Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Социальные отношения».

Содержательную линию «Социальные отношения» составляют следующие элементы: социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодёжь как социальная группа; этнические общности; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их решения; конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ; социальный конфликт; виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» раздел обществознания, связанный с получением социологических знаний, на базовом уровне выпускниками усвоен достаточно хорошо. Но выполнение заданий повышенного уровня вызывает больше затруднений. Трудными для выпускников оказались задания на знание социальной мобильности, на выполнение заданий по выявлению структурных элементов объектов социологии с помощью схем и таблиц, соотнесению видовых и родовых понятий, по классификации понятий, явлений, объектов путем установления соответствия терминов и их определений, понятий и их признаков. Из заданий наиболее сложными оказались В1, В2, В3, С3, С4, С5, С6, С7, С8.


Краткие выводы по теме «Социальные отношения»

1. Социальные отношения – устойчивая система социальных взаимодействий. Партнёры принимают на себя определённые функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу. Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: 1) усиление связей, партнёрских отношений или 2) обособление и даже противостояние.

2. Помимо классов и других групп социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся социоэтнические общности, важнейшая среди которых – нация. Межнациональные отношения в современном мире сложны и противоречивы. Межнациональные конфликты относят к наиболее острым. Демократические государства стремятся проводить политику, направленную на предотвращение любых попыток разжигания межнациональной розни.

3. Системы социальной стратификации: типы стратификационных систем. Наиболее известными являются 1) кастовая, 2) рабовладельческая, 3) сословная и 4) классовая системы стратификации, которые отождествляются с историческими типами общественного устройства. Однако на самом деле более вероятным является предположение, что любое общество предполагает одновременно несколько разных стратификационных систем и множества их переходных форм, которые сосуществуют друг с другом.

4. Важную роль в жизни общества играют социальные институты – учреждения, группы лиц, осуществляющие определенную общественную функцию. Для этой деятельности они располагают определенными ресурсами и осуществляют ее на основе общепринятых норм и устойчивых типичных моделей поведения.

5. Положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Различают главные и второстепенные, предписанные (приписанные) и достигаемые (приобретенные) статусы. Каждый человекобладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, определяющим образ жизни человека.

6. Поведение людей в обществе упорядочивается и регулируется с помощью социальных норм и ценностей. Социальная норма – общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности. Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений.Социальные нормы подразделяются: 1) по способу установления; 2) по средствам охраны от нарушений; 3) по содержанию.

7. Социальный контроль – особый механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.Социальный контроль за соблюдением норм осуществляется с помощью санкций, которые подразделяются на негативные и позитивные, формальные и неформальные. Различают внешний контроль и внутренний (самоконтроль). Поведение, не согласующееся с социальными нормами, называется отклоняющимся. Наиболее опасное проявление негативного отклоняющегося поведения – преступление. Усвоение ценностей и социальных норм составляет основу процесса социализации.

8. Семья – основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. В отличие от психологии, изучающей семью как малую группу, социологию интересует выполнение семьёй функций, жизненно важных для всего общества.

9. Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.Молодежь – понятие не только возрастное, но и социальное. Различные общественные институты, в первую очередь, семья, школа, государство, призваны содействовать успешному вступлению молодых во взрослую жизнь. Двигаясь в общекультурном русле, молодежь в то же время формирует собст­венный стиль жизни, особые ценности, т.е. свою субкультуру. Молодежная культура неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоциальные.

Задания для систематизации материала

Уровень В

В1. Специфика заданий – выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц.

Примеры заданий

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: сословия.

2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: этноса/народа.

3. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Виды социальной мобильности:

Наименование вида Его сущность
Внутрипоколенная Изменение статуса в рамках одного поколения
... Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Ответ: горизонтальная.

В2. Спецификазаданий – соотнесение видовых понятий с родовыми.

Примеры заданий

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма».
Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: социальная общность.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».
Ассимиляция; расизм; дискриминация; стратификация; этническая чистка.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: стратификация.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт».
Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: реабилитация.

В3. Специфика заданий – классификация путем установления соответствия.

Примеры заданий

1. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры социальной мобильности Виды социальной мобильности
А) увольнение работника
Б) переход из православной
религиозной группы в католическую
В) токарь стал инженером
Г) международный туризм
Д) переход с одного предприятия на другое
1) вертикальная
2) горизонтальная
А Б В Г Д
           

Ответ: 12122
2. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки социальных норм Типы социальных норм
А) закреплены в принимаемых государственными органами актах
Б) обеспечиваются общественным мнением
В) основаны на понимании добра и зла
Г) обеспечены государственным принуждением
Д) обязательно имеют формальную определённость

1) моральные
2) правовые
А Б В Г Д
         

Ответ: 21122

3. Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры, иллюстрирующие применение позитивных санкций Позитивные санкции
А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ»
Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег
В) научный сотрудник Б. получил на заводе премию за своё изобретение
Г) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук
Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты
1) формальные
2) неформальные
А Б В Г Д
         

Ответ: 12112

Уровень С

Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания С1 и С2 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

Примеры заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1— С4

Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <...>

Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <...>

Регулирование социально-экономических различий между социальными группам общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. <...>

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости.
(Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. — 2000, № 2. — С. 30–33)

С1. Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.

С2. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.

С3. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.

С4. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.

Ответы:
С1. В качестве основных источников формирования российской модели социального государства могут быть указаны: опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада; исторические традиции России; менталитет русского и других коренных народов нашей страны; геополитическое положение России; природно-климатические условия нашей страны.

С2. Автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова, поскольку при такой трактовке понятие «социальное государство» будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.Социальное государство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.

С3. Важнейшей составляющей в социальной сфере, по мнению автора, должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

В качестве примеров могут быть приведены: социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; поощрительная и вспомогательная система, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства, приобретения жилья, отдыха, получения дополнительного образования и т. д.

С4. В качестве примеров могут быть указаны: гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему образования, воспитания и социальной поддержки; обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоёв и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.

С5 проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Примеры заданий

1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

Ответ: социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специали­зацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могутбыть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».

Ответ: квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм.
Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятсяаудитория, фан-группа, толпа и др.

С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни.Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель). Первая модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения. Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

Примеры заданий

1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

2. Раскройте на двух примерах связь социальных статуса и роли.

Ответ: связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

Ответ: в качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.) .

С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части.
2. Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию.
3. Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться.
4.Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа.
5. Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием.

Примеры заданий

1. В своде законов Киевской Руси – «Русской Правде» были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о социальных отношениях в обществе и способах их регулирования.

Ответ: могут быть сделаны следующие выводы:

1) о социальных отношениях общества того времени: существовали разные социальные группы (тиуны, смерды, холопы); имело место неравенство (различалось положение разных социальных групп);
2) о способах регулирования социальных отношений: действовали правовые нормы (законы), которые отражали существующее в обществе неравенство, защищали власть.

2. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Ответ: могут быть указаны следующие функции семьи: социализация детей; хозяйственно-экономическая; досуговая; социально-статусная.

В качестве социальных институтов, выполняющих данные функции, могут быть названы: образовательные учреждения, осуществляющая функцию социализации; институт материального производства, обеспечивающий хозяйственно-экономическую функцию; учреждения культуры, реализующие досуговую функцию; предприятия, учреждения, организации (в которых работает индивид), обеспечивающие формирование социального статуса личности.

3. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил кур­сы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Ответ: Данная ситуация иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность. Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус. В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности.

С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.Данное задание нацелено на проверку умения ученика составлять сложный план рассказа по обществоведческой тематике. Тему рассказа выбирать нельзя, она уже предлагается в задании. Тема рассказа, которая предлагается в задании, может носить как очень широкий характер (например, «Государство»), так и более узкий (Например, «Решение глобальных проблем», «Проблемы семьи в современной России»).Для каждой обществоведческой темы вы можете выделять такие пункты как:

1) сущность явления;
2) подходы к нему в науке;
3) его структура;
4) его типология;
5) его функции (обычно позитивные и негативные).

Сложный план предполагает деление всего содержания темы на разделы (пункты) и подразделы (подпункты), может быть еще более детальное разделение. Минимальные требования в этом задании – разделение содержания на три пункта, два из которых делятся на подпункты (как минимум два). Эта схема может помочь вспомнить содержание темы и логично ее структурировать.

Примеры заданий

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Молодёжь как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Молодёжь как социологическое понятие.
2. Особенности социального положения молодёжи:
а) переходность положения;
б) высокий уровень мобильности;
в) освоение новых социальных ролей;
г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.
3. Социально-психологические качества молодёжи:
а) неустойчивость психики;
б) внутренняя противоречивость;
в) низкий уровень толерантности;
г) стремление отличаться от остальных;
д) специфическая молодёжная субкультура;
4. Типы самодеятельности молодёжи.
5. Неформальные молодёжные группы.

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:
Один и вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие социального контроля:
а) в широком смысле слова;
б) в узком смысле слова.
2. Элементы социального контроля:
а) нормы;
б) санкции.
3. Формы социального контроля:
а) внутренний;
б) внешний.
4. Методы социального контроля.

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Свобода и ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие свободы, её сущность.
2. Социальные условия реализации свободы личностью:
а) уровень развития общества;
б) социальные нормы;
в) место человека в обществе;
г) формы общественной деятельности;
д) социализация.
3. Понятие ответственности.
4. Виды ответственности:
а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
б) индивидуальная, групповая, коллективная.
5. Социальная ответственность.

Использованные материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание. (http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html)
2.Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по обществознанию.
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru/
5. Государственное общеобразовательное учреждение «Гимназия №177» района Санкт-Петербурга - http://177spb.edusite.ru/ 6. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания ФИПИ / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. — М.: Издательство «Экзамен», 2011. - http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
Марина Офёркина, 16.04.2011, 78716
  • Жан Тощенко 13 April 2016
    Как такое понимание? "Реальная группа – это совокупность лиц, осуществляющих скоординированные действия, направленные на сохранение и увеличение совокупных ресурсов" - полнее: Ильясов Ф. Н. Группа и групповое поведение // Социальные исследования. 2016. №1. С. 1–20.
    Ответить
  • Рашидат 28 October 2015
    Очень полезная информация, спасибо!
    Ответить
  • Мария 09 April 2014
    спасибо
    Ответить
  • Эльза 24 January 2014
    Спасибо огромное за статью про социальные отношения по обществознанию!
    Ответить
  • Татьяна 23 December 2013
    Большое спасибо, это полезно. Стало более понятно о социальных отношениях.
    Ответить
  • ксю 27 May 2012
    ЕГЭ по обществознанию - это просто ужас! Особенно задания части С!
    Ответить
  • X
Об авторе
Читайте такжеЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5 ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012 Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011 Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011 Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году ЕГЭ по обществоведению – 2011 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2 Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении