Блог редактора: журналистика, как она есть    |    390

Мы живем в мире информации, точнее – в мире изобилия информации: последние сводки новостей канала «НТВ», интервью со Стасом Михайловым в журнале, доска объявлений на остановке, страничка «Вконтакте» и еще много того, что попадется вам на глаза в ближайшие 5-10 минут. Но только ли поэтому современное общество называют «информационным»?

Школа журналистики: занятие № 1

Ответить на поставленный вопрос не так просто, как может показаться, хотя бы в силу того, что само понятие информационного общества является предметом многолетней дискуссии ученых. Если брать глобально, то рассматривается переход к новой стадии развития общества, когда информационные технологии распространяют свое влияние все шире и шире, проникая почти во все сферы человеческой деятельности. Помимо нанотехнологий или генетики (и других направлений современной науки, которые большинство из нас представляет довольно смутно), это и вполне «осязаемые» нововведения последних лет, например, электронные медицинские полисы и читательские билеты в библиотеке или мультимедийные технологии в образовании.

Хочется отметить сразу, особенности современного информационного общества – это очень широкомасштабный вопрос, требующий рассмотрения множества факторов. Это и предшествующие стадии (индустриальное общество), основные работы в этой области (напр. труды Элвина Тоффлера или Дэниела Белла), бурный рост сферы услуг, перспективы развития средств информатизации и мн. др. Понятно, что в небольшом материале охватить все эти темы просто сложно/невозможно, поэтому в изложении упор будет сделан на вопросы, имеющие прямое отношение к обучению журналистике. Впрочем, запомнить, что информация из простого набора символов превращается в важный ресурс и товар – все равно не помешает:)

Ключевое понятие, которым мы оперируем – «информация», настало время дать ему определение. Хотя бы такое, универсальное и распространенное: это знания и сведения о конкретном предмете (явлении, событии), которые могут собираться, храниться и использоваться для различных целей. Просто и ясно, вполне применимо к современному информационному обществу и действительно включает в себя – и последнюю смс в вашем телефоне и этот материал на экране монитора:)

Почему «информационная революция» стала возможна только сейчас, а не, скажем, 50 лет назад? Ответ тут вполне предсказуем – на том этапе развития общество не обладало достаточными технологическими ресурсами для этого. Вспомним первые компьютеры размером с приличный кабинет, вспомним первые носители данных, типа перфокарт – и многие вопросы отпадут. Поэтому одним из непременных условий дальнейшего развития является прогресс в области информационных (компьютерных) технологий – в том числе и средств обработки и хранения данных. (сравните расхожую для нынешних мобильных телефонов «флэшку» на 4 Гб и – компьютер 20-летней давности с 180 Мб на жестком диске), что приводит к общему нарастанию объемов информации в мире. По оценкам ученых удвоение информации сегодня происходит каждые 2-3 года, значит через 6 лет ее будет в 8-10 раз больше. Это действительно лабиринт, в котором очень легко заблудиться:)

Сама по себе концентрация (хранение, складирование) больших и очень больших объемов информации не делает общество информационным. Для этого нужно, чтобы к имеющейся информации был доступ, и она могла использоваться (понятно, что речь тут не идет о массовом доступе к секретным сведениям, а скорее о принципе, когда каждый индивид легко может получить интересующие его данные). Вот тут мы напрямую и подошли к вопросам/терминам «источник информации», «потребитель информации», «каналы передачи», о которых поговорим в одном из следующих занятий.

Задания:

1. Можно ли говорить, что в современной России сложилось информационное общество?

2. Каким по вашему мнению способом лучше всего:

a) узнать, когда завтра в кинотеатре будут показывать фильм «Кориолан»,

б) уточнить, на какое число приходится Всемирный день информации,

в) выяснить, день рождения Дмитрия Медведева (и поздравить его),

г) что еще полезного можно узнать об информационном обществе.

Не гуглить!

3. Привести примеры информации, которая ежедневно востребована вами.

4. Насколько сильно переход к цифровым технологиям изменил окружающую жизнь?

5. Какие, по-вашему, проблемы создало современное информационное общество? Какие вы видите «минусы» обилия информации вокруг?

  • Дмитрий Николаев 26 Февраля 2012
    все знают, как узнать д/р дмитрий медведева, но никто его так и не узнал:)
  • Александр Разко 22 Февраля 2012
    2. Каким по вашему мнению способом лучше всего:

    a) Узнать, когда завтра в кинотеатре будут показывать фильм «Кориолан».
    Ну это можно сделать двумя способами: зайти на сайт нужного кинотеатра и посмотреть расписание сеансов, но так как не у всех кинотеатров есть свой собственный сайт, приходиться использовать второй вариант — звонить.
    Второй вариант мне больше по душе т.к. расписание может меняться, и не всегда это указывают в интернете, поэтому все же лучше позвонить.

    б) Уточнить, на какое число приходится Всемирный день информации.
    Тут я бы воспользовался только интернетом т.к. лазить по газетам и численникам очень утомительно, а в интернете стоит только забить название…

    в) выяснить, день рождения Дмитрия Медведева (и поздравить его).
    Снова интернет. Я недавно зарегистрировался в твиттере и подписался на новости Дмитрия. Так же, в твиттере, я его и поздравил бы.

    3. Привести примеры информации, которая ежедневно востребована вами.
    Я часто захожу в социальные сети, такие как: ВКонтакте, twitter, facebook. Больше всего информации я получаю как раз из твитера и потом публикую у себя на страничке ВКонтакте то, что мне понравилось.

    4,5. Да, конечно переход очень сильно повлиял на людей. Я поддержу ребят, и соглашусь с мнением, что здоровье людей, особенно детей и подростков постоянно ухудшается.
    Меня поражает то, что дети которым по 9-10 лет, уже зарегистрированы в одноклассниках, ВКонтакте. Лично я в их возрасте гулял сутками с друзьями, и не важно жарко или холодно на улице. Сейчас же все поменялось, раньше детей домой не загнать, а теперь их из дома не выгнать. Вот это одна из плохих сторон информационного общества.
    Хорошо оно тем, что можно получить доступ практически к любой информации, что способствует повышению уровня знаний, но все же это для тех кто сознательно к этому идет.
  • Бобровская Виолетта 15 Февраля 2012
    1) Я думаю, в России складывается информационное общество. Но до завершения еще далеко. Главное в информационном обществе — это разум и интеллект людей. Мы создаем новую технику, которая может управляться другой техникой. Физическая сила человека уже не нужна. Раньше на одной фабрике было задействовано огромное количество рабочих. Сейчас же нужны люди, которые будут управлять техникой, естественно, их количество намного меньше, чем количество рабочих. Почти каждый средний россиянин имеет дома микроволновую печь, автоматическую стиральную машину, компьютер, телевизор, сотовый телефон. Книги переводят в электронный формат, можно даже их слушать. Мы прогрессируем, но пока еще находимся в незавершенной стадии. Россия на пути к полному сложившемуся информационному обществу.

    2 а) Если бы мне нужно было узнать информацию о фильме, я бы сходила к кинотеатру и посмотрела афишу или позвонила туда. Если кинотеатр имеет свой сайт в Интернете, то всю информацию можно узнать там. Но к сожалению, не каждый кинотеатр обладает сайтом, что доказывает что нам (России) есть куда совершенствоваться.

    б, в) Первое что мне пришло в голову, это, конечно зайти в интернет и посмотреть в какой день день рождение Д. А. Медведева и в какой день праздник. Я часто захожу в интернет, чтоб узнать какой праздник в тот или иной день. Больше такую информацию неоткуда взять. А про президента можно узнать из телевизора по новостям, из газет, журналов.

    г) Опять же Интернет — это главный помощник на сегодняшний день. Он может дать любую информацию. Но и об учебниках истории и обществознания не нужно забывать. Мы как раз по истории проходили недавно информационное общество, так там много чего можно интересного прочитать и узнать разные подробности.

    3) — Перед школой, пока завтракаю, включаю телевизор и смотрю новости. Узнаю что нового в стране и новости из политической жизни мира.
    — В Интернете узнаю, какие мероприятия будут проводиться в скором времени.
    — В школе, общаясь с друзьями, узнаю об из жизни.
    — Ежедневно читаю книги, учебники, в которых много исторической и интересной информации.

    4, 5) Я думаю очень сильно. Человек стал менее активным. Не так давно, когда еще не было сотовых телефонов, компьютером, дети ходили гулять на улицу, дружили дворами. Как-то знакомились на улице. А сейчас у нас считается ненормальным просто подойти и познакомиться. Лучше в Интернете или через знакомых. Сейчас же все сидят за компьютерами, общаясь в социальных сетях. Все стали ленивыми. Двигаются меньше, устают больше.
    Правда, жизнь стала проще. Не нужно стирать, мыть посуду — все выполняет техника. Удобно решать проблемы и просто общаться, когда вас разделяют сотни километров, с помощью телефона и компьютера. Вся необходимая информация под рукой.
    Каждому свое, но пользуясь достижениями науки, не надо деградировать самому.
  • Чернакова Виталина 13 Февраля 2012
    1) Я считаю, нельзя говорить о том, что в России уже сложилось информационное общество. Правильнее сказать- в нашей стране только, только начинается развитие такого общества. Пока мы где-то на первой ступени, начинаем движение в этом направлении.

    2) Не гуглить…самое главное условие. Но невозможно сегодня без посторонней помощи узнать такую информацию. Это как раз является ещё одним показателем того, что информационное общество в России не слишком развито.

    а. Знаю, что есть журналы, в которых описываются новинки в кино и примерные даты выхода фильмов. Вообще считаю, что неплохо было бы иметь такую газетку в каждом городе. Также есть номера телефонов кинотеатров, можно позвонить и узнать.

    б. Всемирный день информации. 26 ноября, как выше написал Михаил. Если честно, то я не знала. И не проверяю, не гуглю. Но в каждой школе есть такой предмет как информатика. Было бы здорово, если бы каждый учитель бы рассказывал про такой день. А ещё лучше было бы, если б в этот день в каждой школе (и не только школе) проводилось какое- нибудь интересное мероприятие, конкурсы, конференции и т.п. Также об этом дне можно узнать, заглянув в календарик. Каких праздников у нас там только нет.

    в. Это, наверное, самое сложное. Хотя, если следить внимательно за новостями, обсуждать на уроках обществознании политику, политических лидеров, то вполне можно узнать и такую информацию.

    г. Информационное общество. Сейчас в газетах много чего-то пишут.про развитие технологий, информации тоже. Это, конечно, необходимо смотреть телевизор (сейчас показывают много познавательных программ), читать газеты и даже книги. Сейчас книга- необходимый источник для получения информации. Пишется о многом и разными людьми. А вот кому, чему верить каждый должен решать сам. И не просто слепо верить, а иметь свое мнение, свои взгляды и убеждения.

    3) Информация, которая ежедневно востребована мной:

    — В связи с предстоящими выборами с большим интересом слежу за политической ситуацией в стране, агитацией кандидатов. Интересны и дебаты; конечно, надо всегда следить за тем, что происходит в стране.

    — Молодежные мероприятия; стараюсь следить за информацией в молодежной сфере, хотя бы в своем городе. Зарегистрирована на информационном сайте. Каждый день захожу и смотрю новую информацию. Смотрю и про акции, и про конкурсы, и про достижения, и про новые проекты. Например, сейчас с интересом наблюдаю за социальной акцией «Молодежь — ЗА» (www.proobraz27.ru/ — тут можно посмотреть). Конечно, в чем-то стараюсь принять участие.

    — Интересные новости. Есть и такое, что просто хочется почитать про что-то интересное, необычное.

    — Люблю читать. Чтение помогает узнавать много нового и интересного. К примеру, начала читать про Мишеля де Нострдама. Лично мне очень нравится.

    И таких новостей, информации очень много. Узнать её мне помогают книги, СМИ, Интернет, радио, друзья, которым хочется поделиться интересной информацией.

    4) Переход к цифровым технологиям сильно повлиял на жизнь людей. Правда, порой мы не замечаем на сколько важно то или иное изобретение. Мы просто принимаем это как должное и не задумываемся о том, насколько сильно это новшество влияет на нашу жизнь. На данный момент переход к цифровым технологиям значительно облегчил жизнь людям. И, если попробовать лишить человечество всего этого, то многие заметят утрату и долгое время не смогут привыкнуть к отсутствию изобретений, технологий, к которым они так привыкли.

    5) Хорошо развитое информационное общество-то к чему стремится каждая страна, то что сделало людей менее активными. Люди стали пассивны, зависимы и порой даже жестоки. Все больше людей пропадают за чем-то не настоящим, искажающим жизнь. Спорт- стал для многих просто словом, тем, что каждый может посмотреть по телевизору. А раньше в каждом доме было несколько пар лыж, все вели активный образ жизни. Молодежь все реже берет книги в руки, предпочитает нечто виртуальное. «Обилие» информации вокруг разрешает людям ничего не искать, ничего не делать. Все новости можно узнать, просто зайдя в гугл или любой другой поисковик. Ведь раньше люди были подвижными, рассказывали друг другу услышанные новости, искали в библиотеках интересную информацию, менялись необыкновенными книгами. Одна книга могла месяцами «ходить» по двору.

    Конечно, многое зависит от всех и от каждого человека в отдельности. Все- таки каждый решает сам, что для него важнее и нужнее.
  • Михаил Степанов 11 Февраля 2012
    3. Привести примеры информации, которая ежедневно востребована вами.
    Привожу примеры информации, которую я мог использовать ежедневно; газета (в том числе и книги); интернет; радио; SMS и MMS(если считается);ночные крики на улице ночью, если российская футбольная команда выигрывает какой-нибудь знаменитый кубок и так далее…
    4. Насколько сильно переход к цифровым технологиям изменил окружающую жизнь?
    Знаменитая басня » Свинья под дубом» Ивана Крылова сама фактически отвечает на этот вопрос:
    Невежда также в ослепленье
    Бранит науки и ученье,
    И все ученые труды,
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

    Тут практически коротко и понятно написано, что, если оглянуться вокруг, можно увидеть, что большинство объектов, окружающих нас создано руками ученых. Возможно, они отдавали целую жизнь на создание какой-либо безделушки, которое в то время имело огромную ценность.
    Например, три поколения ЭВМ, работающих на перфокартах и перфолентах и лампочках (прадеды нынешних флешек и дисков) разрабатывались или улучшались огромное количество времени. К сожалению, самый первый микропроцессор был создан лишь в 1971 году. Сам компьютер стал значительно меньше, но тактовая частота по времени уменьшилась, и производительность процессора многократно увеличилась.
    Хочу заметить, что после ЭВМ не сразу появились МП и ПК и тем более суперкомпьютер, было многообразие, ведь идеи по созданию нетбуков, ноутбуков (планшеты, ноутбуки, нетбуки, смартфоны были созданы от компьютеров намного позже) зародились еще во времена СССР, когда компьютер был размером с комнату.
    Есть еще огромная- огромная куча разных цифровых технологий, с помощью которых мы можем «собирать информацию», или по-русски: средства массовой коммуникации.
    А кие-то неучи не уважают вообще не уважают труд ученых, которые создавали скамейки, бумаги, картины, школы, университеты, вилки, кастрюли, ножи, тарелки.… Если задуматься, то почти что растительной и животной фауны остается все меньше и меньше; неучам-то понять смысл всего научного. Скажут, что когда появились люди, все это уже было. Если раньше скорость вымирания видов животных была 1 вид/час, то сегодня, возможно она потихоньку увеличивается. Ой. Далеко убежал от главной темы.
    Но все равно, кажется я на вопрос ответил.

    5. Какие, по-вашему, проблемы создало современное информационное общество? Какие вы видите «минусы» обилия информации вокруг?
    Человек стал физически слабее. Раньше люди бегали десятки километров, чтобы рассказать какую-то новость. После одного тысячелетия мы ходили по пятьдесят метров до газетного киоска, чтобы купить газету и найти что-то новое. Сейчас людям требуется нажать главную клавишу процессора, и вуаля! Люди стали злыми и алчными.
    Доказательство, думаю, не нужно. Вообщем, наш мир стал очень жесток. Первые террористы появились во времена появления первых прототипов компьютера. Это тоже что-то значит…
    Также я могу сказать, что современной России сложилось информационное общество. Но оно слабое. В США огромное количество разных информационных вещей! Пробыв там день, абсолютно все со мной согласятся!

    26 ноября — Всемирный день Информации
  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ Дарья: Здраствуйте. У меня образование техника-лаборанта, училась на бюджете. Могу ли я... Винокурова А.А.: Какой курс? Винокурова А.А.: Здравствуйте, Артур. В 2017 году средний проходной балл на заочную форму обучения... секретарь руководителя: Здравствуйте. При наличие у Вас уже имеющегося средне-специального образования,... люба: Подсчитай средний балл Аттестата. Берут с 4,1 Инф. центр: Добрый день! Очно-заочная/вечерняя форма обучения - 3 года 10 месяцев. Занятия по... Зарина: А можно ли перевестись в ваш колледж в феврале? Я учусь в Тверском колледже им... Александр: Здравствуйте, после лазерной коррекции могут взять в училище? Вероника: Здравствуйте! Какие документы нужны при поступлении? Семён.: "подготовка военнослужащих для замещения должностей старшин рот". возможно... Аноним.: А можно ли перейти с другого колледжа к вам? Если да, то как можно узнать есть ли... Наталья: Будут ли в этом году принимать девушек и на какие отделения? Айгуль: Когда у вас будет день открытых дверей? Иван: Точно можно? Радима: Можно ли к вам поступить после 9 класса? Максим: Летом... Ирина: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Хотела бы в этом году поступить в ваш колледж на... Иван: Можно ли сдавать физику при поступлении в ваше учебное заведение? Если да, то... Владислав: Здравствуйте, а можно ли поступать на фармацию после 11 классов и сколько будет... Нина: Здравствуйте, у меня есть средне специальное образование экономическое и высшее...