ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А

По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию результаты работ более половины участников оказались в диапазоне 41–60 баллов. По сравнению с 2011 г. средний балл за выполнение работы снизился, возросло число выпускников, набравших менее 40 баллов, а также число не преодолевших минимальную границу. Последних стало 5,9% против 4,5% в 2011 г. Но и существенно увеличилось количество выпускников, набравших 100 баллов (80 человек).

Среди заданий с выбором ответа более низкими показателями отличаются задания на оценку верности двух суждений (А4, А9, А12, А16, А20).

Давайте вспомним, что все суждения можно разделить на две большие группы: простые и сложные.

Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий: например, «человек является «творцом» культуры».

Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным: например, «к особенностям социального познания относятся совпадение объекта и субъекта познания и ограничение возможности применения такого метода научного познания, как эксперимент». В этом случае высказывание можно разделить на два суждения: «особенность социального познания – совпадение объекта и субъекта познания» и «особенность социального познания – ограничение возможности применения такого метода научного познания, как эксперимент». В их анализе нужно быть особенно внимательным, поскольку одно простое суждение в составе сложного может быть верным, а второе ошибочным. В результате, утверждение в целом нельзя отнести к числу верных суждений.

В нашем примере оба простых суждения в рамках сложного суждения верны. Следовательно, и всё утверждение верно.

Большинство суждений, включённых в данную разновидность заданий ЕГЭ, относятся к простым. Например:

1. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.
Б.Большинство налогов имеют невозвратный характер.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?
А. В зависимости от характераотношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.
Б. Формальные группы создаются для выполнения определённого круга общественных задач.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?
А. Гражданские правоотношения – это исключительно имущественные правоотношения.
Б.Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения о политической деятельности?
А. В политической деятельности могут участвовать лишь выдающиеся личности.
Б. Политическая деятельность является необходимым компонентом любого государства.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения о правах работника?
А. К основным правам работника относят требование соблюдать трудовую дисциплину.
Б. Одно из прав работника - получение полной достоверной информации об условиях труда.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Обратите внимание на формулировку условия задания. Оно завершается указанием на общий для приведённых суждений предмет рассмотрения. В примере 1 объектом рассмотрения является понятие личность, в примере 2 – сущность налогов, в примере 3 – многообразие социальных групп, в примере 4 –гражданские правоотношения и т. д. Суждения, имеющие общий предмет рассмотрения, называются сравнимыми. Сравнимые суждения могут быть совместимыми (не противоречащими друг другу) и несовместимыми. Например, в первом примере суждения являются несовместимыми: в одном случае утверждается, что «основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения»,в другом – «большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение».

Пояснение к заданию 1.
А – неверно, т. к. основные качества личности проявляются во взаимоотношении с обществом и другими людьми.
Б – верно, потому что личность формируется только в социуме.
В примере 3 – суждения не противоречат друг другу, поскольку в одном случае речь идёт о классификации социальных групп, в другом – о специфики формальной группы.
Характеристику парных суждений следует дополнить ещё одной чертой – их эквивалентностью. В эквивалентных суждениях в разной форме выражена одна и та же мысль. И суждения будут либо истинны, либо ложны.

Пример:

Верны ли следующие суждения о предмете экономики как науки?
А. Экономика – наука о принципах функционирования рыночных механизмов.
Б. Экономика – наука о рациональном и эффективном использовании ограниченных ресурсов.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию в части 1 (А) более низкие показатели приходятся на задания, связанные с проблемами познания.
В рамках статьи невозможно рассмотреть весь теоретический материал. Поэтому я остановлюсь на перечислении вопросов, на которые необходимо обратить внимание.

В разделе «Познание» важно обратить внимание на следующие вопросы:

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.
Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.
Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.
Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.
Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.

(Практический материал см. Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012)

По экономическому разделу курса проявляются пробелы в знаниях некоторых базовых понятий, например: «спрос», ВВП, «государственный бюджет».

Спрос – это то количество товаров определённого вида, которое покупатель желает и способен купить при определённом (том или ином) уровне цен.
Различают:
1) спрос индивидуальный (спрос одного лица),
2) рыночный спрос на данном рынке и
3) спрос совокупный (спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары).

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене в течение определённого периода.

От чего зависит объём и структура спроса? Спрос зависит как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряжённые сопутствующие товары.

Неценовые факторы спроса:
1) цены на сопряжённые товары;
2) потребительские предпочтения;
3) число покупателей;
4) ожидания изменения цены;
5) доход.

Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Закон спроса утверждает, что существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
В его основе лежат три причины:
1) эффект нового покупателя,
2) эффект замещения и
3) эффект дохода.

Показатель, который говорит о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него, называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. Она равна относительному изменению величины спроса, делённому на относительное изменение цены. Если эластичность больше единицы (Е > 1), то спрос называется эластичным; если эластичность меньше единицы (Е < 1), то спрос называется неэластичным.К товарам с эластичным спросом по цене относятся предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор). Товары с неэластичным спросом: предметы первой необходимости (лекарства, одежда, электричество), товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (ручка, зубная щётка), труднозаменяемые товары (бензин, электролампочки).

От чего зависит эластичность спроса?
1) Наличие товаров-заменителей;
2) объём предложенного товара;
3) необходимость покупки;
4) время покупки.

ВВПсумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.

Различают два показателя: 1) реальный ВВП, тогда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; 2) номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.

Методы подсчёта ВВП:
1) по расходам: суммирование всех произведённых в обществе расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны);
2) по доходам: суммирование всех доходов в обществе: косвенные налоги, заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи;
3) по добавленной стоимости: по стоимости, складывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта; включающей зарплату и прибыль; суммирование добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства в экономике.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения.

Государственный бюджет (от англ. budget – сумка, кошелёк) – сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны на определённый период (на год), а правительство отвечает за исполнение бюджета. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства.

Источники доходов:
1) налоги;
2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
4) займы у международных организаций. Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.
Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо (профицитный бюджет). Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или дефицитом бюджета.

Задания на «спрос» уже рассматривались в статье «Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011».
Приведу примеры заданий на знание государственного бюджета.
1. Государственный бюджет – это
1) роспись доходов и расходов государства на год;
2) стоимость совокупного продукта, созданного в стране;
3) сумма проданных товаров;
4) внутренний и внешний долг государства.

2. Государственный бюджет
1) относится только к промышленным предприятиям;
2) является рекомендацией и не обязателен для исполнения;
3) принимается на срок не менее пяти лет;
4) имеет статус закона.

3. Источники средств государственного бюджета называются
1) инвестициями;
2) государственным заказом;
3) статьями дохода;
4) социальными пособиями.

4. Что является доходом государственного бюджета?
1) средства от продажи государственных облигаций;
2) заработная плата администрации главы государства;
3) акционерный капитал;
4) субсидии малому бизнесу.

5. Что является доходом государственного бюджета?
1) заработная плата государственных служащих;
2) арендная плата за использование государственных земель;
3) государственные субсидии пищевой промышленности;
4) социальное пособие по безработице.

6. Доходами государственного бюджета являются
1) доходы от приватизации предприятий;
2) дивиденды по акциям, принадлежащим гражданам;
3) проценты за кредит, предоставляемые коммерческими банками;
4) субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению.

7. Средства государственного бюджета используются для
1) финансирования фундаментальных научных исследований;
2) выплаты авторских гонораров в частном издательстве;
3) составления экономического прогноза коммерческих банков;
4) снижения налогов с оборонных предприятий.

8. Причиной дефицита государственного бюджета является
1) высокий уровень налогов;
2) рост внешнего долга;
3) ограниченность природных ресурсов;
4) активная внешнеэкономическая деятельность фирм.

9. Как дефицит государственного бюджета влияет на экономику?
1) приводит к отмене отдельных видов налогов;
2) сдерживает экономический рост;
3) снижает мотивацию к труду;
4) усиливает неравенство в доходах населения.

10. Прямым следствием дефицита государственного бюджета является
1) рост государственного долга;
2) сокращение числа частных предприятий;
3) снижение производительности труда;
4) ограничение экономической свободы.

11. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Налоги играют второстепенную роль в доходах государственного бюджета.
Б. Решающее значение в доходах госбюджета принадлежит доходам от продажи государственного имущества.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

В области политологии по-прежнему вызывает затруднение понятие «форма государства».

Примеры заданий:

1. Федерация – это
1) признак государства;
2) форма территориально-государственного устройства;
3) один из политических режимов;
4) функция государства.

2. Монархия – это
1) признак государства;
2) форма правления;
3) тип политического режима;
4) функция государства.

3. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является:
1) федерация;
2) конфедерация;
3) унитарное государство;
4) республика.

4. Монархия не может быть
1) абсолютной;
2) дуалистической;
3) конституционной;
4) президентской.

5. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
1) парламентская монархия;
2) президентская республика;
3) парламентская республика;
4) абсолютная монархия.

6. Если глава какого-либо государства получает власть по наследству, а законы принимаются представительным органом и исполняются правительством, то такая форма правления называется
1) унитарным государством;
2) парламентской монархией;
3) парламентской республикой;
4) федерацией.

7. Унитарное государство – это
1) признак государства;
2) форма территориально-государственного устройства;
3) тип политического режима;
4) функция государства.

8. Какой из указанных терминов характеризует направление политики государства?
1) неэффективная;
2) рутинная;
3) последовательная;
4) демографическая.

9. Какая форма правления была установлена в Российской Федерации по Конституции 1993 года?
1) парламентская республика;
2) президентская республика;
3) смешанная республика;
4) ограниченная монархия.

10. К признакам понятия «политический режим» относится (-ятся)
1) территориальное устройство государства;
2) методы осуществления государственной власти;
3) функции, осуществляемые государством;
4) форма государственного правления.

11. Переведите на русский язык латинское слово «totalitas», давшее название тоталитаризму:
1) целостность, полнота;
2) деспотизм;
3) авторитарная власть;
4) диктатура.

12. Какой из указанных признаков характеризует государство тоталитарного типа?
1) внесудебное преследование представителей оппозиционных движений;
2) разделение и независимость ветвей власти;
3) свободное распространение информации по каналам средств массовой информации;
4) регулярные конкурентные выборы в представительные органы всех уровней.

13. В стране установился тоталитарный режим, о чем свидетельствует следующее:
1) существует монополия на власть одной политической партии;
2) граждане обязаны подчиняться законам;
3) государство не вмешивается в дела гражданского общества;
4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе.

14. Тоталитарный режим в отличие от демократического имеет следующую черту:
1) наличие в государстве армии, полиции и других вооружённых отрядов;
2) милитаризация общественной жизни;
3) гарантия прав и свобод граждан;
4) разделение властей.

15. Отход от тоталитарного режима проявляется в:
1) проявлении нового канала государственного телевидения;
2) проведении альтернативных выборов;
3) ослаблении инфляции;
4) расширении полномочий прокуратуры.

16. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти у одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является
1) революционным;
2) авторитарным;
3) либеральным;
4) демократическим.

17. Отличительным признаком авторитарного государства является
1) опора на традиционные институты – церковь, армию;
2) неограниченная власть вождя;
3) унитарное государственное устройство;
4) контроль за средствами массовой информации.

18. Понятие «диктатура» определяет
1) признак государства;
2) форму правления;
3) тип политического режима;
4) функцию государства.

19. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется
1) всесторонним контролем над жизнью общества;
2) верховенством исполнительной власти;
3) милитаризацией общественной жизни;
4) политическим плюрализмом.

20. Характерной чертой современного демократического общества является
1) формальный характер выборов, отсутствие конкурентной борьбы;
2) открытый публичный характер деятельности властей;
3) закрытость власти от общества;
4) отсутствие свободных средств массовой информации.

21. Отличительной чертой демократического режима является наличие
1) разветвленной системы законов;
2) государственной цензуры;
3) нескольких политических партий;
4) разделения властей.

