Анализ наиболее сложных вопросов на ЕГЭ по биологии в 2011 году. Часть I

Содержание проверки на ЕГЭ по биологии в 2011 г., как и в прошлые годы, составляли знания и умения по всем разделам школьного курса биологии.

Они были объединены в семь содержательных блоков: Биология – наука о живой природе; Клетка как биологическая система; Организм как биологическая система; Система и многообразие органического мира; Человек и его здоровье; Эволюция живой природы; Экосистемы и присущие им закономерности.

Экзаменационная работа состояла из трех частей.

Часть 1 включала 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня сложности.

Часть 2 – 8 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, 2 – на определение последовательности явлений и процессов.

Часть 3 состояла из 6 заданий с развернутым ответом: 1 – повышенного и 5 – высокого уровня. Все задания части 3контролировали умения выпускников самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части 3 были выделены следующие линии:

С1 – практико-ориентированные задания;
С2 – задания на работу с текстом или рисунком;
С3 – задания на обобщение и применение знаний о человеке, многообразии организмов;
С4 – задания по эволюции и экологии;
С5 – задачи по цитологии,
С6 – генетические задачи.

Блок 1. Биология – наука о живой природе

Сложным оказалось задание, требующее определения уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. Вместо молекулярного уровня учащиеся выбирали клеточный и организменный уровни. Экосистему хвойного леса примерно половина экзаменуемых отнесли к биосферному уровню организации жизни вместо биоценотического.

Блок 2. Клетка как биологическая система

Наибольшие трудности и проблемы возникли у участников ЕГЭ при ответе на задания, требующие сравнения эукариотических и прокариотических клеток, РНК- и ДНК-содержащих вирусов, митоза и мейоза, различных фаз деления клетки, этапов энергетического обмена; знания взаимосвязи строения и функций органоидов и химических веществ клетки, их участие в процессах метаболизма; определения хромосомного набора соматических и половых клеток.

Особое внимание следует обратить на выполнение экзаменуемыми задания С5, в котором предлагалось три типа задач по цитологии: на применение знаний о генетическом коде, на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, на обоснование процессов метаболизма.

 Экзаменуемые допустили ошибку при выполнении задания, требующего определить фрагмент молекулы тРНК и ее антикодон по нуклеотидной последовательности ДНК, а также определить аминокислоту, которую переносит эта тРНК. Участники не учли того, что по фрагменту одной молекулы тРНК нельзя определить всю последовательность фрагмента иРНК, а можно определить только ее кодон, которому соответствует антикодон. Они разбивали тРНК на триплеты, определяли иРНК по тРНК, а по полученным триплетам находили аминокислотную последовательность. Согласно такому ответу одна молекула тРНК оказывалась одновременно матрицей для синтеза иРНК и белка, что является грубой ошибкой. При подготовке к экзамену следует повторить материал о биосинтезе белка, процессе трансляции и роли тРНКв нем.

Задачи на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза оказались особенно сложными. К числу типичных ошибок, которые были допущены относятся следующие:

1) отождествляются понятия репликации ДНК и удвоение хромосом. В интерфазе перед началом деления удваивается число молекул ДНК, образуется две сестринские хромати-ды, но число хромосом не меняется, так как хроматиды сцеплены центромерой и составляют одну хромосому. Число хромосом в клетке увеличивается и становится равным числу ДНК только в анафазе любого деления, так как сестринские хроматиды, разделяясь, становятся сестринскими хромосомами;

2) часто отсутствует пояснение к каждой фазе деления, которое требовалось дать по условию задачи;

3) в значительной части работ участники определяли число хромосом, но не определяли число молекул ДНК, как это требовалось в условии задачи.

При выполнении заданий, требующих проследить преобразование энергии или пути во дорода в процессе метаболизма, участники чаще всего описывали весь процесс, но не отвечали на конкретный вопрос, предусмотренный в задаче.

Например, в ответе на задание, в котором требовалось проследить путь водорода в световой и темновой стадии фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы, необходимо было указать на: 1) образование ионов водорода при фотолизе воды под действием солнечного света, 2) соединение водорода с переносчиком НАДФ+ и образование НАДФ•2Н, 3) использование НАДФ•2Н в реакции восстановления промежуточных соединений, из которых синтезируется глюкоза.

Блок 3. Организм как биологическая система

Экзаменуемые затруднились определить партеногенез как особую разновидность полового размножения, каким организмам он присущ. Серьезные проблемы возникли при ответе на вопросы об индивидуальном развитии организмов. Многие участники ЕГЭ по биологии плохо знают циклы развития растений, чередование гаметофита и спорофита у мхов и папоротников; затрудняются сравнивать стадии развития зародыша животных (нейрулы и гаструлы), определять последовательность процессов, происходящих при гаметогенезе.

Особенно сложными оказались задания по генетике, в которых требовалось определить хромосомный набор генома, его отличие от кариотипа и генотипа, число аллелей в гаметах, соотношение потомков при моногибридном скрещивании. Чтобы не допустить в дальнейшем подобных ошибок, рекомендуется перед началом изучения генетики повторить материал о мейозе, поскольку он лежит в основе образования гамет и наследования признаков.

Блок 4. Система и многообразие органического мира

Плохо усвоен материал о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов. В частности, участники затруднились отличить бактерии от одноклеточных растений, определить способ питания бактерий гниения. Они не овладели понятиями «микориза», «симбиоз», не смогли определить по рисунку плесневый гриб мукор, хотя его изображение имеется в каждом учебнике биологии. Из практико-ориентированных заданий (С1) самые низкие показатели выявлены при выполнении задания о причинах распространения белых грибов в лесах. Экзаменуемые не смогли объяснить причины распространения грибов, образующих симбиоз с растениями. Вместо этого назывались экологические факторы: тепло, влажность, затененность, особенности почвы.

По разделу «Растения» наибольшие затруднения вызвали вопросы физиологического характера (транспорт воды, минеральных и органических веществ; роль корневого давления и транспирации в этих процессах), о принципах классификации цветковых растений, ароморфных признаках папоротниковидных, чередовании поколений у высших споровых растений. Большинство экзаменуемых плохо справились с заданием С2, требующим определить по рисунку земляники ее признаки и принадлежность к классу двудольных. Участники правильно определяли класс изображенного растения, однако для этого использовали не рисунок, а известные им знания о признаках класса двудольных, которые не были изображены на рисунке (две семядоли, камбий в стебле, стержневая корневая система). Они не смогли объяснить образование у земляники придаточных корней, отрастающих от надземного побега (усов) и не являющихся признаком двудольных растений, а указывали только на стержневую корневую систему с неразвитым главным корнем.

Традиционно сложными остаются задания, контролирующие знания о беспозвоночных животных: признаки усложнения кольчатых червей (появление замкнутой кровеносной системы), обособление переднего конца тела в связи с появление двусторонней симметрии, особенности двустворчатых моллюсков (строение раковины, образование жемчуга), насекомых с полным и неполным превращением, значение слюнных желез в образовании кокона и стадии куколки.

Низкие результаты получены и при ответах на отдельные вопросы по типу Хордовые. Выпускники не знают типа нервной системы хордовых, затрудняются по рисунку определить отделы головного мозга позвоночных животных, не могут назвать прогрессивные признаки млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися, объяснить приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г. www.fipi.ru
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по биологии. Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru
Надежда Захарова, 24.09.2011, 9043
  • марина 01 Июня 2012
    какие изменения произошли в головном мозге человека в трудовой деятельности
    Ответить
    • Надежда Станиславовна 30 Августа 2012
      Марина, извините что так поздно отвечаю.
      У человека развивались большие полушария головного мозга и кора головного мозга. В коре развивались центры мышления и речи.
      Ответить
  • X
Об авторе
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении