На пересечении разных культур

Школьная жизнь    |    1856

Знать иностранный язык (например: английский) – это хорошо. А хорошо знать английский язык – еще лучше. А еще лучше – хорошо знать английский и немецкий, или, как вариант – английский и французский.

Дементьева Галина Владимировна
А что вы хотели – третье тысячелетие как никак. Требования гораздо выше чем пять, десять, не говоря уже про пятнадцать лет назад. И возрастают с каждым годом. Вот почему в процессе обучения так важно предвидеть даже не сегодняшнюю потребность общества, а глядеть немного вперед – в завтрашний день. В гимназии № 4 считают, что довольно перспективно в этом отношении было бы построение образовательного процесса на основе взаимодействия культур разных народов и в образовательном пространстве «иностранный язык». О том, как это можно сделать, и насколько это удается педагогам гимназии, беседуем с директором Галиной Владимировной Дементьевой.

Можно ли говорить о том, что обучение в разных школах строится по-разному, в чем тогда особенность обучения в четвертой гимназии?

Конечно, можно говорить про особенности обучения и преподавания, несмотря даже на то, что все школы работают вроде бы по одному образовательному стандарту. Наверное, тут лучше употреблять термин «миссия учебного заведения» – иначе говоря, то, каким мы хотим видеть учеников нашей гимназии «на выходе».
Конечно, у большинства «четвертая гимназия» ассоциируется с английским языком, вот смотрите – одна из последних публикаций о нас. Читаем: «Исторически гимназия № 4 выделяется среди других общеобразовательных учреждений как школа, показывающая лучшие результаты в городе, республике и даже России по английскому языку». Но это не единственное, чем мы можем гордиться. Да, в плане английского у нас специальная углубленная программа, преподавание ведется с первого класса, да и внеклассная работа во многом вокруг этого строится. Вот, например, сейчас мы готовимся к проведению Рождественской недели (23-29 декабря) – это различные конкурсы и постановки, беседы о Рождестве, лотереи, шествие сказочных героев, конкурс рождественских венков и композиций, рождественских песен, День сказок – все, конечно, на изучаемых в гимназии иностранных языках и с максимальным использованием материала по зарубежным традициям, вплоть до того, как оформляется праздничный рождественский стол в разных странах.

У вас даже специальный предмет есть в программе...

Да, элективные курсы, интегративные гуманитарные дисциплины, такие как: «Страноведение Великобритании» и «Страноведение США», литература этих стран. Плюс – работа с аутентичными печатными аудио- и видеоматериалами, УМК зарубежных издательств. Добавьте сюда международные программы по обмену старшеклассников «FLEX» и «AFS», дающих возможность провести несколько месяцев за рубежом (в общей сложности ими воспользовалось около трехсот гимназистов) – так самыми разными способами мы создаем «языковое погружение».

Вы начали говорить о том, что английский – это не единственный предмет гордости...

Да, просто гимназия у большинства ассоциируется именно с английским. Но, для многоязычного и поликультурного развития школьников у нас ведется параллельное обучение еще одному иностранному языку – это французскому или немецкому, с 7-го класса. Все это в значительной мере соответствует требованиям развития общества на современном этапе. В целом же свою миссию мы видим в том, чтобы, скажу без лишнего пафоса, – воспитать гражданина мира.

Именно так глобально?

Гражданин мира – это человек, активно проявляющий свою гражданскую позицию и готовый к использованию полученных знаний для решения важных профессиональных и жизненных проблем в самых разных условиях, странах, обществах, имеющий для этого базовые навыки. Для этого мы много усилий прилагаем для создания поликультурного образовательного пространства и постоянно его расширяем. Наши учащиеся выезжают на обучение за рубеж, но и их сверстники едут к нам в гости. Только за последние годы к нам приезжали школьники из Германии, Бельгии, Италии, Австрии, Таиланда, сейчас у нас учится Мария Каролина Гутиарез – десятиклассница из Венесуэлы. Для нее у нас разработаны индивидуальные курсы по русскому и английскому языкам, а в остальном – обучение идет по обычной гимназической программе.

