Анализ наиболее сложных вопросов на ЕГЭ по биологии в 2011 году. Часть II

В данной статье продолжаем рассматривать наиболее сложные вопросы по биологии в блоках «Человек и его здоровье», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».

Большая часть заданий экзаменационной работы предусматривала контроль освоения теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Из курса основной школы проверялся материал о строении и функциях органов и систем органов человека; классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе.

Блок 5. Человек и его здоровье

Заданиями этого блока контролировались знания о строении и функционировании организма человека, составляющие основу санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Необходимо выделить ряд вопросов, которые вызвали значительные затруднения у экзаменуемых. Хуже всего усвоен материал об анализаторах и нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека. Многие участники ЕГЭ не смогли определить периферическую и центральную часть анализаторов, их функции, установить роль отдельных структур органов слуха и зрения, начальным звеном рефлекторной дуги посчитали кожу вместо рецептора. Особенно сложными оказались задания, требующие развернутого ответа на вопросы о нейрогуморальной регуляции работы сердца, нервной регуляции мочеиспускания организма человека. Экзаменуемые не знают, как осуществляется, безусловно- и условнорефлекторная регуляция процессов жизнедеятельности, где расположены центры этих рефлексов.

К числу проблемных заданий относятся вопросы о взаимосвязи строения и функций эпителиальной, соединительной и нервной ткани. В частности выпускники не знают о секреторной функции эпителиальной ткани, связывают выработку пота с функцией подкожной жировой клетчатки.

К плохо усвоенным относятся знания о строении, функциях и значении нефрона и мочевыделительной системы в целом, ее роли в очищении крови от продуктов обмена веществ; об участии поджелудочной железы в углеводном обмене, строении лимфатической системы. Они не смогли указать причины малокровия, его зависимость от количества гемоглобина и эритроцитов в крови. Вызвал затруднение текст о строении и функциях дыхательной системы, в котором необходимо было найти ошибки в тексте и исправить их.

В целом гигиенические знания усвоены участниками ЕГЭ, однако два задания вызвали неожиданные затруднения: причины сколиоза и опасность для человека угарного газа. В последнем случае экзаменуемые в качестве правильных ответов называли повышение артериального давления, изменение скорости движения крови, накопление солей тяжелых металлов.

Правильный ответ – образование прочного соединения с гемоглобином выбрали только 27% участников.

Блок 6. Эволюция живой природы

К числу сложных вопросов относятся в первую очередь знания о критериях вида и умения определять их по описанию признаков. Например, к физиологическому критерию вместо продолжительности эмбрионального развития экзаменуемые относят особенности строения органов размножения, совокупность наследственных свойств или среду обитания организма. Многие выпускники не знают, что основой целостности вида является нескрещиваемость особей с другими видами; что увеличение числа популяций вида приводит к освоению разных условий ареала, а значит, и к биологическому прогрессу; что макроэволюционные процессы характерны для надвидового уровня организации жизни и не связаны с изменениями не особей и популяций, а с изменениями более крупных таксонов. Недостаточно усвоены знания о доказательствах и этапах эволюции органического мира. Так, часть экзаменуемых не смогли сделать вывод о родстве и единстве растительного мира на основе сходства в строении и жизнедеятельности растений разных отделов; определить, что палеонтологическим доказательством родства птиц и пресмыкающихся служат находки археоптерикса; определить эру господства млекопитающих. Слабые знания по биологии беспозвоночных животных не позволили выпускникам правильно определить признаки приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Они не указали на упрощение общего уровня организации, усложнение циклов развития, наличие плотных покровов.

Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности

При ответе на задания по экологии экзаменуемые продемонстрировали освоение элементов содержания этого блока и сформированность ряда учебных умений: объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; выявлять абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме и антропогенные изменения; составлять цепи питания; сравнить природные экосистемы и агроэкосистемы. Наибольшие трудности возникли у выпускников при выполнении задания на установление последовательности возможных процессов в водоеме, вызванных попаданием в него удобрений с полей. Они не сумели определить, что попадание удобрений в водоем приводит в начале к бурному размножению одноклеточных водорослей и цианобактерий, а потом – к их массовой гибели. В результате этих процессов резко снижается содержание кислорода в водоеме, что вызывает массовую гибель рыб и других организмов.

Задание С1 повышенного уровня сложности выполнили только 33% участников, причем максимальное число баллов (2) набрали только 6% экзаменуемых. В этом задании требовалось объяснить, почему луга, которые постоянно используются в сельскохозяйственной деятельности человеком, не зарастают лесом, как это происходит с лугом в естественных условиях. При ответе необходимо было указать, что в условиях постоянного использования луга человеком, во-первых, весь подрост деревьев и кустарников уничтожается вследствие выкашивания, во-вторых, происходит постоянный выпас домашнего скота, который уничтожает подрост и вытаптывает растения. Большинство экзаменуемых называли только первую причину.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г. www.fipi.ru
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по биологии. Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru
3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по биологии www.fipi.ru
Надежда Захарова, 28.10.2011, 5987
  • X
Об авторе
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении