Творческий подход нужен во всем

Школьная жизнь    |    3950

Что скрывать – культура речи, умение правильно построить фразу, использовать нужные слова, грамотно составить пусть даже небольшой фрагмент текста – сегодня проблема для многих. Помочь в этом могут уроки русского языка и литературы, тем более, если они проводятся творчески.

Михайлова Ирина Геннадьевна
Подходить творчески – это значит досконально владеть материалом и изложить его в доступной форме, касается ли это деепричастного оборота или дуэли Печорина и Грушницкого. И пока мы беседовали с учителем русского языка и литературы чебоксарской общеобразовательной школы № 60 Ириной Геннадьевной Михайловой – у меня не осталось сомнений, что она знает, как это сделать – сделать урок по-настоящему творческим.

Расскажите о вашей педагогической карьере.

– Еще обучаясь в школе, я чувствовала, что буду учителем. Уже  тогда у меня было умение убеждать других людей, умение вести беседу, даже одноклассники прислушивались к моему мнению, да и класс у нас был дружный, творческий. Помню, в десятом классе стенгазету выпустили, там про меня были такие стихи:

Известно всему народу:
Ирина – педагог от роду.


Поэтому, ничего удивительного не было в том, что я решила поступать в пединститут. Тогда я жила в Иркутской области, а в Чувашии у нас было много родственников. Но в пединститут я тогда не поступила, зато через год стала студенткой филфака ЧГУ. Интересно, но по воле судьбы, получив диплом, я снова вернулась в Сибирь, в родную школу, правда, потом все-таки переехала в Чебоксары и вот уже 14 лет работаю здесь.

– Насколько сложной и творческой является профессия учителя, тем более – если речь идет об учителе русского языка и литературы?

– Учителем, а особенно учителем литературы, может быть только творческий человек. Нужно иметь  широкий кругозор и желание интересоваться практически всем: и музыкой, и спортом, и историей. Иначе очень сложно продуктивно вести урок. Вот смотрите: история и литература – они же сильно связаны. Взять классику – «Капитанскую дочку» Пушкина. Не зная истории Пугачевского бунта, его предпосылок и последствий, можно ли правильно понять это произведение? Или взять «Песнь о купце Калашникове» – тут нужно знать Смутное Время, эпоху Ивана Грозного, опричников. Как иначе увлечь детей, заинтересовать их произведением?

Или вот пример из современной литературы. Читая Чингиза Айтматова «И дольше века длится день...», рассказывая о взаимоотношении человека и природы, мы говорим о том, что развитие прогресса, современных технологий не должно вредить окружающей среде - вспоминаем о событиях на АЭС. Все это помогает нам лучше понять проблемы романа.

Сегодня на уроке вы изучали Людмилу Петрушевскую. А кого еще из современных авторов вы  предлагаете своим ученикам?

– Список довольно объемный. Вот из самых последних: Вячеслав Дегтев «Четыре жизни», В.А. Пьецух «Жена Фараона», Д. Рубина «Цыганка», О. Павлов «Вниз по лестнице в небеса», П. Крусанов «Петля Нестерова», О. Ермаков «Последний рассказ о войне», Л. Улицкая «Люди нашего царя».

– Насколько сложно, по вашему мнению, сдавать ЕГЭ по русскому языку?

– Мне кажется, что вся сложность заключается в задании «С». Что скрывать – сегодняшние подростки читают мало, отсюда не очень большой словарный запас и кругозор. А от них требуется творческий подход к выполнению задания: нужно выявить тему, сформулировать проблему, донести все  это понимание до проверяющего и при этом попасть в точку. Это, правда, очень сложно.

Если же говорить конкретно о моих учениках, то по моему предмету «процент качества», то есть, тех, кто сдал на «4» и «5» – около 60%.

Чего, по-вашему, не хватает нынешней программе по литературе? Какие произведения вы бы добавили?

– Хорошо, что сейчас у преподавателя есть некоторая инициатива – можно включать произведения для внеклассного чтения. Мне кажется, современному школьнику нужно прочитать «Молодую гвардию», «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь» – и мы с детьми все это изучаем. Они должны знать про целеустремленность Алексея Мересьева, формирование характера Павки Корчагина, патриотизм и мужество Олега Кошевого и Ульяны Громовой.

Как вы относитесь к самой идее проверки знаний с помощью ЕГЭ?

–  Личное мнение: категорически против ЕГЭ по литературе. Я уже говорила: это творческий предмет, а на фоне тестов невозможно увидеть мышление ребенка, понять глубину осознанности  им произведения. Это невозможно отразить в тестах – это надо проверять старым способом: при личной беседе с экзаменатором. Только так можно понять, насколько ученик разобрался в конфликте, понял тему.

Что же касается русского языка, то части «А» и «В» показывают знания орфографии, грамматики и пунктуационных правил, и справиться с ними вполне реально. А некоторые задания даже учат правильно и красиво говорить. Например, в задании «А» нужно уметь правильно ставить ударение: торты, банты, откупорить, форзац. Хотелось бы, чтобы правильное произношение не забылось после экзамена, а сохранилось в памяти навсегда. Пусть наша речь останется красивой.
  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ секретарь руководителя: На базе 9-ти классов набор осуществляется только на специальность Сестринское... секретарь руководителя: Проходной средний балл будет определен когда все абитуриенты подадут документы Артём: Здравствуйте! Я закончил 2 курса АМК очень давно 2004 г, и ушёл не забрав документы.... Александр: Здравствуйте. У меня в атестате 4 тройки после 9 класса. Можно ли поступить на... Владислав: Какой для поступления в Жд нужен примерный балл аттестата? Бика: В этом году будет набор на "Акушерское дело"? Леонид: В этом институте, все места платные) Кирилл: Сколько нужно балов на поступления к вам на машиниста локомотива? Елена: Можно поступить сразу на второй курс, если есть высшее техническое? Ольга: Когда день открытых дверей в 2018 году? Кристина: Скажите, в 2018 году, какой проходной бал на товароведа на базе 9 классов? Юлия: Добрый день! Подскажите пожалуйста, могу ли я при подаче документов на... Тамара: Здравствуйте! Подскажите с какого месяца можно подавать документы на поступление... Ахмет: Здравствуйте, у меня такой вопрос когда будете принимать документы? Мне надо... Михаил: Здравствуйте, можно к вам перевестись, есть ли места? Архирейская Ирина Михайловна, отв. секретарь приемной комиссии.: Ольга, прием в колледж по специальности "Фармация" осуществляется без... Елена: Здравствуйте! Будет ли набор на фармацевта в этом году? Есть возможность... Александр: Здесь вообще кто-то может дать информацию, по поводу поступления? Оксана: Здравствуйте, скажите какие экзамены нужно сдать, чтобы поступить на бухгалтера.в... лидия: Почему Канский библиотечный колледж не проводит очные курсы повышения...