ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В

По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию средний показатель выполнения заданий группы В по разделам «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения» – 60–61%. Несколько хуже показатели по компонентам «Право» – 55% и «Политика» – 53%.

Выполнение заданий группы В требует от выпускников не только теоретических знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

Задание В5 содержит в качестве условия небольшой комплекс взаимосвязанных суждений. У выпускников проверяется умение различать в любых сообщениях социальной направленности объективные констатации и субъективно-оценочные составляющие. В 2012 г. выполняемость задания В5 – 60% (в 2011 г. показатель был выше – 86%). Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений (относится к базовому уровню сложности).
Правильное выполнение этого задания оценивается следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

В 2013 г. модель задания В5 будет усложнена, предполагается включение в мини - текст третьего компонента – суждения – теоретического постулата. Это позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.
В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?

Задание В5 1

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

Наука различает три вида социальных фактов:

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении - «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» - констатируется факт.

Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).

С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).

Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: Примерами оценочных суждений могут служить:
Возникли Считается, должны
Включают С точки зрения исследователей
Цифры – (объем) По-видимому
Решают Думается
Предназначаются На наш взгляд
Это – (какой-то факт) Представляется
Во все времена была Необходимо признать
Обеспечивают По мнению ряда исследователей
Поэтому (утверждение) С нашей точки зрения
Принята, утверждена Скорее всего
Однако… (какой-то факт) По нашему мнению
Имеют форму Согласно другой точке зрения
Признает Можно предположить
Запрещает (утверждение) Преуменьшение…неоправданно
Поставила (свершившийся факт) Идет довольно активно (какой-то процесс)
Вошла в десятку Однако…
Связывают Имеет уверенную тенденцию к сохранению
Состоялся Если сохраниться, то можно предположить
Заявили о слиянии Что-то сегодня находиться в упадке
Окончила институт Все это самым губительным образом отражается на…
Много тратит времени - это величайшее завоевание цивилизации
Все больше пользуются В этом году он получил злободневную направленность
Поставлен диагноз Уровень существенно возрос
Специалисты зафиксировали Разрыв нельзя было считать приемлемым
Это вызвало значительный рост Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»
Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна Вряд ли акции будут стабильны
В исследовании приняли участие 30000 мужчин Она правильно поступает
Дата Привычка может привести
Фактически свершилось

Он получил злободневную направленность и стал более современным
Произошло Уровень представленных работ существенно возрос

Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым
Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье
Это мнение может объясняться низким уровнем образования

Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

Таким образом, правильный ответ:

А Б В Г Д
3 2 3 1 1

А теперь порешаем?!

Примеры заданий В5 2

№1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.

Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

№ 2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

№ 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

№ 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

№ 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Пре­уменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

№ 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.

(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки деста­билизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

№ 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся жела­нием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

№ 8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, не­возможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется осно­вой стабильного развития общества.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

№ 9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявля­ется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы ока­зался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

Ответы: 3

№ задания А Б В Г Д
№ 1 1 2 3 1 3
№ 2

1 3 2 2 1
№ 3 1 3 3 2 2
№ 4 1 1 1 2 3
№ 5 3 2 1 1 2
№ 6 3 1 1 1 2
№ 7 3 1 1 2 2
№ 8 1 2 3 3 2
№ 9 3 2 1 2 2

Согласно данным аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2012 г сложным для выпускников является и задание В6, предполагающее включение понятий и терминов в определенный смысловой контекст. Данные результатов ЕГЭ 2012 г. показывают, что это относится ко всем разделам курса. Наибольшую сложность вызывает использование правовых терминов. Средний процент выполнения задания В6 – 45,4% 4. Это самый низкий показатель выполнения заданий части 2 выпускниками. Крайне низкий результат выполнения задания В6 свидетельствует об отсутствии системных знаний курса и низкой коммуникативной культуре данной группы выпускников.

Вопрос о данном типе заданий уже рассматривался. Информацию можно посмотреть здесь.

Примечания:
1 ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. (ФИПИ).
2 Там же.
3 ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. С.146 - 148
4 Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. С.6.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. (http://www.fipi.ru).
2. ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. (ФИПИ)
Марина Офёркина, 04.12.2012, 143425
  • Ирина 17 August 2014
    Почему вдруг высказывание про трудовые споры в 4-м варианте стало теоретическим, то, что трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса - это факт. Разграничение фактического характера, теоретического или оценочного практически осуществляется каждый раз по разным основаниям.
    Ответить
    • Оферкина М. П. 18 August 2014
      Ирина, Вы ошибаетесь. Читайте теорию.
      Ответить
  • диля 09 June 2014
    спасибо)
    Ответить
  • Марина 31 March 2014
    Благодарю Вас! Очень доходчиво и понятно.
    Ответить
  • Елена 03 March 2014
    Большое спасибо! Я очень часто обращаюсь к вам за помощью. Просто и понятно!
    Ответить
  • Вера Андреева 14 February 2014
    Большое спасибо автору, лучше уже не расскажешь и не научишь! Браво, Педагог!
    Ответить
  • Степан 15 December 2013
    Бред какой-то: Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.
    № 2 б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса.
    Почему не факт? А теория?
    № 3 В) "Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др".
    Этот "факт" стал вдруг "теорией" благодаря наличию в предложении слов ". И др"? Или ребёнок должен был понять что слова "некоторые факторы связаны" свидетельствуют о возможном теоретическом рассуждении автора предложения?
    Зачем составителям тестов глумиться над детьми и умничать, если даже они сами не всегда разбираются в тонкостях? Или такие тонкости, что взрослый не разберётся, а учителя головы ломают.
    Как предложение "профсоюзы в РФ действуют на основании закона о профсоюзах" вдруг стало теоретическим, а не фактическим? В (ЕГЭ 2013-2014 на яндекс)
    Разве не факт?
    № 5 (А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида.
    Или для факта должна быть формулировка "создали угрозу", а не угрожают?
    Рад за тех, кто разобрался в алгоритме или не выбрал ЕГЭ общество!
    P. S. Понимаю, что слово СКРОМНЕЕ - оценочное суждение, но так и не понял в № 9 Б) почему СКРОМНЕЕ, т.е. нИЖЕ не является констатацией факта низкого скачка цен?
    Ответить
    • Офёркина М.П. 15 December 2013
      Степан, это не бред. Читайте побольше научной литературы.
      Ответить
  • Наталья Витальевна 09 December 2013
    Марина Пантелеевна, спасибо Вам за столь детальное и понятное разъяснение алгоритма решения задания В5. И вообще, сайт - бесценный! Спасибо!
    Ответить
  • Сергей 26 November 2013
    Марина, вы умница! С уважением ваш коллега, Сергей
    Ответить
  • Ирина 24 November 2013
    Спасибо огромное за ваш труд.
    Ответить
  • Артур 10 November 2013
    Подскажите, пожалуйста, если в тексте есть такие выражения: Ученые утверждают или по мнению Эйнштейна - это факт или оценка?
    С уважением. Артур
    Ответить
    • Офёркина М.П. 10 November 2013
      Артур, если исходить из того, что за факт считать именно то, что "утверждают учёные" и "по мнению Эйнштейна", то это будет ФАКТ.
      Например: Экономисты утверждают, что грядущий 2012 год будет непростым для зоны евро. (Факт)
      Ответить
  • Алла 09 November 2013
    Уважаемая Марина Пантелеевна. Извините, но прочитав все отзывы, я с удивлением обнаружила, что один и тот же текст про глобальные проблемы вы оцениваете по-разному. То есть одни и те же предложения то оцениваются как факт, то как мнения. Поясните, пожалуйста, вашу позицию.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 10 November 2013
      Алла, правильный ответ 32112. Укажите, где звучит данное задание ещё. Нет времени на поиски.
      Ответить
  • Анастасия 09 November 2013
    Отличная статья!
    Ответить
  • Ирина 20 October 2013
    Мне нравится обществознание. Спасибо за статью. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В
    Ответить
  • Владимир 05 June 2013
    Спасибо.
    Жуткие задания. Разрушают моё представление о русском языке.
    Ответить
  • Владимир 05 June 2013
    Простите пожалуйста, но у меня ещё вопрос. Допуститм есть такое предложение: "В конце 1930-х годов Сталин утверждал: "Жить стало лучше, жить стало веселее". Такое предложение - факт или оценка? Ведь Сталин такое говорил - это общеизвестный факт. Но это заявление содержит в себе субъективную оценку Сталина. Я бы ответил, что это факт, т.к. предложение содержит оценку Сталина, а не оценку автора предложения, который просто сообщает о том, что Сталин это говорил. Подскажите, пожалуйста, прав ли я.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 05 June 2013
      Чтобы безошибочно ответить на вопрос, надо иметь всё задание. В данном случае трудно что-то сказать. Если это характеристика экономической, социальной ситуации в СССР, то оценка.
      Ответить
  • Владимир 05 June 2013
    Вчера долго спорил с филологом и, наконец, пришлось смириться с тем, что, если в предложении присутствует слово "скромнее", то, независимо от других данных, это оценочное суждение, т.к. в нём присутствует субъективизм автора. Если бы было написано "ниже", то тогда предложение имело бы фактический характер.
    Ответить
  • Олеся 04 June 2013
    Спасибо за грамотный материал!
    Ответить
  • Владимир 04 June 2013
    Марина Пантелеевна, простите, если надоедаю. У меня ещё один вопрос.
    Если предложение выглядит так:
    "Рост цен в стране Z в зимние месяцы оказался ниже прогнозов большинства экономистов. "
    Оно имеет характер оценочного суждения или фактических характер?
    Ответить
    • Офёркина М.П. 04 June 2013
      Я бы отметила как оценочное суждение.
      Ответить
  • Владимир 04 June 2013
    Большое спасибо за тренировочные задания. Похоже, что количество выполненных заданий всё-таки переходит в качество. Но вот, чего я ни как не могу понять: почему в 9 задании предложение (б) отнесено к оценочным суждениям. Предположим в стране Z 3 экономиста, 2 из которых прогнозировали инфляцию в 5%. Оставшийся экономист прогнозировал 2%. На самом деле инфляция составила 2, 1%. Получается, что рост цен в стране Z в зимние месяцы оказался "скромнее" прогнозов большинства экономистов. Рост цен - это факт. То что он ниже прогнозов большинства экономистов-тоже факт (большинство предполагали 5%, а оказалось 2, 1%). Так почему же в ответах это указывается, как оценочное суждение?
    Ответить
    • Офёркина М.П. 04 June 2013
      Предложения А носит теоретический характер. Представляет собой определение инфляции.
      Предложения Б, Г, Д носят оценочный характер. Автор выражает свое мнение, что видно из слов "скромнее", "скорее всего", "возможно".
      Предложение В имеет фактический характер, даны конкретные цифры инфляции за определенный год.
      Ответить
  • Ирина 31 May 2013
    2013-05-31
    Спасибо за помощь. Задание кажется не трудным, но постоянно допускаются ошибки. Ваш материал дал представление с какой стороны подходить к ответам. Спасибо!
    Ответить
  • Ирина 18 May 2013
    Огромное спасибо.
    Ответить
  • Елена 15 May 2013
    Данный материал очень помог мне: сложилось примерное представление о том, как выполнить задание B5. Действительно, таблица со словосочетаниями оказалась полезной, а анализ ошибок, допущенных мною в примерах заданий, способствовал еще лучшему усвоению материала.
    Спасибо!
    Ответить
    • Офёркина М.П. 15 May 2013
      Всем спасибо за комментарии и вопросы. Удачи на экзаменах!
      Ответить
  • Одежкина Л.М. 15 May 2013
    Спасибо, Марина Пантелеевна за подробную систематизацию фактических и оценочных словосочетаний. Очень пригодились в работе!
    Ответить
  • Чонту 03 May 2013
    Здравствуйте,
    Пожалуйста помогите в решении задания В5 по обществознанию. Объясните пожалуйста, как именно в этом задании определить характер суждений
    1) Одна из глобальных проблем человечества – терроризм, являющийся, на наш взгляд, особо опасным по степени преступности.
    2) Вне всякого сомнения, он оказывает негативное влияние почти на все стороны общественной жизни.
    3) Яркий пример из жизни – террористический акт "Норд-Ост" в Москве.
    4) Жертвами терроризма по всему миру стали миллионы мирных граждан.
    А. Фактический характер
    Б. Характер оценочных суждений
    (Проблема в том, что правильно получается оценить только третий пункт. Со всеми остальными суждениями возникают проблемы)
    Заранее спасибо.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 04 May 2013
      1, 2 суждения - характер оценочных суждений (на это указывают словосочетания "на наш взгляд", "вне всякого сомнения")
      3, 4 суждения - фактический характер (константируются факты)
      Чонту, но Вы взяли задание старого образца. Берите для тренировки изменённое В5. Например, это же задание в новой редакции будет звучать так "(А) Одна из глобальных проблем человечества – терроризм, являющийся, на наш взгляд, особо опасным по степени преступности. (Б) Терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. (В) Вне всякого сомнения, он оказывает негативное влияние почти на все стороны общественной жизни. (Г) Яркий пример из жизни – террористический акт "Норд-Ост" в Москве. (Д) Жертвами терроризма по всему миру стали миллионы мирных граждан.
      Определите, какие положения текста носят:
      1) фактический характер
      2) характер оценочных суждений
      3) характер теоретических утверждений.
      Ответить
  • Сергей Геннадиевич Кочеров 07 April 2013
    Сайт просто чудесный. Но, на мой взгляд, не очень понятно и доходчиво дано объяснение как решать задание В5 в ЕГЭ по Обществознанию. Мой ребенок, который идет на золотую медаль в Московской школе и готовится к сдаче именно этого экзамена, ну, то есть ясно, что с уровнем знаний, интеллекта и логики он выше любого среднего выпускника, понял Ваши объяснения с большим трудом. И то сказал, что они не дают точной картины и методики решения. А все очень размыто, расплывчато и субъективно.
    Вот так. И еще. Этот вопрос как крик души. Почему в ЕГЭ по Обществознанию за 12 год (а в этом, 13-м, будет, значит, еще хуже) дают задания по знаниям и фактам, которых нет в учебниках? Почему не проводится анализ того, какие сведения, объяснения, факты, цифры и суждения присутствуют в учебниках (а их ведь несколько вариантов), а какие напрочь отсутствуют? Конкретные учебники для каждого округа в Москве "рекомендуют" (то есть заставляют приобретать) методисты управления образования округа. А в ЕГЭ потом бац! И дают задания по знаниям, отсутствующим в эих учебниках. И как быть? С кем судиться-апеллировать? Дайте, пожалуйста, ответ.
    С уважением, Сергей Геннадиевич Кочеров
    Ответить
    • Офёркина М.П. 08 April 2013
      Сергей Геннадьевич!
      1. Задание В5. Факт - это действительное, реальное событие или явление; то, что реально существует, происходит, твердо установленное знание. Суждение – это высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: "на наш взгляд", "по вашему мнению", "с нашей точки зрения", "по-видимому", "считалось", "представлялось", "как утверждал", "как говорил", "как отмечал" и т.п. Теоретические утверждения - результат научного познания, научные законы и теории, статистические показатели.
      Например. (А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся "локомотивами" фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину. А, Б – фактический материал; В, Г – оценочные суждения; Д – теоретическое утверждение. Как правило, со всеми непонятными вопросами мои ученики идут ко мне. И я думаю, что учительница не откажет Вашему ребёнку в консультации. Это ведь наша работа.