24. Прямое влияние граждан на принятие
политических решений – это
1) представительная демократия;
2) избирательная система;
3) парламентаризм;
4) непосредственная демократия.

25. Представительная демократия предполагает
1) прямое выражение личностью ее интересов через референдумы;
2) прямое участие личности в осуществлении государственной власти;
3) отказ граждан участвовать в политическом процессе;
4) участие граждан в политике через своих депутатов.

25. Прямая демократия в России нашла свое воплощение в
1) работе Государственной Думы;
2) голосовании по партийным спискам;
3) принятии федеральных законов;
4) принятии Конституции РФ 1993 г.

Сложными среди правовых вопросов остаются вопросы гражданства, правовых форм субъектов хозяйственной деятельности.

По теме «Гражданство РФ» обратите внимание на следующие вопросы:

1. Что такое гражданство?
2. Основания приобретения гражданства:
а) по рождению;
б) натурализация;
в) оптация;
г) усыновление (удочерение).
3. Упрощённая процедура приёма в гражданство РФ.
4. Утрата гражданства РФ.
5. Многогражданство или безгражданство.
6. Граждане иностранных государств.
7. Права и обязанности гражданина РФ.

Примеры заданий

1. Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?
А. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения.
Б. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

2.
Верны ли суждения о гражданстве РФ?
А. Лица, ранее имевшие гражданство РФ, но по каким-либо основания его утратившие, имеют право восстановиться в нем.
Б. Российские граждане, проживающие за пределами страны, находятся под защитой и покровительством России.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) оба верны;
4) оба неверны.

Вопрос о правовых формах субъектов хозяйственной деятельности был рассмотрен в статье «Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ–2011».

P.S. Уважаемые выпускники!
«Умышленно» не даю готовые ответы на задания. Подумайте сами. Будут вопросы, пишите.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. (http://www.fipi.ru).
2. «Учебник для Эльмиры». (http://sosnovo-school.ucoz.ru)
3. Схема «Форма государства» (http://схемо.рф)
Марина Офёркина, 05.11.2012, 45380
  • лиза 05 Мая 2014
    Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?
    А. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения.
    Б. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.
    ответ только 1)
    Ответить
    • Офёркина М.П. 06 Мая 2014
      Лиза!
      Статья 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" содержит принципы гражданства:
      1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
      2. Проживание гражданина России за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
      3. Гражданин России не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его.
      4. Гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
      5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
      Ответ: 3 (т.е. верны оба суждения).
      Ответить
  • Михайл 31 Марта 2014
    часть А - это то, что нормальный человек должен решать с 1-2 ошибками.
    Ответить
  • салгал 23 Января 2014
    очень классный сайт
    Ответить
  • лора 17 Июня 2013
    классный сайт. Реальная помощь по обществознанию.
    Ответить
  • Спасибки 10 Июня 2013
    Все понятно написано по части А обществознания. Сдать бы теперь общество.
    Ответить
  • Ася 10 Июня 2013
    Все актуально. Ядовитая смесь. Спасибо, теперь стала понятнее часть А обществознания.
    Ответить
  • Лёха 10 Июня 2013
    такое ощущение, что тут всё для вундеркидов написано. Нечо не понятно, вообще обществознание - не мой конёк (
    Ответить
  • Аноним 29 Апреля 2013
    Здравствуйте, вопрос 2.
    Верны ли следующие суждения о налогах?
    А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.
    Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.
    Разве налоги могут иметь и возвратный характер? Каким образом? Спасибо.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 29 Апреля 2013
      Например, косвенные налоги имеют возвратный характер или возврат налога на доходы физических лиц при покупке жилья, при оплате за учебу, лечение.
      Ответить
    • Дмитрий. 07 Июня 2013
      Аноним, некоторая часть от налогов идет в пособия, может быть я ошибаюсь, лично моё мнение.
      Ответить
  • Анастасия 14 Апреля 2013
    Здравствуйте,
    6. Верны ли следующие суждения о правах работника?
    А. К основным правам работника относят требование соблюдать трудовую дисциплину.
    Б. Одно из прав работника - получение полной достоверной информации об условиях труда.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    почему правильный ответ 2 а не 3?
    Ответить
    • Офёркина М.П. 14 Апреля 2013
      Соблюдение трудовой дисциплины - это обязанность, а не право.
      Ответить
      • Анастасия 14 Апреля 2013
        Поясните пожалуйста!
        10. Прямым следствием дефицита государственного бюджета является
        1) рост государственного долга;
        2) сокращение числа частных предприятий;
        3) снижение производительности труда;
        4) ограничение экономической свободы.
        Ответить
        • Офёркина М.П. 14 Апреля 2013
          Рост государственного долга, т.к. дефицит частично покрывается за счёт займов.
          Ответить
  • Валентина 12 Апреля 2013
    Спасибо.
    Отличная работа!
    Ответить
  • сазонова 08 Апреля 2013
    Третий год подряд пользуюсь Вашими наработками, очень нравиться, доступно и учащимся все ясно и понятно. Спасибо!
    Ответить
  • Людмила 01 Апреля 2013
    Колоссальная аналитическая работа, за которую огромное спасибо от имени тех детей, которых выпускаю. Если б они и сами также стремились к ПОЗНАНИЮ, к АНАЛИЗУ ошибок предыдущих поколений. Очень уж надеются на репетиторов, будто в этом залог успеха. Ещё раз позвольте сказать Вам Спасибо!
    Ответить
    • Офёркина М.П. 01 Апреля 2013
      Благодарю всех за отзывы!
      Ответить
  • Екатерина Старосельская 14 Февраля 2013
    Уважаемая Марина! Благодарю за чудесный, подробный, готовый к работе материал!
    Ответить
  • Евгения Прилуцкая 30 Января 2013
    А можно примеры эссе по обществознанию выложить? Или как-то подробней расписать? Очень вас прошу! Мне очень нужны эти баллы)
    Ответить
  • Альмир 11 Января 2013
    Не могли бы Вы объяснить мне вот этот вопрос:
    II. 10) Прямым следствием дефицита государственного бюджета является
    1) рост государственного долга;
    2) сокращение числа частных предприятий;
    3) снижение производительности труда;
    4) ограничение экономической свободы.
    Идет сокращение частных предприятий, вследствие чего уменьшается и количество поступаемых в бюджет налогов. Из-за этого?
    Ответить
    • Офёркина М.П. 11 Января 2013
      Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Правительство предпринимает различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию. Для уменьшения дефицита ююджета выпускаются ценные бумаги. А попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг.
      Ответ будет под цифрой 1. Я просто описалась в предыдущем ответьте. Спасибо за Вашу настойчивость.
      Ответить
  • Альмир 10 Января 2013
    Не могли бы Вы проверить правильность моих ответов?
    I. 1)2 2)2 3) 3 4) 3 5)2 6)2
    II. 1)1 2) 3 3) 3 4)1 5)2 6)1 7)1 8)2 9)2 10)1 11)4
    III. 1)2 2)2 3)2 4)4 5)2 6)2 7)2 8)4 9) 3 10)4 11)4 12)1 13)1 14)2 15)2 16)2 17)1 18)2 19)4 20)2 21)4 24)4 25)4 25)4
    Ответить
    • Офёркина М.П. 10 Января 2013
      I. 1)2 2)2 3) 3 4)2 5)2 6)2

      II. 1)1 2)4 3) 3 4)1 5)2 6)1 7)1 8)2 9)2 10)2 11)4

      III. 1)2 2)2 3)2 4)4 5)2 6)2 7)2 8)4 9) 3 10)2 11)1 12)1 13)1 14)2 15)2 16)2 17)1 18) 3 19)4 20)2 21)4 24)4 25)4 25)4

      Если не согласны, пишите. Поразмышляем.
      Ответить
  • X
Об авторе
Читайте такжеЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5 ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012 Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011 Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011 Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году ЕГЭ по обществоведению – 2011 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2 Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении