Инновационные технологии мышления

Школьная жизнь    |    4171

Вряд ли кто из педагогов поспорит, что одной из главных среднего образования является не просто дать знания школьнику по тем или иным предметам, а научить его думать, приходить к собственным выводам и иметь собственное мнение.

Герасимова Ольга Валерьевна
В чебоксарской школе № 49 для этого с успехом применяется образовательная система «Школа-2100», о том, насколько успешно используется в процессе обучения, как это может помочь педагогу в преподавании, а школьнику – в подготовке к ЕГЭ, каким вообще может быть учебный процесс в школе рассказывает преподаватель истории, обществознания и права Ольга Валерьевна Герасимова.

– Когда вы поняли, что будете учителем?

– Довольно поздно, где-то на 4-м курсе. У нас тогда как раз была педагогическая практика – и вот до сих  пор помню, как мне понравилось работать с детьми, вести занятия, объяснять интересные темы. Когда получила диплом, выяснилось, что тут, в 49-й школе, есть свободное место. Устроилась, и вот работаю тут уже двенадцатый год.

 Конечно, поначалу было непросто, даже несколько раз серьезно думала над тем, чтобы сменить вид деятельности. На первых порах не хватало методики, опыта, но все пришло со временем, и последние годы, ничего кроме удовольствия мне моя работа не доставляет. Это то, чем мне очень нравится заниматься, и я не вижу себя на другом месте. 

– Если сравнивать выпускников того времени, когда вы учились в школе, и нынешних одиннадцатиклассников – чья подготовка была выше? Кто прикладывал больше стараний, чтобы получить необходимые знания?

– Я бы не сказала, что настроенность на учебу моего поколения была выше, чем у нынешних выпускников. Если брать в общей массе, то всегда были те, кто хотел учиться хорошо в школе, поступить на престижную специальность, всегда были и те, кому это было не надо  – тут скорей зависит от человека, а не от времени.
Другое дело, что у нынешних выпускников сегодня куда больше возможностей и в плане обучения, и в плане поступления. Правда часто замечаю и другое – излишняя загруженность ведет к переутомлению, а там и к отторжению учебы, вот это, наверное, важное отличие нынешних выпускников, от того времени, когда в школе училась я. 

– А как вы мотивируете своих учеников на изучение истории?

– Педагогический процесс в том и заключается, что нужно уметь увлечь ребенка. Часто таким мотивом выступает необходимость сдачи ЕГЭ, часто –  просто интересный рассказ преподавателя.

Сейчас, конечно, все направлено на подготовку к ЕГЭ, а вот в первом полугодии, когда свободного времени было больше, устраивали на уроках игру в дебаты или готовили эссе на тему семьи, общества, молодежной культуры, власти. Им нравится такой не совсем стандартный подход к обучению, те же эссе они с удовольствием пишут, так что было бы желание – заинтересовать можно.
Но самое главное – учитель должен сам, в первую очередь, испытывать интерес к преподаваемому предмету  и процессу изложения материала на уроке – как можно увлечь другого, если сам в этом не заинтересован?

– Ваше отношение к идее Единого госэкзамена? Насколько инновационной можно считать эту инициативу?

– Я за ЕГЭ. Это вполне объективный инструмент проверки знаний. Причем, разные части «A», «B» и «C» – проверяют разные знания и умения – от базовых знаний по предмету, до умения самостоятельно мыслить и принимать решения.

Если говорить про недостатки, мне кажется можно назвать субъективный фактор в оценке. Возьмем, например, обществоведение. У нас стандартом для ЕГЭ является учебник Боголюбова, то есть если выпускник будет готовиться по другому учебнику, ему нужно будет адаптировать формулировки, определения под этот стандарт. Хотя и в других учебниках материал может излагаться правильно, просто – чуть иначе.

– История – наука во многом субъективная, зависящая, например, от эпохи, в которую мы живем. А как сделать изложение материала максимально объективным?

  – Каждый учитель по-своему смотрит на историю, у него есть своя точка зрения на те или иные неоднозначные исторические события (революцию, Гражданскую войну и т.д.), и если авторитет учителя очень большой, то эта точка зрения станет и точкой зрения ученика. Я иду по другом пути, стараюсь сначала дать максимум информации о событии и оставляю  собственное мнение на самый  последний момент. Пусть у учеников сложится своя точка зрения на сталинизм или «Приказ № 227», пусть он сам научится делать правильные выводы и принимать решения на основе имеющегося материала.

– И последний вопрос. Какие проблемные ситуации могут возникать на уроке истории?

– Для того, чтобы лучше понять материал, школьник должен обрисовать для себя проблему, это умение пригодиться ему и в последующем, при сдаче ЕГЭ. Я работаю по учебникам образовательной системы «Школа-2100», которая как раз и включает в себя проблемно-диалогическую технологию.

Суть этого метода в том, чтобы школьник обрисовал проблему, строил различные предположения и в конце-концов получил ответ на требуемый вопрос. Это не рассказ учителя, а именно диалог с учеником. Еще одна инновационная технология развивающего обучения – технология продуктивного чтения, анализ текста в несколько этапов, тоже нашла применение на наших уроках.

Рассмотрим конкретный пример использования этих технологий. Вот рассматриваем на занятии ситуацию – князь Владимир Красно Солнышко. Судя  по этому прозванию, о нем в народе осталась добрая память, хотя в летописях мы можем найти и совершенно противоположные утверждения. Нам важно разобраться, вместе с учеником, и придти к какому-то выводу, но пусть это будет вывод, который он сделает самостоятельно.
  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ Дарья: Здраствуйте. У меня образование техника-лаборанта, училась на бюджете. Могу ли я... Винокурова А.А.: Какой курс? Винокурова А.А.: Здравствуйте, Артур. В 2017 году средний проходной балл на заочную форму обучения... секретарь руководителя: Здравствуйте. При наличие у Вас уже имеющегося средне-специального образования,... люба: Подсчитай средний балл Аттестата. Берут с 4,1 Инф. центр: Добрый день! Очно-заочная/вечерняя форма обучения - 3 года 10 месяцев. Занятия по... Зарина: А можно ли перевестись в ваш колледж в феврале? Я учусь в Тверском колледже им... Александр: Здравствуйте, после лазерной коррекции могут взять в училище? Вероника: Здравствуйте! Какие документы нужны при поступлении? Семён.: "подготовка военнослужащих для замещения должностей старшин рот". возможно... Аноним.: А можно ли перейти с другого колледжа к вам? Если да, то как можно узнать есть ли... Наталья: Будут ли в этом году принимать девушек и на какие отделения? Айгуль: Когда у вас будет день открытых дверей? Иван: Точно можно? Радима: Можно ли к вам поступить после 9 класса? Максим: Летом... Ирина: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Хотела бы в этом году поступить в ваш колледж на... Иван: Можно ли сдавать физику при поступлении в ваше учебное заведение? Если да, то... Владислав: Здравствуйте, а можно ли поступать на фармацию после 11 классов и сколько будет... Нина: Здравствуйте, у меня есть средне специальное образование экономическое и высшее...