Блог редактора: журналистика, как она есть    |    1886

На странице каталога учебных заведений нашего сайта мелькнул интересный комментарий: автор просит не много не мало – отменить уроки чувашского языка в одной из чебоксарских школ. Сначала сгоряча хотел там же написать ответ, потом подумал, что мыслей столько, что в несколько строк не уместишь. В общем, прошу считать эту публикацию ответом на комментарий:)

Если бы этот комментарий был единственным высказыванием на тему «Зачем в школах изучают чувашский язык», то самое правильное было бы – просто не обращать на него внимание. В конце-концов каждый человек вправе иметь собственное мнение пусть даже и не очень правильное. Но вот в том-то как раз и вся «заковыка», что очень многие родители, совсем не в восторге, что в программу школьного обучения входит чувашский язык. Нет, если бы все происходило где-нибудь в Приморском крае на берегу Тихого океана, то все было бы обосновано и логично. Но дело происходит в Чебоксарах, столице Чувашской республики, где родители «на полном серьёзе» возмущаются, что их дети учат чувашский язык.

Риторический вопрос: разговаривают ли в этих семьях по-чувашски? Ответ на 146% предсказуем :)))

На первый взгляд простой вопрос «Нужен ли школьникам чувашский язык?» способен вызвать затяжную дискуссию, где стороны все равно останутся при своем мнении. Не претендуя на истину в последней инстанции, просто выскажу свою точку зрения, оформив ее в виде тезисов.

Тезис первый: в большинстве своем, непонимание того, зачем в школах Чувашии изучают чувашский язык – основано на непонимании того, как можно применить эти знания, использовать их в окружающей жизни. Конечно, если человек из всего чувашского лексикона знает только слово «Шупашкар» (чувашское название Чебоксар), то ему, действительно непонятно, для чего нужен чувашский язык, когда можно обойтись и без него.

Странно не это, странно другое –почему-то эти же самые люди не задаются вопросом: а для чего в школе изучают химию или начала математического анализа? Насколько востребованы выпускниками будут знания по валентности химических элементов или интегрированию тригонометрических функций? Можно вспомнить еще Второй закон термодинамики или экономическую географию Южной Америки – насколько это необходимо каждому ученику? Однако, я ни разу не сталкивался с мнением, что физика является «ненужным» предметом. Ее изучают, зачастую совсем не понимая, и также благополучно забывают (если есть что забывать:), но ведь и правда – мало кто из родителей скажет: «Уберите физику из школьной программы». А про чувашский язык – говорят.

Теперь на очереди тезис второй: школьная программа составляется с учетом разностороннего развития учащегося, расширения его кругозора, предоставлении знаний, которые могут быть востребованы в его дальнейшей жизни, помогут при выборе профессии. В одной из публикаций этого блога («Точно выраженные мысли») довольно подробно была рассмотрена ситуация, когда для журналиста оказались очень востребованы элементарные знания физики и математики. В принципе, так оно и есть: базовые умения – читать/считать, мы изучаем еще в начальной школе, все остальное образование – это развитие нашего культурного и интеллектуального багажа.

С этой точки зрения, чувашский язык ничем не хуже физики:) На самом деле – изучение незнакомого (неважно какого) языка, довольно сильно способствует развитию интеллекта – запоминание новых слов, совершенно другая грамматика – нет, в этом есть определенная польза. Я уже не говорю о сходности с другими тюркскими языками хотя, если человека не интересует чувашский язык, то и турецкий его не заинтересует.

Вот мы и подошли к тезису третьему: претензии по поводу изучения чувашского языка в школах, связаны во многом с низким уровнем национального самосознания (да и национальной культуры, наверное, тоже). Под «национальным» я понимаю чувашское, думаю это понятно. В свое время, впервые оказавшись в Казани, я был удивлен, что молодежь там свободно разговаривает между собой по-татарски.

Представить что-то подобное применительно к Чебоксарам и чувашскому языку – я просто не мог, тут все было совсем наоборот. Знание и владение чувашским языком, по умолчанию показывало, что молодой человек (или девушка) только-только приехали из сельской местности. Мне запомнилась реплика в одной из газет: «Ну почему, если парень грызет в троллейбусе семечки, то он обязательно знает чувашский язык?» – увы, но она не далека от истины:(

Я не зря начал разговор про Казань. Вот скажите честно: можете ли вы представить ситуацию, когда родители ребенка из казанской школы – возмущаются тем, что там изучают татарский язык? Это абсолютно невозможная ситуация, можно долго фантазировать насчет того, что услышит в ответ такой рьяный родитель. Мне его немного жалко.

