Кинозал на уроке литературы. Новые формы преподавания в школе № 55

Школьная жизнь    |    5735

«Все течет, все меняется», – говорили еще древние греки. Применительно к программе средней школы по литературе, меняются сами требования, меняются произведения необходимые для изучения, да и сами ученики меняются – читать книги сегодня любят не так сильно, как еще лет 10-15 назад.

Егорова Елена Артемоновна
На самом деле ситуация не безвыходная, считает учитель русского языка и литературы чебоксарской школы № 55 Егорова Елена Артемоновна – даже нынешний «контингент» можно заинтересовать даже «Тихим Доном». И вовлечь в оживленную дискуссию по этой книге.

Когда вы поняли, что будете работать учителем?

– Решение стать учителем возникло у меня еще в школе, так что, получив аттестат, я твердо знала, что буду поступать именно в педагогический институт. В советское время учитель был авторитетом, в чем-то даже примером для подражания. Поэтому и конкурс в педагогические вузы был очень большой, а получив диплом, большинство работало по специальности, то есть учились целенаправленно для того, чтобы стать педагогами. Это относится ко мне, и ко многим другим, кто учился в то время – у нас были совершенно другие идеалы и приоритеты. К сожалению сегодня профессия учителя совершенно непрестижна для выпускника.

К слову – из 21 года своего педагогического стажа, 18 лет я проработала в родной 55-й школе.

Что главное в работе учителя, в чем его основная задача?

– Вопрос очень разноплановый – тут есть и свои «плюсы» и свои «минусы». Если ты работаешь в школе, то обязательно должен любить детей. Любовь к ребенку – это еще и уважение к нему, надо уважать в нем личность с его собственными интересами. Наверное, только так можно установить контакт с учениками, быть с ними «на одной волне», только в случае взаимопонимания обучение будет продуктивным.

Еще важный момент для преподавателя – хороший багаж знаний и жизненный опыт, это тоже помогает в преподавании. Например, сегодняшние 11-классники  совершенно не знают кто такие пионеры или комсомольцы, – я рассказываю им о том, чему сама была свидетелем, про октябрятские значки и пионерские галстуки. В конечном итоге, подобные знания помогут им лучше понять смысл отдельных произведений. 

Программа обучения по литературе в средней школе склона меняться гораздо чаще, чем по другим предметам?

– Если программа преподавания точных  наук – математики или физики практически не изменилась, то применительно к литературе, этого сказать нельзя.  Программа изменилась сильно, и если раньше в школьной программе при изучении литературы ХХ века упор делался на соцреализм – это и «Как закалялась сталь» Островского, «Железный поток» Серафимовича, «Чапаев» Фурманова, «Смерть пионерки» Багрицкого и многое другое. В сегодняшней программе преподавания этих произведений нет, вместо них изучается Бунин, Шмелев, Куприн, Зайцев, Цветаева, от соцреализма остался, наверное, только «Разгром» Фадеева. Все это говорит о том, что от преподавателя литературы требуется и умение быстро перестроиться, чтобы соответствовать современным требованиям.

– Насколько сложно дается такая перестройка?

– Это довольно непросто – постоянно быть в курсе литературных новинок, но это необходимо. С другой стороны, если классические произведения – «Герой нашего времени» или «Капитанскую дочку» – легко можно взять в библиотеке, то за современными произведениями надо идти в магазин, а на это не у всех  есть возможность и желание. Что делать в этом случае, тем более, что совсем скоро мы с 11-классниками дойдем до постмодернизма.

Думаю не надо жестко определять необходимые произведения, лучше дать список из 10-15 произведений на выбор. Кто-то прочитает «Сказки» Петрушевской, кто-то «Похороните меня за плинтусом» Санаева, кто-то выберет Пелевина. А потом мы устроим семинар или конференцию – мне кажется так будет лучше для всех и продуктивнее для учебного процесса в целом.

– Как по вашему,  насколько сильно ЕГЭ изменил систему обучения в школе? Каким образом вы готовите выпускников к госэкзамену?

– Давно уже ловлю себя на мысли, что с введением единого госэкзамена, в процессе преподавания стала мыслить категориями ЕГЭ. Даже при изучении темы «чередующиеся корни» в 5-м классе, обращаю внимание пятиклашек на то, что это задание А13 ЕГЭ.

В старших классах у нас идет преподавание по блочной системе – каждый урок, это отработка материалов ЕГЭ, каждое задание прорабатываем десятки раз – только в этом случае есть надежда на успех.

Первые два раздела ЕГЭ – тестовые, к ним можно подготовить, в прямом смысле – натаскать учеников, а вот третий раздел, где нужно написать сочинение, мне кажется самым сложным. Прочитав отрывок художественного или публицистического текста, нужно сформулировать проблему, подобрать аргументацию и высказать собственное мнение. Вот пример одного из таких текстов: парень работал в колхозе трактористом, но все время мечтал стать летчиком. И вот он  собирается и едет в город поступать в летное училище. Но на полпути сходит с поезда, возвращается обратно и продолжает работать трактористом. Вот какая здесь проблема? Можно сказать что это – проблема выбора, а можно – проблема несбывшейся мечты. Но в любом случае,  надо грамотно изложить свою точку зрения, подобрав аргументы из литературы.

Я не зря говорю, что последний раздел ЕГЭ самый сложный – чтобы грамотно аргументировать, нужно действительно много читать, а не секрет, что нынешние школьники это не очень любят.

– Какие новые направления вы используете в своей педагогической работе?

– Некоторые произведения, тот же «Тихий Дон» Шолохова, становятся проблемными для изучения хотя бы из-за своего объема – мало кто прочитает все 4 книги. Но знать произведение они должны! Можно заставлять читать,  можно рассказывать самой. Но я пошла по другому пути – на уроке мы смотрим фильм, снятый по этой книге. А потом даем характеристику героям, разбираем сюжет. Заметила, что многие смотрят с интересом, задают вопросы,  комментируют поступки героев, спорят – то есть это не обычный просмотр фильма, как в кинотеатре, а именно обучение.

– Педагогическая работа не обходится без проблемных ситуаций? Как вы действуете в этом случае? Есть ли какие-то универсальные рецепты?

– Я бы не сказала, что проблемы у меня возникают часто,  но тут есть конечно одна хитрость. Дело в том, что с нынешними старшеклассниками я работаю уже 6-7 год – с четвертого класса. За это время мы, конечно,  хорошо узнали друг друга, научила их слушать меня и слышать, ну и они тоже  знают, что от меня можно ждать.

 Три кита,  на которых стоит нормальный педагогический процесс, на мой взгляд, это требовательность, строгость и чувство юмора одновременно. Да, и взаимопонимание еще, если нет взаимопонимания между учеником и учителем – говорить об эффективном обучении не имеет смысла.

Мне кажется, мне удалось добиться того, чтобы у нас с учениками было взаимопонимание. Я классный руководитель 10-классников, ко мне часто подходят, делятся своими проблемами, это даже  хорошо, что между нами нет большой дистанции. Но повторю – все это потому, что мы вместе учимся уже 7-й год, и мое мнение такое,  что надо стремиться к тому, чтобы с самого начала, с 4-5 класса и до выпуска, детей вел один и тот же учитель. Так будет лучше для всех, а результат мы увидим в аттестате.
  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ Приемная комиссия: Юриспруденция, Социальная работа, Педагогическое образование (с двумя профилями... Настя: Здравствуйте, скажите, какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в колледж на... Василий: Сочувствую, сопереживаю... В чем проблема? Винокурова А.А.: Здравствуйте, Оксана. Льгот нет, все поступают на общих основаниях. Лидия Георгиевна: На базе 9 классов 160 бюджетных мест и 75 коммерческих. Оплата составляет 63200 руб. в... Инф. центр: Добрый день! В 2017 году проходной балл на бюджет "Сестринское дело" по очной... Люся: Есть ли при вашем институте курсы подготовки по спец. предметам? Оксана: Здравствуйте, подскажите льготы при поступлении для детей-инвалидов есть? абитуриент: Василий, можете объяснить почему вы написали "сочувствую поступающим"? С чем... Надежда: общежития есть? какой средний бал нужен для поступления? в пределах каких дней... Дмитрий: какой средний бал атестата нужен, чтобы поступить на бюджет? Дарья: Здравствуйте, какие экзамены нужны для поступления на "управление персоналом... Л.: Николай, крымчане граждане России. Спору нет. Но в 2018 льготы для выпускников Крыма... Приёмная комиссия: В нашем колледже на диспетчеров не обучают. Василий: Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2014 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской... АМК: Здравствуйте. На данный момент принят документ, согласно которому отсрочка... Ольга: Какой проходной балл на бесплатку? Сергей: Здравствуйте я собираюсь поступать к вам на фото - техника после 10 класса нужны ли... секретарь руководителя: Данная информация не известна. секретарь руководителя: На вечернее отделение специальности Фармация набора не запланировано.