Что проверяет ЕГЭ?
Споры вокруг объективности Единого госэкзамена, как объективной системы проверки знаний учащихся будут существовать все время, пока существует Единый госэкзамен. Можно быть сторонником, или противником ЕГЭ (это личное дело каждого человека), но справедливости ради следует согласиться что – 100% идеальной системы тестирования не бывает.


Идеальных систем не бывает, но бывают системы, более близкие к идеалу, и более далекие от него. «На входе» мы имеем абстрактного ученика, у которого нужно проверить знания по определенному предмету, «на выходе» должны оценить его знания в числовой форме по 100 балльной системе, проанализировав ответы на несколько десятков вопросов и задач. Казалось бы все просто, и раз нам известно, что этот ученик должен знать (учебные программы и пр. доступны всем желающим), то составить контрольные задания будет не так-то сложно.
Составить, может быть и не сложно (в конце-концов, каждый учитель постоянно занимается этим на протяжении учебного года:), другое дело, насколько объективными будут эти вопросы и насколько они будут соответствовать поставленной цели. Чтобы не ходить далеко за примером – вот одно из заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию:
В стране Р. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании человеческой личности?»
Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:
Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?
1) Наибольшая часть среди опрошенных граждан полагает, что личностные качества формирует главным образом школа.
2) Опрошенные граждане в наименьшей степени выделяют ближайшее окружение, как фактор, влияющий на личность.
3) Семья и домашние, по мнению опрошенных, в современном обществе вообще утратили влияние на формирование личности.
4) Наименьшее число голосов опрошенных набрал фактор природных задатков.
Попробуйте сами найти правильный ответ, а потом ответьте на дополнительный вопрос: Какое, вообще, отношение к обществознанию имеет это задание, когда оно проверяет умение… анализировать диаграммы? Да, там рассматривается ситуация из курса обществознания, но это как раз те знания, которые выпускник должен получать на уроке. Именно на уроке, проходя курс обществознания, он должен уяснить себе, что окружающие считают самым важным для формирования личности, а не узнавать это из экзаменационных материалов.
Впрочем, и познавательный характер этой диаграммы не так высок. Во-первых – это результаты социологического опроса, где очень многое определяется временем проведения и репрезентативностью (полнотой) выборки (иначе говоря, проведенный в другое время и в другом месте такой же опрос покажет – другие результаты). А во-вторых – это данные из страны под названием Р. (Румыния? Руанда? что там у нас еще на букву «Р»?).
Иначе говоря, перед нами задание, которое имеет абстрактный характер и не несет никакой познавательной ценности. Ну, разве что, умение определить, какой сектор круга больше остальных. И ЭТО ЗАДАЧА ДЛЯ 11 КЛАССА???
Казалось бы, осознав проблему, мы легко можем видоизменить вопрос, обратив его к научной точке зрения. Первое, что приходит в голову: «Какие основные факторы формирования личности по мнению ученых?» Вопрос хороший, вопрос верный и этот вопрос как раз и проверит знания учащегося.Одна только проблема – на него нельзя дать однозначного ответа. Факторов много, но в первую очередь это врожденные (биологические) и приобретенные (напр. социальные) во всем их многообразии. Вопрос очень непростой, поэтому однозначного ответа, когда только один из вариантов будет верным, а остальные нет – тут дать нельзя. Зато можно написать диссертацию, и изложить свою точку зрения:)
Так все-таки, что проверяет ЕГЭ?
PS. Во второй части материала изложена проблема подготовки вопросов, имеющих однозначный ответ. Эта проблема совсем не надуманная, тем более, применительно к ЕГЭ по обществознанию – там давно обосновались вопросы субъективного характера, либо имеющие несколько правильных ответов.
PPS. Я немного слукавил, когда написал, что невозможно создать вопросник с однозначными ответами для ситуации, когда нас интересуют основные факторы формирования личности. Почему, очень даже можно, все дело в том, какие конкретно факторы брать. Итак, вот вариант:
Что оказывает большее влияние на формирования личности:
а) Наследственность.
б) Увлечение компьютерными играми.
в) Регулярный просмотр программы новостей.
г) Курс обществознания.
Может быть и походе на reduction ad absurdum, но абсолютно верно и корректно – с точки зрения логики и нынешних образовательных стандартов:)
Пока нет комментариев.