Подведем итог: чувашский язык в школах Чувашии все-таки нужен, но… но, конечно же, стоит сначала пересмотреть всю систему его преподавания, с упором национальную культуру. А пока что, открыв учебник, мы видим там Чипполино, Красную шапочку, и Бритни Спирс там тоже есть:) Все это издержки нынешнего национального самосознания, и пока оно остается таким и только таким – каждый день в Чебоксарах будут находиться родители, возмущающиеся тем, что их дети в школе изучают чувашский язык.

PS. Справедливости ради, надо отметить, что чувашский язык я не знаю. Но в данный момент, нахожу это, скорее недостатком, чем преимуществом. Хотя, в мое время, учиться в школе с углубленным изучением английского языка – было куда престижнее, чем знать хотя бы несколько расхожих фраз по-чувашски. Одно другому, конечно, абсолютно не мешает, но кто когда об этом задумывался?

Нужен ли чувашский язык школьникам?

Блог редактора: журналистика, как она есть    |    1886

На странице каталога учебных заведений нашего сайта мелькнул интересный комментарий: автор просит не много не мало – отменить уроки чувашского языка в одной из чебоксарских школ. Сначала сгоряча хотел там же написать ответ, потом подумал, что мыслей столько, что в несколько строк не уместишь. В общем, прошу считать эту публикацию ответом на комментарий:)

Если бы этот комментарий был единственным высказыванием на тему «Зачем в школах изучают чувашский язык», то самое правильное было бы – просто не обращать на него внимание. В конце-концов каждый человек вправе иметь собственное мнение пусть даже и не очень правильное. Но вот в том-то как раз и вся «заковыка», что очень многие родители, совсем не в восторге, что в программу школьного обучения входит чувашский язык. Нет, если бы все происходило где-нибудь в Приморском крае на берегу Тихого океана, то все было бы обосновано и логично. Но дело происходит в Чебоксарах, столице Чувашской республики, где родители «на полном серьёзе» возмущаются, что их дети учат чувашский язык.

Риторический вопрос: разговаривают ли в этих семьях по-чувашски? Ответ на 146% предсказуем :)))

На первый взгляд простой вопрос «Нужен ли школьникам чувашский язык?» способен вызвать затяжную дискуссию, где стороны все равно останутся при своем мнении. Не претендуя на истину в последней инстанции, просто выскажу свою точку зрения, оформив ее в виде тезисов.

Тезис первый: в большинстве своем, непонимание того, зачем в школах Чувашии изучают чувашский язык – основано на непонимании того, как можно применить эти знания, использовать их в окружающей жизни. Конечно, если человек из всего чувашского лексикона знает только слово «Шупашкар» (чувашское название Чебоксар), то ему, действительно непонятно, для чего нужен чувашский язык, когда можно обойтись и без него.

Странно не это, странно другое –почему-то эти же самые люди не задаются вопросом: а для чего в школе изучают химию или начала математического анализа? Насколько востребованы выпускниками будут знания по валентности химических элементов или интегрированию тригонометрических функций? Можно вспомнить еще Второй закон термодинамики или экономическую географию Южной Америки – насколько это необходимо каждому ученику? Однако, я ни разу не сталкивался с мнением, что физика является «ненужным» предметом. Ее изучают, зачастую совсем не понимая, и также благополучно забывают (если есть что забывать:), но ведь и правда – мало кто из родителей скажет: «Уберите физику из школьной программы». А про чувашский язык – говорят.

Теперь на очереди тезис второй: школьная программа составляется с учетом разностороннего развития учащегося, расширения его кругозора, предоставлении знаний, которые могут быть востребованы в его дальнейшей жизни, помогут при выборе профессии. В одной из публикаций этого блога («Точно выраженные мысли») довольно подробно была рассмотрена ситуация, когда для журналиста оказались очень востребованы элементарные знания физики и математики. В принципе, так оно и есть: базовые умения – читать/считать, мы изучаем еще в начальной школе, все остальное образование – это развитие нашего культурного и интеллектуального багажа.

С этой точки зрения, чувашский язык ничем не хуже физики:) На самом деле – изучение незнакомого (неважно какого) языка, довольно сильно способствует развитию интеллекта – запоминание новых слов, совершенно другая грамматика – нет, в этом есть определенная польза. Я уже не говорю о сходности с другими тюркскими языками хотя, если человека не интересует чувашский язык, то и турецкий его не заинтересует.

Вот мы и подошли к тезису третьему: претензии по поводу изучения чувашского языка в школах, связаны во многом с низким уровнем национального самосознания (да и национальной культуры, наверное, тоже). Под «национальным» я понимаю чувашское, думаю это понятно. В свое время, впервые оказавшись в Казани, я был удивлен, что молодежь там свободно разговаривает между собой по-татарски.

Представить что-то подобное применительно к Чебоксарам и чувашскому языку – я просто не мог, тут все было совсем наоборот. Знание и владение чувашским языком, по умолчанию показывало, что молодой человек (или девушка) только-только приехали из сельской местности. Мне запомнилась реплика в одной из газет: «Ну почему, если парень грызет в троллейбусе семечки, то он обязательно знает чувашский язык?» – увы, но она не далека от истины:(

Я не зря начал разговор про Казань. Вот скажите честно: можете ли вы представить ситуацию, когда родители ребенка из казанской школы – возмущаются тем, что там изучают татарский язык? Это абсолютно невозможная ситуация, можно долго фантазировать насчет того, что услышит в ответ такой рьяный родитель. Мне его немного жалко.

Подведем итог: чувашский язык в школах Чувашии все-таки нужен, но… но, конечно же, стоит сначала пересмотреть всю систему его преподавания, с упором национальную культуру. А пока что, открыв учебник, мы видим там Чипполино, Красную шапочку, и Бритни Спирс там тоже есть:) Все это издержки нынешнего национального самосознания, и пока оно остается таким и только таким – каждый день в Чебоксарах будут находиться родители, возмущающиеся тем, что их дети в школе изучают чувашский язык.

PS. Справедливости ради, надо отметить, что чувашский язык я не знаю. Но в данный момент, нахожу это, скорее недостатком, чем преимуществом. Хотя, в мое время, учиться в школе с углубленным изучением английского языка – было куда престижнее, чем знать хотя бы несколько расхожих фраз по-чувашски. Одно другому, конечно, абсолютно не мешает, но кто когда об этом задумывался?



