Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012

Наибольшие трудности вызвала тема «Многовариантность общественного развития (типы обществ)».

Хочу напомнить, что содержательную линию «Общество» представляли следующие темы:
«Системное строение общества: элементы и подсистемы»;
«Понятие общественного прогресса»;
«Многовариантность общественного развития (типы обществ)»;
«Угрозы XXI века (глобальные проблемы)».

Согласно аналитическому отчету о результатах ЕГЭ 2011 г. задания с выбором ответа на обращение к теоретическому материалу курса (А1) по различным темам этой содержательной линии выполнили в среднем от 68 до 80% экзаменуемых.

В то же время от одной трети до одной пятой части всех выпускников, сдававших экзамен, с этими заданиями не справились. Этот результат практически повторяет результат прошлого года, когда задания с выбором ответа базового уровня по различным темам содержательной линии «Общество» не смогли выполнить от 16 до 32% выпускников.

Наибольшие трудности среди заданий с выбором ответа вызвала тема:

«Многовариантность общественного развития (типы обществ)»

Задание на обращение к социальным реалиям (А3) по этой теме выполнили только 56% экзаменуемых, почти половина сда­вавших экзамен выполнить задание не смогли. Еще более выраженное затруднение вызва­ло задание на анализ двух суждений по этой теме (А4). Его выполнили только 37% выпускников, сдававших экзамен. О трудностях говорят и данные выполнения заданий с кратким ответом. Обратимся к примеру - заданию позиции В7, предполагающему множественный выбор. Только 8% экзаменуемых распознали оба верных ответа, 62% дали неполный правильный ответ. Получается, что треть экзаменуемых демонстрируют отсутствие знаний специфиче­ских признаков индустриального общества, и это свидетельствует об отсутствии глубины, целостности, системности знаний по теме у значительного числа выпускников.

Итак, давайте обратимся ещё раз к теоретическому материалу данной темы. Что должен знать экзаменующий?

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер. Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности. Реформы делятся на прогрессивные (н – р: реформы Александра II) и регрессивные (н – р: реформы Александра III). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции: кратковременные (н – р: революция 1917 г. в России) и долговременные (н – р: неолитическая революция, промышленная революция).

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционного (доиндустриального), индустриального, постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития.

Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960-1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков.

Примеры заданий

1. Какой признак характеризует индустриальное общество?
 1) низкая социальная мобильность
 2) глобализация экономики
 3) сословный тип стратификации
 4) зарождение массовой культуры

 2. Характерной чертой постиндустриального общества является:
 1) расширение промышленного производства
 2) замедление темпов развития
 3) создание массовой культуры
 4) использование компьютерных технологий

 3. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:
 1) низкой социальной мобильностью
 2) преимущественным развитием промышленности
 3) сословным типом социальной стратификации
 4) связью всех сфер жизни общества

 4. Традиционное общество в отличие от индустриального:
 1) имеет классовую стратификацию
 2) является открытым
 3) базируется на религиозном мировоззрении
 4) поддерживает науку как социальный институт

 5. Что является отличительной чертой индустриального общества?
 1) приоритет ценностей коллективизма
 2) превращение науки в общественный институт
 3) низкая социальная мобильность
 4) широкое использование компьютерных технологий

6. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:
 1) модернизации
 2) глобализации
 3) демократизации
 4) информатизации

7. Сколько благ человек потребляет столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества:
 1) индустриального
 2) массового
 3) традиционного
 4) информационного

8. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для:
 1) традиционного общества
 2) индустриальной цивилизации
 3) аграрной цивилизации
 4) феодального общества

9. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества:
 1) индустриального
 2) массового
 3) традиционного
 4) информационного

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
 1) формированием рыночной экономики
 2) ограничением социальной мобильности
 3) развитием средств массовой коммуникации
 4) организацией фабричного производства

11. Верны ли следующие суждения?
 А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.
 Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.
 1) верно только А
 2) верно только Б
 3) верны оба суждения
 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?

А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.
Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.

1) большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг
2) в управлении широко применяются электронные технологии
3) в сознании людей доминируют коллективистские ценности
4) в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины
5) общество отличается низким уровнем социальной мобильности
6) динамичность общественных перемен.


 Ответы:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 № 11 № 12 № 13
4 4 4 3 2 2 3 2 3 3 3 3 345


Нельзя назвать прочными и освоенными знания по теме «Понятие общественного прогресса». В качестве индикатора можно рассмотреть задание на нахождение понятия, не относящегося к характеристике социальной динамики (В2).

Образец задания B2

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Ответ: стагнация.

Не выполнили это задание 37% отвечавших. Это означает, что даже на уровне распознавания более трети экзаменуемых не владеют понятийным аппаратом по рассматриваемой теме. Подкрепляют вывод о пробелах в овладении знаниями по теме «Понятие общественного прогресса» данные о выполнении задания с развернутым ответом на конкретизацию (С6). Не выполнили это задание 37% отвечавших.

Интересно сравнить эти результаты с данными выполнения задания - задачи, содержащей в условии критерии (показатели) социального прогресса и требующей их конкретизации. Конкретизировать предложенные показатели смогло ненамного большее число отвечавших: 18% - один показатель, 27% - два показателя и только 24% смогли конкретизировать все три показателя. Напомню, что критериями общественного прогресса считают: развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; развитие производительных сил, включая самого человека; прогресс науки и техники; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку. Универсальный критерий социального прогресса - прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Составить план развёрнутого ответа по теме «Общество и его структура» не смогли 42% отвечавших. 31% экзаменуемых выполнили задание на 1 балл. Они упустили отдель­ные вопросы, существенные для данной темы, или допустили отдельные некорректные формулировки пунктов и подпунктов сложного плана.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие общества как совокупности исторических форм совместной деятельности людей.

2. Сферы общественной жизни как элементы структуры общества:
а) экономическая сфера;
б) политическая сфера;
в) социальная сфера;
г) духовная сфера.

3. Социальные (общественные) институты в структуре общества и его отдельных сфер:
а) семья;
б) школа;
в) государство и др.

(Возможно  другое  количество  и (или) иные  корректные формулировки пунктов плана).

Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития.

– Французские просветители – история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

– Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

– Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

– Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

В современном научном словаре общественный прогресс определяется как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Иногда за движением вперед следует откат — попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивный уровень. Такой процесс был назван регрессом. Регресс противоположен прогрессу.

 Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «стагнация» или «застой».

Относительность прогресса: есть области, в которых понятие прогресса не применимо (н – р: культура).

Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других (н – р: экономика и духовность). И одним социальным силам прогресс может быть выгоден в какой-то области, а другим нет. Вспомним движение луддитов в Великобритании, которые выступали в том числе и против внедрения машин.

При составлении статьи был использован материал:
1. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.
Марина Офёркина, 07.10.2011, 47312
  • X
Об авторе
Читайте такжеЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5 ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012 Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011 Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011 Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году ЕГЭ по обществоведению – 2011 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2 Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении