дело, что сегодня мы сталкиваемся с тем, что на одно и то же историческое событие, например Гражданскую войну в России, могут быть совершенно диаметрально противоположные точки зрения. Как быть в такой ситуации? Недавно на конференции по патриотизму и гражданственности в ЧГУ мы как раз разбирали эту проблему, вывод был простой – одной-единственной точки зрения просто не может быть, у нас не тоталитарное государство. Неправильно говорить, что на Гражданской войне «белые» были плохими, а «красные» – хорошими (или наоборот). И среди тех, и среди других кто-то был хорошим, а кто-то – нет. Вот взять лидеров белого движения: Колчак – известнейший исследователь Арктики; Деникин, Врангель, Юденич – очень талантливые люди, как недавно отметили в передаче «Альтернативная история» на ТВ-3, если бы в то время проводили демократические выборы, Деникин вполне мог бы стать во главе страны.

А в целом – и «красные», и «белые» желали процветания России, только добивались они этого разными путями – примерно такая мысль должна прозвучать на уроке истории.

– Насколько сложно преподавать историю, учитывая все эти аспекты?

– Считаю, что несложно. Многое, конечно, зависит от самого преподавателя, его точки зрения, пристрастий, мировоззрения – часто это элементарно определяется возрастом, и молодому преподавателю гораздо легче найти язык с современными детьми.

– Трудно ли сдавать ЕГЭ по истории?

– По моему опыту – не очень сложно. К тому же само содержание вопросов меняется, и если еще недавно вопросы  носили в большей степени конкретный характер: на знание дат, событий, личностей, то сейчас упор сделан на применение знаний – нужно знать признаки определенных исторических эпох, уметь их сравнивать, то есть подключать свое мышление, уметь анализировать события.

– Почему обществознание пользуется такой популярностью у сдающих ЕГЭ?

– Просто этот предмет необходим при поступлении в вуз на множество самых разных  специальностей – от юристов и экономистов до дизайнеров. Соответственно – много и желающих сдавать ЕГЭ по этому предмету. Обществознание тем хорошо, что помогает составить общую картину мира, дает школьнику универсальные знания. Скажем можно не знать особенности всех избирательных систем, но необходимо знать, что у граждан нашей страны есть избирательное право, нужно хотя бы в общих чертах представлять историю его возникновения. Это нужно знать и потому, что мы живем в современном демократическом государстве и, наверное, каждый из нас хочет, чтобы страна становилась еще лучше.

– Насколько изменились старшеклассники по сравнению с тем временем, когда вы сами учились в школе?

– Своих учителей мы немного побаивались, а сегодняшние школьники – они гораздо более открытые, более инициативные и креативные. Да и возможностей у них гораздо больше – и в поиске необходимой информации, и при выборе вуза для поступления. А если в двух словах, то – сегодня гораздо интереснее быть молодым....

– Какие инновации применяются в вашем лицее?

– Мы гордимся своей компьютеризацией. Практически в каждом кабинете у нас стоит компьютер, мультимедийная техника, все это используется во время проведения уроков, как результат – наши дети, уже в 6-м классе сами снимают фильмы, делают 3D проекции и даже сделали 3D-экскурсию по лицею на нашем сайте - все это, естественно пригодится им, когда они закончат обучение.

Еще одно преимущество, которое хотелось бы отметить – выбор профиля обучения для старшеклассников, это удобно тем, что ребенок получает именно те знания, которые потом пригодятся ему для поступления в вуз и для его будущей работы в целом.

Чтобы добавить комментарий или задать вопрос, авторизуйтесь. Не стесняйтесь!

Пока нет комментариев.