  • Наталья 30 Октября 2017
    Автор сам себе задал вопрос, сам всем ответил. Возомнил себя и адвокатом языка и нам всем, не желающим его учить, судьей. Я приехала в Республику жить семьей из другого региона России. Мы с мужем инженера, имеем высшее образование и работаем специалистами высшей категории. Разве мы не работаем на благо Республики и не приносим ей пользу? Почему же этой Республике хотя бы давить на нас и наших детей. Я с удовольствием изучаю культуру чуваш, хожу в музеи, знакомлюсь с культурой края. Но язык чуваш мне в жизни обычной совсем не нужен. Что? Ну что в этом плохого? И дети мои страдают от того, что помочь с уроками им не могу. И зубрим как попугаи незнакомые слова. Ага развиваем интеллект. Других же способов человечество не придумало. В этом году сказала младшему: "Больше не зубри!, пусть хоть какие оценки ставят" ДОПЕКЛО. Что нам теперь уезжать, прожив здесь больше десяти лет?
  • Вера Петровна 15 Октября 2017
    Я против изучения чувашского языка - его можно оставить как факультативный. А кому требуется именно изучение чувашского языка, изучайте, но остальные-то при чем. Культура Чувашского края - это совершенно другое.
  • илья 28 Сентября 2017
    чувашский нужен только до Канаша и то ни к чему. Мы живем в государстве Россия. и не может быть Чувашия вторым государством в государстве, а, значит и язык чувашский не может быть государственным. Зачем время тратить и загружать учащихся. Лучше изучать второй, кроме английского, язык. Он хоть пригодится.
  • Елена 08 Февраля 2016
    Доброго времени! По образованию я — логопед. Моя дочь обучается во 2 классе, живём в Чувашии, русские. 3 часа в неделю выделено на изучение чувашского языка, по 2 часа тратим на выполнение домашнего задания по чувашскому языку… и всё равно ничего не понимаем. Оценки у ребёнка «2» и «3». Хотя по остальным предметам мы занимаемся на «5». Для чего так издеваться над детьми? Интересе к школе пропадёт, мотивация изучения чувашского языка отсутствует. Боимся, что может произойти нарушение грамматического строя речи, изменение падежных окончаний и т.д., как у Игнатьева… Думаю, что необходимо обращаться к руководителям страны. Нужно защитить своих детей!
  • Алина 07 Октября 2015
    А вот вы сами многое подчерпнули из школьного курса чувашского языка? Если знали его до этого (раз так защищаете), то школьные уроки вам ни к чему были. А для тех, кто не знает, так они и дальше не будут знать. Мой сын третий год учит чувашский в 24-й школе, знание на уровне нескольких расхожих фраз. Наверное, учить языку надо не так, как это делается сейчас, вам так не кажется?
  • Александр 16 Февраля 2015
    Я переехал из Приморья дочь ходит в школу и каждый раз приносит 2 по чувашскому, говорит я не хочу учить этот язык, пробовал говорить с учителями, предлагал изучать вместо английский, отказали.
  • Андрей 10 Сентября 2014
    зачем пудрить детям мозги чувашским языком. Мы в россии. Лучше сделать упор на русский язык или английский, немецкий. я говорю на чувашском т.к. вырос в деревне. Мне 38 и знание чув. языка в жизни мне никак не помогло. Еле избавился от акцента. Кто хочет пусть учит но водить в обязательную программу обучения чув. Язык считаю тупостью, если бы во всём мире был один язык все понимали бы друг друга гораздо лучше.
    • Сергей 04 Декабря 2016
      "Странно не это, странно другое –почему-то эти же самые люди не задаются вопросом: а для чего в школе изучают химию или начала математического анализа?"
      Химия, физика, матанализ пригодятся конечно не всем. Но вот кому пригодятся, те раздвинут границы познания нашего мира. Они на стороне прогресса. Те, кто ратует за изучения чувашского - стоят на стороне регресса. Ни в чем чувашский не полезен.
      "С этой точки зрения, чувашский язык ничем не хуже физики:) На самом деле – изучение незнакомого (неважно какого) языка, довольно сильно способствует развитию интеллекта – запоминание новых слов, совершенно другая грамматика – нет, в этом есть определенная польза."
      Гораздо полезней изучать востребованные языки. Нафталиновый язык для этого не подходит.
      "претензии по поводу изучения чувашского языка в школах, связаны во многом с низким уровнем национального самосознания (да и национальной культуры, наверное, тоже)."
      Пусть самосознание чувашского народа поднимают чуваши. При чем тут русские?
      Вот так вот, все Ваши тезисы лживы до безобразия. Самим чувашам этот язык не нужен - так зачем он русским? Ваш товарец с душком - на тебе Боже, что нам не гоже.
      • Анатолий 07 Января 2017
        Я в шоке, особенно слышать это от чувашей, я полукровка и мой отец был чуваш, в Чувашии я был всего два раза в жизни, но и то знаю 5 слов. А отказываться от родного языка это значит "быть Фомой родства не помнящим", отказываться от культурного наследия, истории. Тогда и от национальности своей надо отказаться. Чувашский народ АУ...
  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ Евгения Владимировна: Добрый день, приемная комиссия начинает работу с 1 июня 2018 года. Винокурова А.А.: Здравствуйте, Степан. Рабочие профессии: "Бурильщик эксплуатационных и... Винокурова А.А.: Здравствуйте, Роман. При поступлении в колледж льгот нет никому. Лариса: Ооренир дээш педколледжче дунмам документилер дужаагаш ортээн толепкен, ам авазы... секретарь руководителя: Вакантных мест нет секретарь руководителя: 48-75-19 отел комплектации, начальник Галина Григорьевна Кичкильдеева София: Здравствуйте, возможно ли перевестись в ваш колледж на базе 9 классов на 2 курс, с... Кристина: Здравствуйте, учусь на 2 курске в фарм колледже после 9 классов, могу ли к вам... Андрей: Какие предметы нужно сдавать после 9 класса чтобы поступить? Зыкова Анастасия Александровна: Здраствуйте. Я училась у вас 6 лет назад на бухгалтера, но по семейным... Степан: Могу ли я узнать проходной балл в 2017 г. на все специальности после 11 класса? ... Валерия: Здравствуйте, есть ли в вашем коллеже общежитие? Сергей: Добрый день. Уточните, пожалуйста, предполагаемое с июня 2018 года очно-заочное... Регина: Смогу ли я поступить в колледж, имея не совсем отличный аттестат на базе 9 классов?... Ангелина: Здравствуйте, можно ли поступить к вам на базе 9 класса? Александра: Добрый день могу ли я перейти в ваш коледж со следующего семестра на лечебное дело... Кристина: Могу ли я перевестись после 1 курса на Лечебное дело, на бюджет? Средний балл... Татьяна: Здравствуйте. Мне 40 лет. Есть высшее техническое образование. Хочу выучиться на... Дамир: Здравствуйте. Каковы условия приёма на обучение иностранных граждан? Дарья: Здравствуйте а какая стоимость обучения?