ЕГЭ-2013. История. Изменения в КИМ

В 2013 году в контрольные измерительные материалы (КИМы) по истории внесены изменения.

Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников.

Часть 2 увеличена с 12 до 13 заданий. Изменилось содержательное деление части 2 на периоды истории России: если в 2012 г. каждое из заданий В1–В9 было закреплено за одним из периодов истории, то в 2013 г. все задания части 2 могут охватывать весь курс истории России (VIII – начало XXI в.). В целях предотвращения неэффективной проверки одних и тех же умений на материале разных исторических периодов в 2013 г. исключены повторяющиеся в части 2 работы задания на умение определять последовательность событий (В6 по нумерации 2012 г.), систематизацию исторической информации (В4, В7 – множественный выбор; В5, В8 – соответствие).

Добавлены блоки заданий на работу с исторической картой (В8–В11), и иллюстративным материалом (В12–В13). В целях оптимизации проверки сформированности комплекса умений, связанных с анализом исторического источника, изменена структура задания на работу с историческим источником (В9 по нумерации 2012 г.).

При выполнении задания на систематизацию исторической информации (выбор лишнего термина из ряда, В10 по нумерации 2012 г.) теперь нужно указать цифру, которой обозначен правильный ответ, а не выписать сам термин.

Примеры заданий B1-B13

Задание В1
(VIII – начало XXI в.) направлено на проверку умения определять последовательность событий.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Невская битва
2) реформа патриарха Никона
3) свержение ордынского владычества
4) учреждение Сената
5) Крымская война.
Ответ: 13245.

Задание В2
(VIII – начало XXI в.) проверяет умение систематизировать историческую информацию (множественный выбор).

Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий
Ответ: 246.

Задание В3
(VIII – начало XXI в.) проверяет умение систематизировать историческую информацию (соответствие).

Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
А) П.А. Столыпин 1) создание военных поселений
Б) А.А. Аракчеев 2) введение «золотого стандарта»
В)А.Х. Бенкендорф 3) разрешение свободного выхода крестьян из общины
Г) С.Ю. Витте 4) создание корпуса жандармов
  5) роспуск Учредительного собрания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г
3 1 4 2

Задание В4
(VIII – начало XXI в.) предполагает различное содержание в разных вариантах (выбор одного элемента из данного ряда).

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в.
1) вольные хлебопашцы;
2) министерства;
3) декабристы;
4) бироновщина;
5) земства;
6) винная монополия.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ: 4.

Задание В5
(VIII – начало XXI в.) предполагает различное содержание в разных вариантах (определение термина по нескольким признакам).

Напишите пропущенное слово.
Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.
Ответ: закрепощением <или> закрепощение.

Задание В6
(VIII – начало XXI в.) предполагает различное содержание в разных вариантах (систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица).

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие Дата Участник (-и)
Операция «Багратион»

____________ (А) И.Х. Баграмян, И.Д. Черняховский
Сталинградская битва ____________ (Б) ____________ (В)
____________ (Г)

Август–декабрь 1943 г.

Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев
Битва за Москву ____________ (Д) ____________ (Е)

Пропущенные элементы:
1) М.А. Егоров, М.В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я.Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И.В. Панфилов
9) май 1942 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д Е
6 7 3 5 2 8

Задание В7
(VIII – начало XXI в.) предполагает проверку комплекса умений работать с текстовыми историческими источниками.

Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.
2) правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК
3) автор телеграммы – сторонник продолжения войны с Германией
4) автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова
5) большевики поддерживали действия генерала Корнилова
6) «решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.

Ответ: 346.

Задание В8-В11
(VIII – начало XXI в.) предполагает различное содержание в разных вариантах (работа с исторической картой (схемой).

Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11.

Задание В8

Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
Ответ: Батый.

Задание В9

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: Владимир.

Задание В10

Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.
Ответ: 2.

Задание В11.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?

Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период
2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели
3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет 4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства
5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость
6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства
Ответ: 156.

Задание В12-В13
(VIII – начало XXI в.) предполагает различное содержание в разных вариантах (анализ иллюстративного материала).

Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.

В12

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны
2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге
3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР
4) автором скульптуры является П.К. Клодт
5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства
Ответ: 35.

В13

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ: 3.

В части 3 изменена структура задания С5. Новое задание предполагает приведение аргументов как в поддержку, так и в опровержение оценки определенного исторического явления, процесса. Данное изменение нацелено на расширение комплекса проверяемых умений, в частности включения в перечень умения формулировать и аргументировать различные точки зрения на одну и ту же проблему, что необходимо, например, при ведении дискуссии. Максимальный балл, который можно получить за полное правильное выполнение задания С5, увеличен до 4.

Пример задания С5

Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».


Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
• в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. – 80; в Амстердам – сотни в день. Это свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада;
• московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией);
• до 1710-х гг. Россия не смогла освоить производство современных видов вооружения, которыми уже обладали страны Запада (оружие покупали за границей). Это свидетельствует об отсутствии тесных контактов с Западом, предполагающих заимствование производственных технологий;

2) в опровержение, например:
• крупные мануфактуры основывались иностранцами;
• началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому образцу;
• в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы;
• происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые •светские – сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры.

Могут быть приведены другие аргументы.
 
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки 4
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки
3
Приведён один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки 2
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки
1
Приведён только один любой аргумент.
ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл 4

В связи с необходимостью, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, включения в КИМ ЕГЭ по истории заданий, проверяющих знание всеобщей истории, в задании С6 представлены не три, а четыре исторических деятеля, один из которых изучается в курсе всеобщей истории. Задание С6 также усовершенствовано в направлении большей формализации при оценивании работ. По отдельному критерию (К3) оценивается указание основных результатов деятельности исторической личности. Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания С6, увеличен до 6.

С6 остаётся одним из трудновыполнимых заданий. Основными недостатками при выполнении данного задания выпускниками 2012 г. были неумение выделять направления и результаты деятельности исторической личности, а также неполнота характеристики основных направлений и фактические ошибки при их характеристике.

Значительная часть выпускников не сумели обобщить факты, связанные с деятельностью исторической личности, в контексте выделения основных направлений. Проблемы возникали и с указанием результатов деятельности. Выделение результатов также предполагает обобщение, которое направлено на раскрытие исторического значения деятельности личности для определенной эпохи, истории страны в целом. И эта задача зачастую оказывалась непосильной для экзаменуемых, которые пытались представить частные факты в качестве результатов деятельности.

Далеко не всегда могла быть признана удовлетворительной и характеристика направлений деятельности, под которой понимается: изложение основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.); использование необходимых терминов; раскрытие причинно-следственных, пространственных, временны х связей. К сожалению, многие выпускники ограничивались простым изложением фактов биографии и деятельности исторической личности, даже не пытаясь показать причинно-следственные, пространственные, временны е связи, выделить направления деятельности, охарактеризовать результаты.

Пример задания С6

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

(В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям (К1–К3) выставляется 0 баллов).


  Критерии оценивания Баллы
К1 Время жизни исторического деятеля 1
Правильно указано время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века; точного указания дат жизни не требуется).
ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.
ИЛИ Правильно указан век; допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат жизни).
В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности.
1
Указан только век, когда жил исторический деятель.
ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно
или не указано.
0
К2 Характеристика деятельности 3
Правильно указаны не менее двух направлений деятельности,
дана характеристика каждого из них
3
Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности,
без фактических ошибок дана характеристика деятельности только одного из них.
2
Правильно указано одно-два направления деятельности, дана характеристика одного направления, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности.
ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности.
Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности.
1
ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, при
характеристике его деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
ИЛИ Правильно указаны только направления деятельности.
ИЛИ Направления деятельности не указаны, приведены только
факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.
ИЛИ Основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа.
0
К3 Указание результатов деятельности  
Без фактических ошибок указаны результаты деятельности по двум направлениям. 2
Без фактических ошибок указаны результаты только по одному направлению.
ИЛИ Указаны результаты деятельности по двум направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла
1
Результаты деятельности не относятся к указанным направлениям.
ИЛИ Результаты деятельности даны в предельно обобщённых формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности.
ИЛИ Результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл.
ИЛИ Результаты деятельности не приведены.
0
  Максимальный балл 6

Пример ответа.

Время жизни исторического деятеля. Дмитрий I Иванович (12 октября 1350, Москва – 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве – князь Московский (с 1359) и Великий князь Владимирский (с 1363).

Характеристика деятельности.Основными направлениями деятельности Д. Донского были укрепление и расширение Московского княжества, отражение экспансии Великого княжества Литовского, сопротивление Золотой Орде. Ему удалось расширить территорию Московского княжества. При нем к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367 г.) – единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда. Дело в том, что тверское княжество, оправившиеся после разгрома, учиненного Иваном Калитой, в конце 60-х гг., начав вновь борьбу с Москвой, вступило в союз с литовским князем Ольгердом. Последний хотел подчинить себе северо-восточные русские земли, но понимал, что, не покорив Москвы, сделать этого не сможет. Он совершил в 1368 и 1370 гг. два похода на Москву, но оба раза был вынужден уходить от Кремля, будучи не в силах его взять. В 1372 г. он заключил мир с Дмитрием Ивановичем. Лишившись союзника, тверской князь Михаил Александрович, пошел на союз с Ордой. В 1375 г. он получил ярлык на великое княжение. В ответ Дмитрий Иванович собрал большое войско, в котором участвовало 17 русских князей, признавших старшинство московского великого князя, и двинул его на Тверь. Тверской князь отказался от ярлыка на великое княжение и, заключив с Москвой мир, признал старшинство московского князя. Еще раньше это сделал рязанский князь, потерпев поражение от князя московского. Победа Московского княжества над своими соперниками позволила консолидировать силы русских земель для борьбы с ордынским игом.

В 70-х гг. 14 в. он усилил сопротивление Орде, стал готовиться к битве. Помощь и содействие своей политики он получил от Сергия Радонежского. «Прелюдией» Куликовской битвы можно считать проигранную русской дружиной битву с татарами на р. Пьяне (1377 г.) и выигранное сражение с ордынцами на р. Воже (1378 г.).

В Куликовской битве (1380 г.) Дмитрий проявил полководческий талант, за что стал именоваться «Донской». Однако в 1382 г. его постигла серьезная неудача – захват и сожжение Москвы ханом Тохтамышем. В 1389 г. он завещал территорию Владимирского великого княжества своему сыну Василию как свою «вотчину» - впервые без санкции Золотой Орды. В борьбе за ярлык на великое княжение вступил в борьбу с Тверью. Одержал в 1371 г. победу с Рязанью по поводу спорных территорий.

Результаты деятельности. За первые 16 лет своего правления Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счёт территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.

С другой стороны, были потеряны западные земли, включая Тверь (1383) и Смоленск (1386), а основная территория была разорена как нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани, так и войнами с Великим княжеством Литовским и другими княжествами.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по истории (http://www.fipi.ru).
2.Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по истории (http://www.fipi.ru).
3. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. (http://www.fipi.ru).
Марина Офёркина, 06.10.2012, 32862
  • Снежана 02 Июня 2013
    Сложнее пробных вариантов, которые можно было найти в интернете. Много тонкостей в ЕГЭ было
    Ответить
  • Офёркина М.П. 02 Июня 2013
    Снежана, "сложнее" по сравнению с чем?
    Ответить
  • Снежана 02 Июня 2013
    Сдала экзамен по истории. Очень жаль, что задания были намного сложнее, и не было совсем дат. Весь год решала демо версии, ни попалось ни одного подобного задания
    Ответить
  • Офёркна М.П. 24 Апреля 2013
    Их и нет, я думаю. Увидим только на экзамене.
    Ответить
  • Лилия 24 Апреля 2013
    Подскажите, где взять тесты с изменениями? Нам не удается ничего отыскать! Дети не готовы к этим изменениям практически.
    Ответить
  • Офёркина М.П. 12 Февраля 2013
    Аня, вы с ними (КИМами) "встретитесь" только на ЕГЭ.
    Ответить
  • Аня 12 Февраля 2013
    Когда начнут публиковать измененные КИМы? Что бы успеть нормально подготовиться.
    Ответить
  • Наталья 04 Января 2013
    Уважаемая Марина Пантелеевна. Я уже второй год пользуюсь вашими материалами. Большое спасибо за очень четкие и понятные разъяснения.
    Ответить
  • Елена 23 Декабря 2012
    Спасибо большое за консультацию!
    Ответить
  • Офёркина М.П. 23 Декабря 2012
    Елена, могу Вам посоветовать задания из олимпиад. Работа с картами и другим иллюстративным рядом предусмотрена в олимпиадах по истории. Загляните на сайт Всероссийской олимпиады школьников.
    Ответить
  • Елена 22 Декабря 2012
    Марина Пантелеевна! Где можно ещё посмотреть исторические карты и задания к ним из заданий по истории В8-В11, то что у Вас это можно найти и в демо версии КИМа. Есть ли какие-то тесты с изменениями, чтобы для детей это не было шоком на ЕГЭ
    Ответить
  • Офёркина М.П. 22 Ноября 2012
    Спасибо за отзывы. Но особой какой-то методики нет: читаем, решаем, разбираем.
    Ответить
  • Лилия 21 Ноября 2012
    За разъяснения спасибо! Это нужная информация.
    Поделитесь опытом подготовкой к ЕГЭ, пожалуйста!
    Ответить
  • Ольга 10 Ноября 2012
    Спасибо большое! Ваша информация очень помогла при подготовке к МО.
    Ответить
  • X
Об авторе
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении