Блог редактора: журналистика, как она есть    |    506

Горячая довольно новость – на встрече со студентами Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в Архангельске, президент России Владимир Путин отметил, что при оценке эффективности деятельности вузов нужно учитывать и мнение студентов, которые там обучаются.

Если вдуматься, то это выглядит довольно неоднозначно:) Хотя бы потому, что мониторинг эффективности вузов проводился в 2012-м, 2013-м, и 2014-м годах, и вот учитывая весь накопленный опыт наконец стало ясно, что мнение студента тоже надо учитывать:) Не знаю, как другим, но мне кажется, что пресловутое «мнение студентов» – это один из главных критериев в данном случае.

Но начнем по порядку. Идея мониторинга эффективности вузов – сама по себе довольно неплохая, учитывая ту ситуацию, что сложилась у нас в высшем образовании. Собственно, нет большого секрета, что в некоторых вузах, сам процесс обучения носит формальный характер. Или какое другое несоответствие образовательным нормам (например, библиотеки нет). Так что идея заняться проверкой вузов, повторю, была неплохой.

По аналогии – в городе существует проблема аварийности на дорогах. Что нужно сделать? Правильно – организовать комплекс мер ГИБДД по выявлению нарушителей. Ну а пока ГИБДД берется за дело и готовит рапорта, так и хочется у них спросить: а куда же вы, голубчики, раньше смотрели, раз столько нарушений допускаете?

Но так как Министерство образования и науки России – это не ГИБДД, им никто подобного вопроса не задал. И Рособрнадзору не задал. И вот первые плоды, в 2012 году. Теперь внимательно следим за цифрами: проверке подверглись 541 государственный вуз и 994 филиала (всего 1535 учебных заведений), при этом у 136 вузов и 450 филиалов (586 учебных заведений) были выявлены признаки неэффективности.

586 вузов из 1535 – это не много, не мало – 38,17%, больше трети. Вот где надо в колокол бить, нет ну правда, не очень нормальная ситуация. И вот тут наступает очень интересный вопрос – а что делать с такими вузами, многие из которых не могут дать нормальное образование? Ответ министра довольно обескуражил: закрываться такие вузы не будут, их будут реорганизовывать, например увеличивать финансирование или менять руководство. «Вузы нужно не реогранизовывать,– сказал Дмитрий Ливанов позднее в одном из интервью,– а поддерживать».

Золотые слова и правильная позиция:) Прошло два года, и вот перед нами результаты третьего мониторинга эффективности вузов. На этот раз в мероприятие приняли участие 968 вузов и 1356 филиалов (2324 учебных заведения), из которых ровно 1006-ти вузам рекомендовано «повысить свою эффективность».

Тут даже без калькулятора видно, что процентное соотношение стало больше:) Мониторинг проходит, проходит, и еще один год проходит, а динамику изменений можно назвать положительной? Или главная цель мониторинга – оповестить всех о том, сколько у нас в стране вузов, где требуются улучшения?

Вот так и хочется спросить: может быть лучше проверить на эффективность – мониторинг эффективности вузов?

* * *

Когда мы говорим о мониторинге структур высшего образования, большое значение имеют критерии, которые используются при проверке (это тема отдельного разговора и мы к этому еще вернемся). Как несложно заметить – окончательной ясности по этому вопросу пока нет, что-то появляется, что-то исчезает, и пример с тем, что нужно учитывать и мнение студентов – хорошее тому подтверждение:)))

Только вот, как это «мнение студентов» учитывать? Иначе говоря – насколько точным и справедливым будет такой учет?

Я хорошо понимаю, что существуют отработанные социологические технологии, позволяющие на основании небольшой репрезентативной выборки делать глобальные выводы. Но не менее хорошо я понимаю, что социологические опросы позволяют показывать любые желаемые результаты, вплоть до 146% проголосовавших на выборах.

То есть, сама по себе идея хорошая, но вот как бы реализация не подвела. Пытаться слить воедино мнение студентов, скажем, МГИМО и студентов проходного вуза из далекой глубинки – это все равно, что одновременно спрашивать о качестве питания у посетителей ресторана «Метрополь» и посетителей вокзального буфета. У кого-то жемчуг мелкий, а у кого-то суп жидкий Кому-то столовые приборы к лобстеру неправильно сервировали, а кому-то и холодные котлеты пойдут.

Мне кажется, примерно так же и студенты из разных, по образовательным требованиям, вузов, могут оценивать деятельность своих учебных заведений. Например, студенты МГУ, куда поступить довольно сложно, могут быть требовательней к качеству образования, чем студенты провинциального вуза, которые ходят на лекции «только ради диплома». Требовательные студенты МГУ выскажут множество предложений по улучшению качества образовательного процесса в своем вузе (благо они и хорошо знают, что им нужно от занятий в университете). А студенты второго вуза всем довольны, у них все хорошо, и их все устраивает.

Дальше начинается самое смешное, потому что на основании этих ответов, требовательная комиссия должна будет решить, что в МГУ много недостатков в обучении, а в нашем провинциальном вузе все о-кей. Может быть, я и утрирую, но не очень сильно.

И конечно, мне можно возразить, что мнение студентов будет учитываться вместе с другими критериями (например, с количеством лабораторий и спортзалов в вузе). Но вот в том-то и дело, что на текущий момент количество лабораторий и спортзалов в вузе (подходящих под предъявляемые требования) – это величина неизменная. Лабораторий может быть 5 или 25, с учетом тут все просто. А мнение студента – это понятие очень растяжимое, и не совсем понятно как его учитывать…

Так кто-нибудь услышит студента?

  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ Кристина: Сколько будет стоить обучение на стилист визажиста? И сколько учат? Приемная комиссия: Здравствуйте, Ольга! Если Вы будете посылать документы по почте, то желательно... Shakira: Скажите пожалуйста, а в этом училище есть лечебное дело после 9 класса? Спасибо... Махри: сколько стоит за обучение лечебны факультет для иностранцев? Лейсан: Добрый день. Хочу получить второе высшее образование (первое - высшее... Айсылу: Добрый день. Смогу ли я перевестись с Бирского медико-фармацевтического колледжа... Александр: На все вопросы Вы найдете ответ на официальном сайте училища ЧРУК.РФ в разделе... татьяна: Здравствуйте Виктория Олеговна! Планируется ли в техникуме в этом году "День... Наталья Владимировна: Кроме специальности Ветеринария в Великосельском аграрном колледже можно... Наталья Владимировна: Специальности технолога у нас нет. Студенты получают в дипломе специальность... Хаяда: Добрый вечер а какие есть направления? Если есть лечебное дело то можно после 9? Наталья Владимировна: На специальность Ветеринария после 9 класса можно поступить на бюджетные места по... Гость: нужно сдавать какие-нибудь экзамены на кинолога? после 9 класса (например... Оксана: Здравствуйте! Подскажите пожалуйста у меня диплом о среднем мед образовании. Хочу... Ксения: 4,36 Вика: На какие факультеты есть набор после 11класса с бюджетными местами? Алексей: Здравствуйте, скажите пожалуйста возможно ли у вас пройти курсы по специальности... Аэлита: Здравствуйте. Когда будет прием документов на заочное дошкольное отделение?... Татьяна: Здравствуйте, у меня нету одного родителя, за счёт этого я могу пступить на бюджет?... Валентина: Здравствуйте. не нашла количество бюджетных мест в этом году. И когда экзамены....