Блог редактора: журналистика, как она есть    |    323

Одним из преимуществ информационного общества является не просто концентрация большого количества данных на самые разные темы, а возможность их предоставления в случае необходимости: телевизор должен показывать новости, твиттер – сообщения друзей, а афиша на тумбе – рассказать, кто сегодня выступает в концертном зале.

Школа журналистики: занятие № 2 (продолжение занятия № 1).

Иначе говоря – должна учитываться сфера интересов каждого отдельного потребителя. Вот именно тут самое время задуматься – как это может быть реализовано с наименьшими потерями для того, чтобы максимально удовлетворить запросы аудитории. Иначе говоря – если вы не любите рыбалку, а без ума от r’n’b, то журнал про удочки – вам, скорее всего, ни к чему.

Наш основной вопрос сегодня: каким образом современное информационное общество может удовлетворить потребности большинства людей. Учитывая то, что сфера интересов отдельного человека может быть очень объемной, эта задача не будет очень простой.

Рассмотрим обычную и хорошо всем знакомую ситуацию – вы собираетесь в кино на «Кориолан» и вас интересует время сеанса (думаю все хоть раз в жизни, но сталкивались с этим). В до-информационную эпоху, выбор у вас был не таким большим:

а) самый простой вариант – внимательно следить за афишами возле кинотеатра,

б) у некоторых кинотеатров была телефонная справочная с автоответчиком,

в) репертуар мог публиковаться в газетах.

Вот, наверное, и все разнообразие, которое можно выразить простой схемой:

Немного пройдемся по терминам, хотя тут все и так должно быть понятно:

Источник информацииобъект, который может предоставить интересующие данные

Получатель информации (адресат)лицо, в сферу интересов которого входят эти данные

Сообщение сведения, которые в данный момент интересуют получателя

Каналы распространения информацииразличные способы, которыми сообщение может дойти до адресата.

Более сложная классификация разделяет получателя и адресата информации (это, действительно, могут быть разные объекты), в качестве технических подробностей отдельно выделяет, например, каналы передачи (например, оптоволоконные сети), но, думаю, в первом приближении нам не нужно очень сильно углубляться в сложности терминологии.

Теперь посмотрим, как подобная схема реализуется в информационном обществе:

Отличия заметны? В первую очередь, увеличилось количество каналов распространения и их внутренняя структура – теперь в этот процесс активно вовлечены многие СМИ, сам кинотеатр проводит активную работу по привлечению зрителей (акции, конкурсы), осваивается пространство интернета. Информация стала куда доступнее, куда ближе к потребителю, теперь найти ее не составляет большого труда (хочется еще добавить: «часто информация сама вас ищет, и порой от нее приходится в буквальном смысле прятаться», в принципе, так оно и есть). Но гораздо более важный фактор – это то, что современные информационные технологии могут обеспечивать обратную связь с адресатом. Например, на сайте кинотеатра можете не только почитать отзывы о фильме, на который собираетесь пойти, но и написать о собственных впечатлениях. Сегодня никого не удивит опрос «Какие из фильмов, готовящихся к прокату, вы обязательно хотели бы посмотреть?» – но если вдуматься, это гораздо больше, чем простое маркетинговое исследование. Это, ни много ни мало – способ создания информационного пространства, которое максимально учитывало бы сферу интересов участников (другое дело, насколько решающим могут быть результаты такого опроса, когда принимается решение о прокате конкретного фильма; но то, что эти результаты учитываются и с ними считаются – несомненно:).

Продолжением вполне логично должна стать мысль о том, что в информационном обществе человек волей-неволей сам становится источником информации – об этом мы подробно поговорим в одном из следующих занятий.

Задания:

1. Как Вы можете определить сферу ваших интересов? (Не менее 10 пунктов. «Контакт» не дублировать:)

2. Насколько сильно Вы ощущаете недостаток/избыток информации в связи в каждом отдельном направлении интересов? С чем это связано?

3. В каких случаях каждый из нас может выступать в роли источника информации? По каким каналам она передается потребителю/адресату.

4. Каким образом существующие информационные технологии могут эффективно учитывать сферу интересов отдельных людей?

5. Чем чаще всего руководствуетесь Вы, принимая решение о просмотре нового фильма? Какие каналы распространения информации оказываются задействованы при этом?

  • Александр Разко 28 Февраля 2012
    1. Меня очень многое интересует. В основном мои интересы появляются спонтанно, но бывает так, что мой друг начал чем-то увлекаться и меня это начинает очень интересовать, например музыка: когда мой друг сказал, что он учится играть на гитаре, мне тоже очень захотелось научиться. Еще меня интересуют: спорт (хоккей, легкая атлетика), в некоторой степени политика, кинематограф, конечно же новости, животные, друзья, туризм и юмор.
    2. Ну на счет недостатка сказать ничего не могу. Вот например возьмем ту же самую музыку: сейчас в интернете очень большое кол-во видео уроков, т.е. можно научиться разбираться в нотах, табах и аккордах без музыкального образования и учителя — самостоятельно. Туризм — в интернете можно найти карту моей области и по ней сориентироваться. Про кинематограф политику и новости я думаю говорить не стоит.
    3. Ну по этому вопросу я думаю далеко ходить не надо. Школа журналистики — тут мы готовим материалы и выкладываем на сайт, тем самым рассказываем читателям про музеи, города, конкурсы и т.п.
    5. Перед тем как посмотреть фильм я руководствуюсь этими критериями:
    — режиссер
    — сюжет
    — трейлер
    — комментарии
    (и все это я узнаю конечно же из интернета)
  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ Дарья: Здраствуйте. У меня образование техника-лаборанта, училась на бюджете. Могу ли я... Винокурова А.А.: Какой курс? Винокурова А.А.: Здравствуйте, Артур. В 2017 году средний проходной балл на заочную форму обучения... секретарь руководителя: Здравствуйте. При наличие у Вас уже имеющегося средне-специального образования,... люба: Подсчитай средний балл Аттестата. Берут с 4,1 Инф. центр: Добрый день! Очно-заочная/вечерняя форма обучения - 3 года 10 месяцев. Занятия по... Зарина: А можно ли перевестись в ваш колледж в феврале? Я учусь в Тверском колледже им... Александр: Здравствуйте, после лазерной коррекции могут взять в училище? Вероника: Здравствуйте! Какие документы нужны при поступлении? Семён.: "подготовка военнослужащих для замещения должностей старшин рот". возможно... Аноним.: А можно ли перейти с другого колледжа к вам? Если да, то как можно узнать есть ли... Наталья: Будут ли в этом году принимать девушек и на какие отделения? Айгуль: Когда у вас будет день открытых дверей? Иван: Точно можно? Радима: Можно ли к вам поступить после 9 класса? Максим: Летом... Ирина: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Хотела бы в этом году поступить в ваш колледж на... Иван: Можно ли сдавать физику при поступлении в ваше учебное заведение? Если да, то... Владислав: Здравствуйте, а можно ли поступать на фармацию после 11 классов и сколько будет... Нина: Здравствуйте, у меня есть средне специальное образование экономическое и высшее...