«Гражданин мира» – это только одна из подпрограмм, реализуемых в нашей гимназии. Другие не менее интересны, важны, и во многом являются выражением наших идеалов и стремлений: «Современный учитель», «Успешный ученик», «Здоровое поколение», «Двери в XXI век» и другие.

Наверное, выскажу немного крамольную мысль, но для многих школьников посещение уроков и школы в целом – формальный, механический процесс.

Что может сделать педагогический коллектив школы, чтобы обучение было более осмысленным?

Не ошибусь сильно, если скажу, что наши ученики далеки от механического посещения уроков, тут мне в помощь будут результаты опросов родителей и анкетирования учащихся. То есть мы делаем все, чтобы каждый гимназист осознавал себя непосредственным участником процесса педагогики сотрудничества. Так оно и должно быть, если мы говорим именно о совместном взаимодействии учителя и ученика в процессе обучения.

Поясню на примере. По-моему, понятно, что в образовании надо максимально широко использовать современные технологии – мобильный компьютерный класс, различные цифровые носители, медиапроекторы, интерактивные доски. Спорить с этим сложно, другое дело, что и в педагогической среде, которая по своему принципу должна впитывать инновации, тоже может найтись место консерватизму: «Да что там, компьютерные технологии, я и так – с мелом у доски все объясню». Так-то оно так, но дело тут даже не в том, что интерактивная доска более эффективна, скорее – более необходима для ученика, для которого она должна быть не новинкой какой-то диковинной (как иной раз воспринимается в среде педагогов), а привычным атрибутом урока.

В реплике про миссию гимназии говорилось, что вы представляете, какими будут ваши ученики «на выходе». А какие они на самом деле?

На самом деле – очень разные. Мы ведем мониторинг поступления в вузы, так вот, гуманитарные специальности, что соответствует профилю гимназии, выбирают около трети выпускников нашей гимназии (в том числе, иностранный язык – 10%), экономика – 37%, и техническое направление – 10%. Это и ведущие вузы России, и зарубежные вузы – Германия, Великобритания, Ирландия. Выпускники гимназии учатся в колледжах «Объединенный мир» в Великобритании, Боснии и Гонконге. Поликультурное пространство расширяется еще больше...

  • X
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении
ВЧЕРАШНИЕ КОММЕНТАРИИ Айгуль Веллекова: Здравствуйте я из Туркмении. Я учусь Узбекистане в я Бухаре мед колледж... Марина: Здравствуйте. Дочь заканчивает в этом году 11 классов. Какие нужны экзамены для... Татьяна: Здравствуйте. Скажите пожалуйста проходной балл на сестринское дело, заочная... Кирилл: Для поступления на специальность "Информационные системы и... Ольга: Если я после 9 класса поступлю на сестринское дело, могу ли потом перевестись на... Елена: Здравствуйте! Можно ли поступить к вам после 9 класса? Татьяна: Можно ли поступить на заочную основу (40 лет), если можно, экзамены нужно будет при... Ася: Когда день открытых дверей в 2018 году? Алия: Здравствуйте, а если поступаешь в театральное училище, и на этом момент учишься в... анна: здравствуйте, мой сын хочет к вам поступить, в этом году заканчивает школу,... Дима Шушаков: Да Катя евгеньева: Здравствуйте. после 9 класса, на какую специальность можно подать документы? Яна: сколько лет нужно учится и какие экзамены нужны? Людмила: Необходимо ли в Вашем учебном заведении предоставить при поступлении кроме... Анастасия: Здравствуйте. У девочки была опухоль головного мозга, сделана операция по... Лиина: Если поступлю после9на ссестринское дело то сколько будет стипендия? И сколько... Валерия: Здравствуйте, я заканчиваю 9 классов, хочу идти к вам на "сестренское дело", я... Елена: Ирина, ваша девочка поступила в техникум? Мне интересен ваш опыт. У моей дочери... Глеб: Добрый день, мне 23 года, прохожу службу в рядах ВС РФ (8 месяцев), хочу к вам... Чубарова Александра: а можно на базе 9 классов пойти на Стоматология ортопедическая(зубного техника?)