А у меня новые интересы

Наверное, каждый старшеклассник ощущал это на себе – быструю смену интересов. Еще на неделю назад, с таким нетерпением ждешь, когда будет четверг и очередное занятие в танцевальной студии. Сегодня тоже четверг, но туда уже не хочется, потому что курсы графического дизайна теперь кажутся куда интереснее:)

Post Image 1
Post Image 2
Post Image 3

Настоящее увлечение, если и не на всю жизнь, то по крайней мере – надолго.

Знакомая ситуация? Если смотреть глобально – то ничего необычного тут нет, а в ситуации, когда продолжается формирование личности, изменение личных интересов вполне предсказуемо. Вот простая аналогия: в три года ребенок увлеченно играет в песочнице, а в пять лет – катается на велосипеде. Понятно, что в песочницу его теперь «калачом не заманишь». В более старшем возрасте происходит более серьезный/глобальный пересмотр личностных приоритетов – но в целом схема та же самая: повзрослев, девочка перестает играть в куклы, зато начинает собираться на дискотеку.

Возрастные изменения интересов вполне понятны, но нас в данном случае интересует немного другое – личные увлечения отдельно взятого подростка. Хорошо это или нет, что они меняются, причем часто без видимых причин, сводя всю мотивацию к слову «Надоело!». Вот надоело ходить в секцию бадминтона – и все тут. Можно кубки и медали с соревнований убрать куда подальше. А что будет вместо бадминтона?

Адекватная замена

Вот именно – что будет вместо бадминтона? Хорошо, если еще какой-то вид спорта (хотя бы и сноуборд:), но часто бывает и так, что школьники отказываются от активного образа жизни, в пользу компьютерных игр или социальных сетей. Конечно, желание узнать, что произошло нового у твоих одноклассников за последние полчаса (или просто поиграть в новую онлайн-стратегию) это очень необходимо, но разве это адекватная замена?

Понятно, что ситуация перемены интересов затрагивает не только область хобби (свободного времени), точно также она распространяется и на предметы в школе. Вот один пример из нашей работы – девушка в восьмом классе интересовалась биологией и химией, потому что выбрала медицинскую специализацию. Но к окончанию школы интересы стали более гуманитарными, и «дебри молекул и ДНК» полностью перестали интересовать – теперь журфак и только журфак (см. интервью «Зигзаги выбора профессии»).

На самом деле, во многом такая «смена приоритетов» несет позитивный, созидательный характер. Лучше в одиннадцатом классе понять, что профессия, о которой недавно мечтал, тебе совершенно не подходит, чем – понять то же самое на третьем курсе:)

Большое значение имеют и успехи в выбранной области – очень сложно серьезно увлекаться, например, спортивными танцами, когда элементарно ничего не получается, на это способен только самый упорный. Впрочем, бывает что не получается и у самых упорных. В этом случае появление новых интересов вполне ожидаемо – в конце-концов, не все прирожденные танцоры можно попробовать заняться разведением кактусов. И наоборот – успехи в соревнованиях по легкой атлетике с большой вероятностью будут способствовать тому, чтобы продолжать заниматься этим видом спорта.

Всему есть причины

Так все же – почему меняются интересы, порой очень неожиданно и непредсказуемо? Причины есть у всех поступков, правда порой эти причины находятся не на поверхности. Но, наверное, прежде чем говорить о том, почему пропадают те или иные интересы, нужно посмотреть, как они появляются.

Увлечения во многом связаны с темпераментом и психологическим складом характера – это понятно и без доказательств. Например, в списке интересов ярко выраженного интроверта (человека, ориентирующегося на свой внутренний мир, чем на людей вокруг) вряд ли будут значится ролевые игры или командные виды спорта. Точно так же для экстраверта, какое-нибудь «усидчивое» увлечение, типа нумизматики будет мотивироваться не познавательной ценностью иностранных монет, а возможностью общения с единомышленниками в клубе коллекционеров, либо – долгими рассказами о коллекции своим знакомым.

Вообще, для экстравертов, настроенных на общение с окружающими и внимание с их стороны, перемена интересов происходит куда чаще: постоянное стремление ко всему новому, приводит и к новым увлечениям. Купить набор для вышивки на прошлой неделе, но даже не распаковать его, и взяться за модульное оригами – бывает, бывает такое очень часто. И очень часто это мотивируется емкой и все объясняющей фразой: «В жизни надо все попробовать». Не знаю, как другие, но лично мне порой хочется посоветовать этим людям – попробовать довести до конца хоть что-то:)

Ну и конечно, для экстравертов, куда более определяющим является отношение окружающих (друзей, учителей, родителей), то, насколько люди, с которыми приходится постоянно общаться понимают и разделяют его увлечения. Очень сложно стремиться стать врачом, когда в тебе видят будущего инженера:)

Подведем итог

Если не ударяться в пространные рассуждения, то суммировать все сказанное выше можно довольно коротко. Смена интересов у старшеклассников – довольно распространенное явление, само по себе это совершенно не критично, так как способствует раскрытию новых личностных качеств. Конечно, при условии, если это увлечение не совсем бесполезное (типа многочасовых интернет-посиделок), и не носит кратковременного «однодневного» характера.

PS. На самом деле, затронутая тема довольно «долгоиграющая»: хотелось гораздо шире затронуть влияние увлечений на выбор профессии (один из традиционных вопросов нашей рубрики «11-классники»), поговорить о гармоничном формировании личности, без «перекосов» в какую-то сторону, еще один интересный аспект – порой очень причудливые сочетания интересов у отдельно взятого человека. Это значит – продолжение следует, и к этой теме мы еще вернемся:)


Чтобы добавить комментарий или задать вопрос, авторизуйтесь. Не стесняйтесь!

Пока нет комментариев.