Блог редактора: журналистика, как она есть    |    494

Говорить о значении общения в жизни человека = говорить банальности. Я определил бы общение, как обмен необходимой информацией, причем информация должна быть… Информация просто должна быть, потому что если нет обмена информацией – нет и никакого общения:)

Эта история может начаться с десятка разных мест, так почему бы ей не начаться с недавнего звонка провайдеру. Какое отношение мой провайдер имеет к тематике образовательного блога? Самое прямое – ведь именно он предоставляет мне доступ в интернет благодаря ему, копилка несуразностей окружающей жизни, пополнилась еще одним примером:) Просто два года назад в моей голове произошел разрыв шаблона, когда мне сказали, что они не принимают платежи по интернету (= надо придти к ним в офис и заплатить наличными). Вы можете себе представить интернет-компанию, которая не принимает платежи по интернету? Вот и я не могу, но тем не менее, они есть:)

И вот, некоторое время назад, прогресс дошел и до нашей деревни моего провайдера – оплата по интернету стала возможной. Теоретически. А практически ничего не получалось.

Я звоню к ним в офис: знаете, хочу сделать оплату по интернету, но ничего не выходит.
А мне: так мы не принимает через интернет!
А я: как не принимаете, когда принимаете.
А мне: а с чего вы это взяли?
А я: да посмотрите сами на вашем сайте.
А мне: у меня нет времени смотреть на сайт.
и тэ дэ.

Просто моя мысль о том, что рынок труда заполнен людьми, имеющими минимальные необходимые навыки (если вообще их имеющие), но при этом желающих зарабатывать много и очень много – эта мысль ежедневно находит подтверждение. Чем-то похоже на известный «Принцип Питера», где говориться, что в профессиональной карьере «любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности», однако есть и существенная разница.

У Лоуренса Питера по умолчанию подразумевается, что у работника есть хотя бы какая-то компетентность, которая дает ему возможность хоть как-то выполнять свою работу. В нашем же случае, вовсе не обязательно быть хоть каким-то специалистом. И офис-менеджер, мобилизованная на «горячие консультации» клиентов, вовсе не обязательно должна знать все четыре способа оплаты услуг компании в которой она работает. Умеет пробивать чеки – вот и хорошо. А навыки делового общения – это уже лишнее.

И таких примеров – легион. Ну а собственно, что можно ожидать в стране, где по состоянию на конец учебного года, 20% выпускников средней школы имеют знания ниже минимально допустимой оценки ЕГЭ? Может быть для того, чтобы подметать улицы, их компетентности и достаточно, но ведь не хотят они в дворники идти. А какую еще работу они способны выполнять? Работать офис-менеджером и не знать простейших вопросов о работе компании?

К чему я все это? К тому, что попытка узнать что-то простое у такого сотрудника обречена на неудачу, и весь наш разговор можно назвать коммуникацией – только формально. Да, было произнесено некоторое количество слов, но разговора как такового не было – я не узнал того, что хотел узнать. С тем же самым успехом, собеседник мог отвечать мне на китайском, и я точно так же ничего бы не узнал. Я называю такой процесс – «коммуникация минус», и скажу вам честно, разговаривать со стеной куда приятнее, чем с некоторыми такими «специалистами». Вероятность испортить настроение меньше:)

И глядя на результаты ЕГЭ-2014, впору схватиться за голову: что нас ждет в будущем, когда выпускники все хуже и хуже знают курс средней школы – больше, еще больше будет таких специалистов, которые не умеют работать, но хотят много получать.

Впрочем, журналисту грех жаловаться на нынешних выпускников, «коммуникация минус» поджидает его порой в самых неожиданных местах. Эх, знать бы где упасть – соломки подстелил, но… Вот есть у нас на сайте 11klassniki раздел «Учебные заведения», где мы формируем информационную базу по школам, ссузам и вузам России – раздел очень востребованный, особенно для выпускников, которые постоянно задают вопросы об особенностях обучения в выбранном вузе или ссузе. База пополняется, в том числе и при содействии региональных министерств и департаментов по образованию, и вот обнаружив, что у нас есть «пробелы» по Красноярскому краю, мы обратились с письмом в соответствующую структуру.

Наверное, следует пояснить, что запрос о предоставлении информации – обычное дело в журналистской практике, это четко прописано в «Законе о СМИ»:

«Журналист имеет право
- искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
- получать доступ к документам и материалам»
(Статья 47).

Вроде бы все просто, но… Но это только так кажется, потому что переписка в течении недели с заместителем начальника отдела общего и дошкольного образования, с удивительным постоянством отсылала нас на ведомственный сайт (где ничего не было), а потом и вообще вышла за пределы делового общения: «Вы, что хотите, чтобы мы направили всю базу?! С какой стати?» Может быть я слишком придирчив, но мне кажется, что фраза про «с какой стати» немного выходит за границы делового общения. Как-то не так надо писать в официальной переписке.

С такой стати, Марина Валерьевна, что это с 1991 года прописано в российском законодательстве, если российское законодательство является аргументом для чиновников Министерства образования и науки Красноярского края. И, если честно, я не понимаю, в чем тут может быть проблема? Почему работники министерства образования не могут предоставить необходимую информацию образовательному сайту для выпускников – вот в чем вопрос?

Приведенный случай далеко не единичный – можно было и привыкнуть:) Помню, пять лет назад на мой официальный запрос в Чебоксарский кооперативный институт о результатах приема (тоже вполне невинная информация:), мне ответили, что ничего не предоставят, потому что «все проректоры против». Против, простите, чего? Того, чтобы рассказать «городу и миру» о результатах абитуриентской кампании? Так это совсем не секретная информация, сколько студентов и на какой факультет поступило. Но – уперлись проректоры, и – ни в какую.

Конечно, я все узнал, да и спустя некоторое время данный вуз стал чуть посговорчивее, просто на тот момент у меня было четкое представление об этом университете, как о лучшем вузе республики. Но вот односторонняя какая-то любовь вышла, невзаимная, со знаком «минус».

Одно радует – что не все образовательные структуры так поступают:) А то бы, мой радужный стереотип о системе образования, сеющей разумное, доброе, вечное – вмиг скрылся бы за мрачными тучами суровой реальности.

PS. Прошу считать эту публикацию, открытым письмом министру образования и науки Красноярского края Маковской Светлане Ивановне. Наш сайт по прежнему обращается к ней с запросом о предоставлении данных по учебным заведениям региона.

  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ Дарья: Здраствуйте. У меня образование техника-лаборанта, училась на бюджете. Могу ли я... Винокурова А.А.: Какой курс? Винокурова А.А.: Здравствуйте, Артур. В 2017 году средний проходной балл на заочную форму обучения... секретарь руководителя: Здравствуйте. При наличие у Вас уже имеющегося средне-специального образования,... люба: Подсчитай средний балл Аттестата. Берут с 4,1 Инф. центр: Добрый день! Очно-заочная/вечерняя форма обучения - 3 года 10 месяцев. Занятия по... Зарина: А можно ли перевестись в ваш колледж в феврале? Я учусь в Тверском колледже им... Александр: Здравствуйте, после лазерной коррекции могут взять в училище? Вероника: Здравствуйте! Какие документы нужны при поступлении? Семён.: "подготовка военнослужащих для замещения должностей старшин рот". возможно... Аноним.: А можно ли перейти с другого колледжа к вам? Если да, то как можно узнать есть ли... Наталья: Будут ли в этом году принимать девушек и на какие отделения? Айгуль: Когда у вас будет день открытых дверей? Иван: Точно можно? Радима: Можно ли к вам поступить после 9 класса? Максим: Летом... Ирина: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Хотела бы в этом году поступить в ваш колледж на... Иван: Можно ли сдавать физику при поступлении в ваше учебное заведение? Если да, то... Владислав: Здравствуйте, а можно ли поступать на фармацию после 11 классов и сколько будет... Нина: Здравствуйте, у меня есть средне специальное образование экономическое и высшее...