ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию

Изменения в КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2012 году не носят радикального характера.

Намерены сократить количество заданий с правом выбора ответа (часть А).

В первой части работы (А1–А20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право. Во всех вариантах работы задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находятся под одинаковыми номерами.

Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.

Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть – повышенного уровня.

Примеры заданий повышенного уровня

А4. Проверяемый элементы: человек и общество, познание и духовная жизнь (задание на анализ двух суждений).
Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Ответ: 2

А8. Проверяемый элемент: экономика (задание на обращение к социальным реалиям и графической информации).

На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2?
(На графике по вертикали – цена товара, по горизонтали – количество товара.)

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки
2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков
4) рост тарифов на электроэнергию.

Ответ: 2

А9. Проверяемый элемент: экономика (задание на анализ двух суждений)
Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.
Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Ответ: 2.

А12. Проверяемый элемент: социальные отношения (задание на анализ двух суждений)
Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.
Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Ответ: 3.

А16. Проверяемый элемент: политика (задание на анализ двух суждений)
Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.
Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Ответ: 1.

А20. Проверяемый элемент: право (задание на анализ двух суждений)
Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?

А. Гражданские правоотношения – это исключительно имущественные правоотношения.
Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.

Ответ: 2.

В части 2 на одних и тех же позициях в различных вариантах (В1–В8) находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте заданиями части 2 представлены все пять содержательных блоков-модулей. Умения, проверяемые в части 2 работы, включают помимо перечисленных выше умения устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.

Усложнилось задание В2, в котором теперь нужно будет выбрать не одно, а два варианта из предлагаемого ряда.

Пример:

В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

2 6


Новое задание (на выбор), которое будет предоставляться в перечне, введено в раздел В8.
Такое изменение в ЕГЭ по обществознанию в 2012 году послужит возможностью проверить познавательное умение в более широком спектре.

Пример:

В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности,
2) результаты деятельности,
3) мотивы деятельности,
4) субъекты деятельности,
5) структура деятельности.

Ответ: 5

Задания 3 части (С1–С9) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).

Предусмотрено повышение балла за правильный развернутый ответ выпускника. Теперь максимальная оценка за задание С8 будет составлять три балла.

Пример:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
При анализе ответа учитываются:
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:

а) руководители высшего звена;
б) специалисты с высшим образованием;
в) персонал средней квалификации;
г) высококвалифицированные рабочие и др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:
а) оплата труда;
б) развитие экономической демократии.

5. Безработица:
а) сущность безработицы;
б) структура и виды безработицы;
в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:
а) стимулирование роста занятости;
б) программы профессионального образования;
в) программы социального страхования.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
 
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы). 3
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах.

ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован.

ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
2
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован.

ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.
1
План по содержанию и структуре не раскрывает указанной темы. 0
Максимальный балл 3

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:
а) указан номер неправильного ответа;
б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
в) номер ответа не указан.

Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3–В7) баллов.

Задания В3–В7 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Полное правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов.

За полное правильное выполнение заданий С1, С2, С5 выставляется по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 – по 3 балла, задания С9 – 5 баллов. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Максимально возможный балл за всю работу – 59.

На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

Итак, изменения в КИМ 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года:

1. Сокращено число заданий с выбором ответа в части 1 (с 22 до 20). Как и в предыдущие годы, сокращаются наименее значимые с точки зрения целей проверки задания, в частности предполагающие выявление признака указанного понятия. В то же время сохраняются задания, требующие оценить с научных позиций истинность того или иного положения, а также задания на связь теории с социальными реалиями.

2. Усложнено задание В2. Предполагается выбор двух (ранее – одного) суждений, выпадающих из представленного ряда.

3. На позиции В8 вводится задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Данный тип заданий продолжает линию, представленную заданиями В2, на работу с понятийными рядами, но проверяет иное познавательное умение.

4. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8: полное правильное выполнение этого задания теперь оценивается 3 баллами. Повышение балла позволяет более глубоко дифференцировать критерии оценивания, в частности учесть предъявление в качестве ответа простого плана раскрытия темы.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию;
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений.
Марина Офёркина, 18.09.2011, 10891
  • мика 12 Июня 2012
    Спасибо за информацию по ЕГЭ по обществознанию!
    Ответить
  • Настя 18 Января 2012
    Большое спасибо. Ток, чёт страшно сдавать ЕГЭ по обществознанию!
    Ответить
  • Настя 18 Января 2012
    Очень интересная информация по изменениям в КИМ по обществознанию.
    Ответить
  • Марика 12 Января 2012
    полезная информация, приму к сведению!
    Ответить
  • Мурад 25 Ноября 2011
    Спасибо!:) держись ЕГЭ
    Ответить
  • Светлана 24 Ноября 2011
    Уважаемая Марина, очень благодарна вам за предоставленные материалы. Огромное спасибо!
    Ответить
  • Вера Витальевна Колонтаевская 19 Ноября 2011
    Марина Пантелеевна! Спасибо за матералы по подготовке к ЕГЭ, использую в своей работе. Очень эффективно!
    Ответить
  • Джовидон 15 Ноября 2011
    спасибо за информацию!
    Ответить
    • Офёркина М.П. 19 Ноября 2011
      Признательна всем за отзывы.
      Ответить
  • одиннадцатиклассница 04 Ноября 2011
    спасибо за информацию по ЕГЭ по обществознанию.)
    Ответить
  • Яна 24 Октября 2011
    Спасибо большое. Подскажите пож-та по какой литературе можно готовиться к ЕГЭ по обществознанию? Заранее спасибо
    Ответить
    • Офёркина М.П. 25 Октября 2011
      Яна, я готовлю к ЕГЭ согласно Кодификатору
      элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных
      учреждений для проведения единого государственного экзамена. Использую различную литературу. Вот здесь её можно взять www.alleng.ru/edu/social2.htm. Одним каким-то пособием не обойдёшься. А начать можно с полного справочника для подготовки к ЕГЭ. Авторы - Баранов П. А, Воронцов А. В, Шевченко С. В. На моём сайте в разделе "Ученикам" выложены все материалы в кратком изложении по обществознанию.
      Ответить
  • Офёркина М.П. 20 Октября 2011
    Буду признательна всем, кто поделится своим опытом подготовки к ЕГЭ.
    Ответить
  • Людмила 19 Октября 2011
    Большое спасибо за ваши материалы по ЕГЭ.
    Ответить
  • Александр 14 Октября 2011
    большое спасибо за информацию. Буду знать теперь про изменения в КИМ по обществознанию.
    Ответить
    • Офёркина М.П. 19 Октября 2011
      Александр, будет продолжение.
      Ответить
  • X
Об авторе
Читайте такжеЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5 ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012 Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011 Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011 Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году ЕГЭ по обществоведению – 2011 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2 Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении