Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012

Учащиеся испытывают трудности при выполнении задания С9 на протяжении всех лет сдачи ЕГЭ по обществознанию. Сравнительно немногим учащимся удается написать эссе, максимально удовлетворяющее всем критериям. Зачастую выпускники забывают, что ответ должен быть написан в выбранном контексте, то есть, базироваться, прежде всего, на той составляющей обществоведческого курса, по которой сформулирована тема.

За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai – опыт, набросок) – малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора (Современная энциклопедия). В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и соображения по какому-либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача – высказать мнение».

Эссе по обществознанию – творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Само задание формулируется следующим образом. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт».

Контрольно–измерительными материалами предусмотрены три критерия для оценки данного задания, обозначенные как К1, К2 и К3. Среди критериев (критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация проблемы, мерило), по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим.

Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.

Таблица критериев выглядит следующим образом:

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания

 

Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт
представления о его понимании
0
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
  Представлена и пояснена собственная позиция выпускника 1
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника
(простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).
ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена
0
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
  Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы 3
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.
ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы), и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.
ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.
ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации
2
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация
1
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.
ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису
0
  Максимальный балл 5

При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что…

1) мне понятен смысл высказывания;

2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;

3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;

4) владею терминами;

5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».

Пример №1

 «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».

  (И. Стобей)

1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги.

2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.

3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.

4.Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.

5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Приветствуется дополнительная информация:

1) краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии);

2) имена его предшественников, последователей или научных противников;

3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

И так, тема выбрана. Следующий шаг – это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.

Пример №2

«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»

 (Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)

1. Еще раз написать название темы и имя автора.

I абзац

Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

II абзац

Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.

III абзац (теоретическое обоснование точки зрения)

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека - отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями ( мнениями) известных людей (приводятся примеры - цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

IV. Примеры          
Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатства. Так, брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

V. Аргументация (собственный опыт).

Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.

VI. Вывод
Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить»

Пример №3

«В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание»
(В. А. Сухомлинский)

I абзац

Выбранное мною для рассмотрения высказывание выдающегося украинского педагога и кандидата педагогических наук В.А. Сухомлинского относится к социологии. Социология-это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития. Данное высказывание указывает на проблему взаимного воспитания и самовоспитания в семье. Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, связанным с ними ролями. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а так же взаимного воспитания и самовоспитания.

II абзац

Член Академии педагогических наук В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что как только люди вступают в брак, они должны осознать, что с этого момента у них начинается новая жизнь, что впереди их ждет большая ответственность. В дружной семье у супругов постепенно сближаются потребности, интересы, желания, намерения. Муж и жена оказывают друг на друга влияние, тем самым взаимно воспитывая. Каждый из них хочет приносить пользу своей семье, старается создать свой семейный очаг, становясь все лучше и лучше, то есть происходит процесс самовоспитания.

III абзац

Как мы знаем из курса обществознания, семья-это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью. Брак же- это добровольный союз двух лиц, которые хотят узаконить свои отношения. Супруги в браке совмещают свои мировоззрения, идеалы, интересы, тем самым проводя процесс взаимного воспитания- целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к участию в семейной жизни, в данном случае, и самовоспитания- выработке человеком у себя качеств, которые представляются ему желательными.

Данное высказывание можно подтвердить иными высказываниям автора о воспитании и самовоспитании: « Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее», «Самовоспитание-это человеческое достоинство в действии» или «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».

IV абзац

Очень часто в наше время браки распадаются по разным причинам. Одна из них отсутствие как раз взаимного воспитания и самовоспитания. Например: как известно, в последнее время очень часто начали заключаться ранние браки. В раннем возрасте люди еще не совсем готовы к новым ролям мужа и жены. Они часто не понимают друг друга, часто ссорятся, в их семейной жизни не происходит процесс взаимного воспитания и самовоспитания. И в итоге брак, довольно часто, распадается.

V абзац

Могу подтвердить высказывание автора на личном опыте. Мои родители развелись, когда мне было пять лет. И произошло это именно из-за того, что у них отсутствовали общие цели, интересы и стремление к воспитанию друг друга. А без этого, как мы уже убедились, долго брак не продержится. Всегда должен идти процесс взаимного воспитания.

VI абзац

Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод, что автор в своем высказывании был полностью прав. Воспитание друг друга и самовоспитание является фундаментом счастливого и долгого брака.

Пример №4

«Идеология – остатки неких чувственных догм, абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств» 
 (В. Парето)

Данное высказывание указывает на проблему сущности идеологии в современном мире.

Впервые термин «идеология» ввел французский философ А.Д. де Траси. И в любом современном обществе политика нуждается в идеологии, которая мобилизовала бы активность людей, сплотила бы их в единое целое и умело им руководила. Выбранное мною для рассмотрения высказывание можно отнести к политической психологии. Политическая психология, изучающая политическое сознание, рассматривает его как реакцию субъекта на ту часть реальности, которая связана с политикой.

Выдающийся итальянский экономист и социолог, представитель математической школы, Вильфредо Парето полагает, что идеология – это совокупность абсолютных истин, общественных суждений, которые базируются на связи чувств и фактов. Я согласна с точкой зрения автора и считаю, что нельзя однозначно сказать, что идеология – это и есть истина или идеология - сплошная ложь. Любая социальная группа старается создать такие условия в обществе, благодаря которым она могла бы удовлетворить свои потребности.

Приведем теоретическое обоснование данной точки зрения. Идеология – система основополагающих идей, понятий, суждений и представлений, в соответствии с которыми формируются политическое сознание и жизненная позиция не только личности, но и общества в целом. Идеология рассматривается как форма политического сознания. Политическое сознание – это совокупность мыслей и переживаний субъектов политического процесса относительно самого процесса. В качестве доказательства своей позиции могу привести высказывание британского философа и социолога Карла Маннгейма, который утверждал, что идеология – это «добровольная мистификация».

О сущности идеологии говорится во многих русских произведениях. Например, в своей пьесе «На дне» Максим Горький противопоставляет три правды о жизни, о роли человека в ней. В ней говорится о том, что человек может верить, может и не верить. Все зависит лишь от представлений о сущности его существования на земле.

Могу подтвердить на жизненном опыте, что идеология – это есть личное представление человека, которое формирует его сознание. Никто не сможет заставить меня признать какую-либо идеологию, если она противоречит моим установкам в жизни. Я знаю, что свобода личности – это главная ценность и никто не вправе ее отбирать.

Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод о том, что идеология – неоднозначное явление в общественной жизни. Политическая идеология представляет собой духовное образование определенной социальной группы, которое складывается из различных представлений о мире.

Итак:

1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что мне кажется спорным»;

2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;

3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;

4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;

5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Марина Офёркина, 06.01.2012, 87146
  • Юлия 08 January 2017
    Тот кто не знает границ своим желаниям никогда не станет хорошим гражданином. Пожалуйста помогите написать эссе! Никак не получается!
    Ответить
  • Дина 15 October 2015
    О чём следует написать в эссе по теме "Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества"?
    Ответить
  • Аиша 06 February 2015
    Спасибо большое Вы мне очень помогли
    Ответить
  • Михаил Соколовский 14 April 2014
    Грамотно, доступно, красиво!
    Пишите, публикуйте, обучайте.
    Спасибо за Ваш труд!
    Ответить
  • Елена Бакаева 04 February 2014
    Спасибо за кропотливый труд. Здоровья, дальнейших творческих успехов и побед.
    Ответить
  • Сергей Иванович 15 October 2013
    Коллега! Вы умница! Желаю вам творческих успехов. С уважением С. И.
    Ответить
  • Алла Петровна 22 July 2013
    Спасибо, коллега!
    Прекрасная статья.
    Ответить
  • Стихоплёт 09 June 2013
    Как извольте понимать
    Философски рассуждать
    Как тут что-то утверждать
    Нам бы просто б надо б сдать!
    Ответить
    • Ваш мама и папа 09 June 2013
      Научись писать стихи.
      Ответить
  • Натали Портман 09 June 2013
    Флаг вам в руки)
    Ответить
  • Нюша 09 June 2013
    Аноним, общество - это класс, правда сдать трудновато. Но учение, терпение и труд всё перетрут, так что всем удачи на экзамене по ЕГЭ.
    Ответить
    • Александр 22 April 2015
      Обществознание - это мой конек. Спасибо за статью.
      Ответить
  • Юлия 09 June 2013
    Спасибо за примеры по ЕГЭ. Сайт супер, надеюсь поможет)
    Ответить
  • Лекса 09 June 2013
    Моё почтение.
    Тут всё ясно и понятно.
    Благодарю!
    Ответить
  • Локстер 09 June 2013
    Да может что-то и не точно) Но факт фактом) Спасибо)
    Ответить
  • унылый социофоб 07 June 2013
    ненавижу общество:(
    Ответить
  • Аноним 04 June 2013
    Теперь все ясно и понятно для подготовке к ЕГЭ.
    Спасибо вам.
    Ответить
  • Юрий Григорьевич 17 April 2013
    Готовимся к ЕГЭ, очень удобно. Параллельно проверяемся на тренингах. Здоровья Вам.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 18 April 2013
      Юрий Григорьевич! Спасибо!
      Ответить
  • Алина 31 March 2013
    Спасибо большое.
    Вы мне уже второй раз помогли.
    Первый раз с новыми В5, а второй с с9.
    Огромное спасибо ещё раз
    Ответить
    • Офёркина М.П. 31 March 2013
      Алина! Удачи Вам!
      Ответить
  • Мумишка 22 January 2013
    Цель наказание - не мщение, а исправление.
    Ответить
  • Роза Фарвазовна 18 October 2012
    спасибо огромное вы мне очень помогли.
    Ответить
  • Мария 04 October 2012
    Дамы, вы уже определитесь! Одна приводит данный пример, другая считает его ошибочным. Так и на экзамене? Если моя позиция не понравится судьям, то я получу меньше баллов? Во всем должен быть личны подход и свобода самовыражения.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 04 October 2012
      Мария, не переживайте. Эссе проверяется только по критериям. А такого критерия, как "нравится - не нравится", нет.
      Ответить
  • Екатерина 12 June 2012
    Фактическая ошибка во втором примере. Схему похищения Беллы придумал Печорин, он же и вышел сухим из воды, использовав для достижения цели (Беллы) ее брата Азамата. В данном произведении проблема воздействия денег на человека не поднимается автором.
    Ответить
  • X
Об авторе
Читайте такжеЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5 ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012 Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011 Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011 Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году ЕГЭ по обществоведению – 2011 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2 Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении