Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012

(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 года.)

Основными объектами проверки по данному разделу являются понимание круга проблем, изучаемых экономической наукой; знание важнейших признаков, законов, процессов и институтов рыночной экономики; понимание роли государства в условиях рыночной экономики, проблем экономического роста и развития, а также широкий спектр умений, видов познавательной и практической деятельности.

По данным ФИПИ лишь около половины участников экзамена умеют различить различные виды экономической деятельности по определению или примеру.

Примеры заданий

1. Общее собрание акционеров предприятия одобрило передачу 30% акций правительству и решило сократить на 60% аппарат генеральной дирекции завода.
Это вид экономической деятельности в сфере: 1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

2. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения.
Это вид экономической деятельности в сфере: 1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

3. Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу характеризует экономическую деятельность государства в сфере:

1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

4. Выделение российским правительством в условиях демографического спада дополнительных средств из государственного бюджета на помощь семьям, имеющим детей, характеризует экономическую деятельность государства в сфере:
1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

5. Верны ли суждения о производстве?
А. Разделение труда способствует повышению его производительности.
Б. Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

6. Какое из проявлений характеризует потребление как сферу экономики?
1) приобретение мебели в кредит,
2) посещение курсов повышения квалификации,
3) внедрение новой технологии,
4) увеличение расходов бюджета на социальные программы.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице

Виды экономической деятельности Их сущность
¾ Процесс движения товаров и услуг от одного участника экономической деятельности к другому.
Распределение

Процесс распределения доли, в которой участники хозяйственной деятельности участвуют в произведённом продукте.

Комментарий. При выполнении заданий, нужно вспомнить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство – это процесс с создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Пути увеличения объёма производства:
1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь);
2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

Главными способами повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация и разделение труда, торговля.

Обмен – 1) экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь;

2) процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой товар.

Распределение – 1) соблюдение пропорций, в которых произведённый продукт делится между участниками производства, а также людьми, не участвующими в нём;

2) разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Потребление – использование произведённого продукта (предметы длительного пользования) или его уничтожение (продукты питания и др.).

Ответы:
1 – 1; 2 – 3; 3 – 3; 4 – 3; 5 – 1; 6 – 2; 7 – обмен.

Задания на знание проблем ограниченности факторов производства по данным ФИПИ смогли успешно выполнить лишь половина участников экзамена. Еще менее успешно были выполнены задания на конкретизацию общего представления о факторах производства.

Примеры заданий

1. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести ее из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?
1) информация,
2) предпринимательские способности,
3) земля,
4) капитал.

2. Фактором производства являются
1) методы планирования объемов производства,
2) способы распределения прибыли,
3) источники финансирования предприятия,
4) промышленные станки и оборудование.

3. Верны ли суждения о факторах производства?
А. В современной экономике важнейшим фактором производства становится информация.
Б. Количество используемых в экономике факторов производства ограниченно.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

4. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) токарный станок 1) земля
Б) каменный уголь2) труд
В) наладчик оборудования3) капитал
Г) офис фирмы
Д) менеджер

А Б В Г Д
         

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.

5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Комментарий. Прежде всего вспомним факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

Труд – совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ.

Капитал – произведенные человеком средства производства. Капитал в качестве средств производства следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Земля – все виды природных ресурсов.

Предпринимательские способности – умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям.

Ответы:
1 – 2; 2 – 4; 3 – 3; 4 – 31232; 5 ограниченность пахотной земли, исчерпаемость полезных ископаемых, ограниченность трудовых ресурсов.

Одним из субъектов экономики является фирма. В 2011 г. задания, связанные с затратами фирмы, предлагались в двух частях работы. В части 1 предлагались задания на распознание вида затрат (постоянные/переменные) в конкретной ситуации. Для выполнения задания достаточно было в конкретной ситуации определить, зависит ли количество приобретаемых факторов производства от объема выпуска продукции. С подобными за­даниями справились около 60% участников экзамена. А вот задание с кратким ответом, в котором в одном столбце таблицы раскрывалась сущность, а в другой надо было вписать один из видов затрат, выполнили менее 45% экзаменуемых.

Примеры заданий

1. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Заработная плата работников не относится к затратам фирмы.
Б. Затраты фирмы влияют на цену товаров и услуг, производимых фирмой.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Затраты фирмы отражают стоимость используемых факторов производства.
Б. Затраты фирмы не всегда зависят от объёма произведённой продукции.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

Виды затрат Их сущность
Внутренние (или неявные) Cтоимость собственного ресурса – равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело.
¾ выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д.

Комментарий. Издержки производства – это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Экономические издержки – это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах.

Экономические издержки делятся на внутренние (или неявные) и внешние (явные, бухгалтерские). Внутренние издержки – стоимость собственного ресурса – равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело. Внешние издержки – выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д.

Все издержки делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки – та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация). Переменные издержки – та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)

Прибыль можно подсчитывать разными способами. Экономическая прибыль – это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками. Бухгалтерская прибыль – это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками. Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии. Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

Ответы:
1 – 2; 2 – 3; 3 – внешние (явные, бухгалтерские).

В отчёте ФИПИ отмечено, что менее трети выпускников смогли составить содержащий не менее трех пунктов, из которых два детализированы в подпунк­тах, планы ответа по теме «Рыночная экономика» и по проблематике рынка труда. Всего 13% участников экзамена смогли представить систему знаний об инфляции в форме сложного плана.

Примеры заданий

1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рыночная экономика». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Что такое рыночная экономика?

2. Принципы рыночной экономики:
а) предпринимательство;
б) многообразие форм собственности на средства производства;
в) рыночное ценообразование;
г) договорные отношения между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
д) ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

3. Основные черты:
а) конкуренция;
б) многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
в)полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
г) свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
д) сосредоточение капитала в руках буржуазии;
е) неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;
ж) ориентированный на покупателя рынок.

2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:
а) руководители высшего звена;
б) специалисты с высшим образованием;
в) персонал средней квалификации:
г) высококвалифицированные рабочие н др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:
а) оплата труда;
б) развитие экономической демократии.

5. Безработица:
а) сущность безработицы;
б) структура и виды безработицы;
в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:
а) стимулирование роста занятости;
б) программы профессионального образования;
в) программы социального страхования.

3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Инфляция – процесс обесценения бумажных денег. / Инфляция – опасность для экономики.

2) Основные источники появления инфляции:
а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;
б) увеличение цен на сырье и энергоносители;
в) увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4) Основные виды инфляции:
а) по характеру протекания (открытая и скрытая);
б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

5) Последствия инфляции для экономики:
а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;
в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;
г) снижение инвестиций;
д) потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:
а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;
б) сокращение бюджетных расходов;
в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

Менее 10% участников экзамена удалось полностью выполнить задания, связанные с проблемами рыночной экономики.

Примеры заданий

1. Анализируя залами экономической политики государства в условиях рыночной экономики, ученые рассматривают несовершенства рынка. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «несовершенства рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несовершенствах рынка.

Ответ:
1) смысл понятия, например: «несовершенства рынка – любые отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о несовершенствах рынка, опирающейся на знания курса, например:
– «К несовершенствам рынка относят его неспособность обеспечить в необходимом объёме производство общественных благ».
– «Проявлением несовершенства рынка служит возникновение монополий».

2. Одним из недостатков рынка учёные признают то, что он не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ. Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения причин данного недостатка рынка.

Ответы:
Могут быть приведены следующие объяснения причин:

1) невозможно обеспечить связь потребления общественных благ (например, обеспечения правопорядка) с их оплатой, т.е. предоставлять их лишь части населения;

2) некоторые общественные блага государство гарантирует населению как бесплатные (например, общее образование в РФ), поэтому производитель не сможет получить прибыль;

3) производство общественных благ, как правило, связано со значительными затратами. Подобным капиталом располагают далеко не все фирмы.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами различные инструменты государственного регулирования рыночной экономики (в каждом случае сначала назовите инструмент, а затем приведите соответствующий пример).

Ответ:
1) правовое регулирование (парламент принял поправки к Гражданскому кодексу);

2) налоговая политика (правительство ввело протекционистские таможенные тарифы);

3) денежно-кредитная политика (центральный банк снизил учетную ставку рефинансирования, сделав кредиты более доступными.

4. Фирма «Чистюля» оказывает бытовые услуги населению. Она объединяет нескольких мастеров, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.


Ответы:
1) организационно-правовая форма: производственный кооператив;

2) признаки:
– фирма «Чистюля» выполняет простые работы;
– владельцы фирмы лично участвуют в её работе:
– отношения строятся по принципу равенства: независимо от того, какой по размерам внесен пай, каждый имеет один голос. Признаки могут быть даны в другой формулировке.

3) дополнительный признак, например,
– для организации такого предприятия требуется минимальный капитал в виде паевых взносов:
– прибыль распределяется по труду, а не по размерам пая, как в товариществе.

Менее половины выпускников смогли справиться с заданиями, где надо было привести хотя бы один пример, иллюстрирующий политику государства, направленную на ускорение экономического роста.

Пример задания

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.

Ответы:
Могут быть приведены такие примеры:

1) государство создаёт свободные экономические зоны для привлечения отечественного и иностранного капитала;
2) правительство посредством государственных заказов обеспечивает развитие производства в отдельных отраслях;
3) государство осуществляет политику протекционизма, защищая отечественных производителей от конкуренции с иностранными товарами и тем самым поощряя развитие отечественного производства.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.
2. Открытый сегмент ФБТЗ. Обществознание. ФИПИ.
Марина Офёркина, 05.12.2011, 60510
  • Ольга 24 Мая 2017
    Можно узнать, почему на 6 вопрос о потреблении - ответ 2, а не 1? Ведь потребление- это использование продукта (предметы длительного пользования), или его уничтожение (продукты) в процессе удовлетворения экономических потребностей. А мебель - используется!?
    Ответить
  • Анна 01 Декабря 2015
    Хотелось спросить последствия инфляции положительные? И кратко описание, если можно. Чтобы понять а не просто выучить!
    Ответить
  • Олеся Петровна 23 Июля 2015
    Спасибо автору за прекрасный материал по ЕГЭ.
    Ответить
  • Владислав 20 Октября 2013
    Буду читать еще раз. Для закрепления. Спасибо.
    Ответить
  • Алекс 05 Октября 2013
    Несовершенство рынка проявляется в:
    а) безработице и социальном неравенстве,
    б) возникновении кризисов и инфляции,
    в) разорении фирм,
    г) экологии.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 06 Октября 2013
      При условии выбора единственного ответа, то это ответ под а.
      Ответить
  • Ксения 16 Мая 2013
    Можно еще этот вопрос
    Потребительские расходы растут быстрее номинальных доходов, если: а) сокращаются сбережения б) растет инфляция в) сокращаются сбережения, уменьшается реальный доход, все больше товаров продается в кредит г) такого не может быть вообще
    Ответить
    • Офёркина М.П. 16 Мая 2013
      Ксения, ответ: в
      Ответить
  • Ксения 16 Мая 2013
    Укажите, какие из перечисленных явлений могут порождать инфляцию издержек:
    а) высокие таможенные пошлины на импорт, играющие роль барьера для ввоза товаров из-за рубежа
    б) истощение недр, вынуждающее переходить на разработку и невыгодно расположенных источников сырья
    в) сильный неурожай сельскохозяйственных культур
    г) повышение косвенных налогов
    д) увеличение амортизационных отчислений в связи с применением более высокопроизводительного обородувания
    _________________
    Потребительские расходы растут быстрее номинальных доходов, если: а) сокращаются сбережения б) растет инфляция в) сокращаются сбережения, уменьшается реальный доход, все больше товаров продается в кредит г) такого не может быть вообще.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 16 Мая 2013
      Ксения, могут порождать инфляцию издержек: а, б, в, г.
      Ответить
  • Марина 16 Мая 2013
    Помогите пожалуйста!
    Какое из утверждений является правильным. Если происходит повышение налоговой ставки на прибыль, то поступления дохода в государственный бюджет:
    а) будут увеличиваться
    б) будут уменьшаться
    в) сначала увеличатся, а затем станут уменьшаться
    г) не изменятся
    Ответить
    • Офёркина М.П. 16 Мая 2013
      Марина, при повышении ставки налога доходы государства за счет налогов сначала будут увеличиваться. Но, если налоговая ставка превышает некую границу, доходы от поступлений начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике и, следовательно, тем меньше будут доходы государства.
      Ответить
  • Юлия 16 Мая 2013
    Помогите пожалуйста! Несколько вариантов ответа.
    импортная квота:
    а) способствует увеличению экспорта товаров
    б) определяет максимальное количество некоторых товаров, которые могут быть импортированы в течение года
    в) более эффективно, чем пошлина, защищает внутренний рынок от иностранной конкуренции
    г) способствует снижению внутренних цен.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 16 Мая 2013
      Юля, с помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.
      Ответ: б, в.
      Ответить
  • Екатерина 11 Мая 2013
    Помогите пожалуйста! Укажите, какие из перечисленных источников спроса на товары порождают избыточный спрос?
    а) увеличение суммы выплаченной заработной платы вследствие роста занятости.
    б) расходование накопленных ранее сбережений.
    в) прирост продаж товаров и услуг в кредит.
    г) увеличение выплат пенсий.
    д) повышение процентной ставки
    е) рост дефицита государственного бюджета
    ж) увеличение выплат пособий по безработице вследствие роста числа безработных.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 11 Мая 2013
      Избыточный спрос - ситуация, когда спрос на какой-либо товар превышает его предложение.
      Ответ: б, в, е
      Ответить
  • Эля 10 Февраля 2013
    Помогите пожалуйста! Подумай и назови трёх главных участников в экономики?
    Ответить
    • Офёркина М.П. 10 Февраля 2013
      домохозяйства, фирмы и государство.
      Ответить
  • Анатолий 19 Августа 2012
    Уважаемая Марина Пантелеевна! Примите, пожалуйста, самые добрые слова благодарности и наилучшие пожелания здоровья, творчества, успехов в новом учебном году! Искренне благодарен за качественный анализ и очень грамотную консультацию по содержанию и работе с КИМами по обществознанию.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 20 Августа 2012
      Спасибо за добрые пожелания!
      Ответить
  • татьяна 10 Июня 2012
    Присоединяюсь к коллеге! Очень полезная информация! Спасибо!
    Ответить
  • Тамара 13 Февраля 2012
    Огромное спасибо! Информация полезная и нужная!
    Ответить
  • Валентин 27 Декабря 2011
    Низкий поклон и огромное человеческое спасибо!
    Ответить
  • Любовь 19 Декабря 2011
    Огромное спасибо!
    Ответить
  • Юлия 15 Декабря 2011
    Спасибо, Марина очень нужная информация.
    Ответить
  • X
Об авторе
Читайте такжеЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5 ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012 Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011 Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011 Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году ЕГЭ по обществоведению – 2011 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2 Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении