Блог редактора: журналистика, как она есть    |    374

События вокруг сами подсказываю темы для публикаций:) Вот сейчас, когда я пишу эти строки, в пресс-центре РИА «Новости» идет лекция, посвященная тому, что школьники, в большинстве своем, не понимают языка русских классических произведений. Тема очень хорошая и актуальная, и свое отсутствие на этом мероприятии, я решил компенсировать своими мыслями на эту тему.

В принципе, нет ничего нового, в констатации факта, что учащиеся не до конца понимают тот русский язык, на котором 200 лет назад писали Пушкин и Лермонтов. Постоянно развиваясь, язык обогащается новыми словами и значениями, смысл некоторых понятий меняется, либо само слово устаревает, вместе с понятием его обозначающим (иначе говоря – становится архаизмом). Это естественный процесс, и пугаться тут нечему – хороший комментарий к книге, дополненный разъяснениями учителя, быстро разъяснит, что такое «ямщик на облучке», «форейтор бородатый», да хоть и тот же «кабриолет», который сегодня четко ассоциируется с автомобилем.

Пытаясь осмысленно читать классические произведения XIX века (не говоря уже о более ранних), мы в буквальном смысле – попадаем в другой мир: старые меры длины и веса (аршин, фунт), церковный календарь (которому в то время придавалось куда большее значение), «табель о рангах», нюансы титулования и прочая прочая, надежно помогающее нам чувствовать себя неуверенно:)

Впрочем, это совсем не критично, и проблема незнакомых слов легко решается обращением к словарю. Но именно тут и начинается главная сложность – потому что знания одного только значения слов не достаточно, для понимания всех нюансов, заложенных автором. Тут важно понимать реалии того времени или той конкретной ситуации, о которой идет речь в произведении – а это, куда более сложная задача.

Простой пример: википедия легко подскажет нам, что форейтор – это ямщик, сидящий не на экипаже, а на одной из лошадей. Ну, все по тексту «Евгения Онегина»:

«На кляче тощей и косматой
Сидит форейтор бородатый... »


Но мысль, которую хотел высказать автор куда глубже! Форейторами обычно были подростки, но у Лариных на тот момент был только достаточно взрослый ямщик, поэт подчеркивает – бородатый. Лошадь, тощая и косматая, тоже оставляет желать лучшего:) Собрав все воедино, перед нами картина того, что Ларины не имели подходящего экипажа для выезда, скорее всего по причине того, что проводили почти все время в своем имении.

И таких примеров – по несколько штук в каждой онегинской строфе, да и на каждой странице произведений того времени. Разбираться во всех этих нюансах – необычайно интересное дело: помимо того, что расширяется кругозор, все это помогает лучше понять смысл произведения, изначальную мысль автора – все то, что ускользает при поверхностном чтении…

PS. К услугам желающих лучше понять «Евгения Онегина», есть множество комментариев к этому роману – Юрия Лотмана, Николая Бродского, Владимира Набокова. Есть комментарии и к другим классическим произведениям русской литературы.

А тем, кто хочет просто углубить свои знание лексикона и реалий того времени могу порекомендовать книгу Юрия Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» – за последние полтора десятка лет книга выдержала более десятка изданий, а это тоже о чем-то говорит:)

  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ Дарья: Здраствуйте. У меня образование техника-лаборанта, училась на бюджете. Могу ли я... Винокурова А.А.: Какой курс? Винокурова А.А.: Здравствуйте, Артур. В 2017 году средний проходной балл на заочную форму обучения... секретарь руководителя: Здравствуйте. При наличие у Вас уже имеющегося средне-специального образования,... люба: Подсчитай средний балл Аттестата. Берут с 4,1 Инф. центр: Добрый день! Очно-заочная/вечерняя форма обучения - 3 года 10 месяцев. Занятия по... Зарина: А можно ли перевестись в ваш колледж в феврале? Я учусь в Тверском колледже им... Александр: Здравствуйте, после лазерной коррекции могут взять в училище? Вероника: Здравствуйте! Какие документы нужны при поступлении? Семён.: "подготовка военнослужащих для замещения должностей старшин рот". возможно... Аноним.: А можно ли перейти с другого колледжа к вам? Если да, то как можно узнать есть ли... Наталья: Будут ли в этом году принимать девушек и на какие отделения? Айгуль: Когда у вас будет день открытых дверей? Иван: Точно можно? Радима: Можно ли к вам поступить после 9 класса? Максим: Летом... Ирина: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Хотела бы в этом году поступить в ваш колледж на... Иван: Можно ли сдавать физику при поступлении в ваше учебное заведение? Если да, то... Владислав: Здравствуйте, а можно ли поступать на фармацию после 11 классов и сколько будет... Нина: Здравствуйте, у меня есть средне специальное образование экономическое и высшее...