      2. Учебники. Работаю в социально - экономических классах. Подготовку веду не только по учебникам, но и по другим источникам информации. Нет такого учебника, который бы полностью подготовил к сдаче ЕГЭ. Меня никто не заставляет приобретать какие-то конкретные учебники. Выбираю сама в соответствии со своей рабочей программой и специализацией класса. И те выпускники, желающие сдавать ЕГЭ по обществознанию, как правило, не ограничиваются школьными учебниками.
      3. Кому апеллировать? Если Вы имеете ввиду, апелляцию по итогам экзамена, то Вам в конфликтную комиссию. В соответствии с п. 63 Порядка проведения единого государственного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 октября 2011 г. № 2451, участникам ЕГЭ предоставляется право подать в письменной форме апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию.
      Ну, а, если Вы имеете ввиду содержание КИМов, то это В Министерство образования и науки.
      Успехов Вам, Сергей Геннадьевич и Вашему ребёнку!
      Ответить
      • Кочеров С.Г. 08 April 2013
        Уважаемая Марина Пантелеевна!
        Благодарю Вас за быстрый и подробный ответ! К сожалению, наш учитель дать подобную консультацию не смог-сам "плавает". Так уж вышло, что он-бывший военный-зам. По безопасности и заодно (!) преподает ОБЖ и Обществознание. Ну, не повезло нам! Так же, в отличие о Вас, мы в Москве не свободны в выборе учебников. Их именно навязывает управление по образованию. А вот факт признания Вами того, что "Нет такого учебника, который бы полностью подготовил к сдаче ЕГЭ" подтверждает, что отказ от старой унифицированной "советской" системы, когда учебный материал был един для всех неспециализированных школ, и экзаменационные требования НЕ ПРЕВЫШАЛИ данного в них уровня, был ошибкой. Все апелляции прошлых лет, которые подавали выпускники нашей школы, были проиграны. Комиссией выкладывалась на стол куча разных рекомендованных учебников, в которых, то тут, то там находились ответы на вопросы ЕГЭ. А факт "навязывания" нашей школе конкретного учебника доказать было естесственно невозможно. Что ж, таковы реалии нашего времени. И приходится жить по предложенным правилам.
        Хорошо, что есть такие сайты, как Ваш, и такие преподаватели, как Вы, Марина Пантелеевна! Спасибо Вам большое! Успехов Вам в Вашей нелегкой, но такой важной, необходимой и благородной деятельности!
        Ответить
  • Елизавета 07 January 2013
    Здравствуйте,
    Пожалуйста помогите в решении задания В5 по обществознанию. Объясните пожалуйста, как именно в этом задании определить характер суждений.
    1) Одна из глобальных проблем человечества – терроризм, являющийся, на наш взгляд, особо опасным по степени преступности.
    2) Вне всякого сомнения, он оказывает негативное влияние почти на все стороны общественной жизни.
    3) Яркий пример из жизни – террористический акт "Норд-Ост" в Москве.
    4) Жертвами терроризма по всему миру стали миллионы мирных граждан.
    А. Фактический характер
    Б. Характер оценочных суждений
    (Проблема в том, что правильно получается оценить только третий пункт. Со всеми остальными суждениями возникают проблемы)
    Заранее спасибо.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 07 January 2013
      Елизавета, Вы, наверное, уже посмотрели, что ege. yandex.ru даёт такой ответ
      1- А; 2- А; 3- А; 4- Б. Почему? На первый взгляд, кажется, что первое и второе суждения носят оценочный характер, т.к. там есть оценка (на наш взгляд, вне всякого сомнения). Но мы знаем, что терроризм, действительно, одна из глобальных проблем человечества. Это по теории. И что он оказывает негативное явление, тоже факт. А четвёртое суждение - это оценка негативного влияния на мировое общество.
      Ответить
  • X
Об авторе
Читайте такжеЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5 ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012 Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011 Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011 Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году ЕГЭ по обществоведению – 2011 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2 Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении