ЕГЭ по истории – 2011

ЕГЭ по истории. Не каждый выпускник рискнет сдавать его. История изобилует датами, событиями, фактами, которые надо знать. Здесь нужна порой не только логическая, но и механическая память. Прежде, чем о чём-то рассуждать в истории, необходимо это «что-то» знать.

Правила написание ЕГЭ по истории схожи с правилами ЕГЭ по другим предметам. Как любые контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, материал по истории состоит из трёх блоков: блок А, В, и С. Блоки А и В экзаменационной работы по истории наиболее отработаны в технологическом плане и именно они проверяют общеисторическую подготовку выпускника.

Блок А – задания с выбором ответов (один верный ответ из 4 предложенных), 27 заданий, базовый уровень. Оценивается одним баллом.

Блок В – состоит из 15 заданий с открытым кратким ответом. Это может быть одно слово, аббревиатура или сочетание цифр. Это задания повышенного уровня сложности и оцениваются они несколько по иному: 4 задания по 2 балла, 11 – в 1 балл.

Блок С – 7 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом, оцениваются они по-разному: от 2 до 4 баллов. Форма развернутого ответа дает возможность увидеть, насколько свободно учащиеся владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени , чем в заданиях с выбором ответов, оценить индивидуальную подготовленность выпускников.
Всего в экзаменационном варианте 49 заданий и максимальный первичный балл 67.

Время, которое даётся для решения заданий, 210 минут (3 часа 30 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

  1) для каждого задания части 1 (А) – 1-3 минуты;
  2) для каждого задания части 2 (В) – 2-3 минуты;
  3) для каждого задания части 3 (С) – 8-20 минут.

Сегодня хотелось бы рассмотреть задания части А, которые не так просты, как это кажется на первый взгляд. Здесь надо знать даты, факты, события, понятия, причинно-следственные связи, уметь извлекать информацию из источника. Согласно спецификации КИМ ЕГЭ 2011 г. по истории России существует следующее распределение заданий по основным разделам курса истории России:

1) А1-А8 – раздел курса VIII- XVIII вв. ;
2) А9-А14 – история XIX в.; 

  Большой раздел курса 1900 – 2010 гг. разделен на три части:

1) А15-А19 – 1900-1940 гг.;
2) А20-А21 – 1941-1945 гг.;
3) А22-А27 – 1945-2010 гг.

В чем состоят особенности ответа на вопросы блока А? Можно запомнить факты, событие, понятие, но почему-то трудно заполнить дату. Вопросы А1, А9, А15, А22 как раз связаны с запоминанием дат. Если трудно запомнить дату как она есть, то запоминайте, в крайнем случае, век, первая или вторая половина века, какая четверть века. Зная эти определяющие, сориентируетесь и в вопросе. Например:

Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Ливонская война;
2) Смоленская война;
3) поход Ермака в Сибирь;
4) поход Ивана III на Великий Новгород.

Рассуждаем следующим образом:
Ливонская война – 16 век, время правления Ивана Грозного (1558-1583 гг.). Смоленская война – время правления Михаила Романова, 17 век, первая половина (1632-1634 гг.). Поход Ермака в Сибирь – тоже время Ивана Грозного, но уже где-то в конце правления (1581-1585 гг). Поход Ивана III на Великий Новгород – это 15 век, вторая половина (1478 г.). Делаем соответствующий вывод : раньше других – поход Ивана III на Великий Новгород. 

Ответ – 4.

Другой пример.

Бородинское сражение состоялось

1) 1 июня 1812 г.;
2) 26 августа 1812 г.;
3) 17 ноября 1812 г.;
4) 12 декабря 1812 г.

Вычленяем основную дату, с которой будем сравнивать остальные. Это – 1 июня 1812 г. – начало переправы французов через р. Неман, т.е. начало Отечественной войны. Мы должны её помнить, хотя бы месяц. Бородинское сражение произошло не сразу, а через некоторое время. Было ещё Смоленское сражение и объединение двух армий, был ещё приезд Кутузова в армию, а потом только сражение на поле Бородинском. Было это, если вы помните, тоже летом. Значит, даты 3 и 4 для ответа не подходят, 1 дата – тоже не подходит, это начало вторжения. Вывод - Бородинское сражение произошло 26 августа 1812 г.

Ответ – 2.

Вызывают трудность и задания на определение причин и результатов событий или как указано в Кодификаторе КИМ 2011 г. – знание и понимание исторической обусловленности. Это задания А4, А7, А13, А18, А25.
Например:

Необходимость преодоления внутреннего кризиса, рост недоимок крестьян по выкупным платежам вынудили Александра III в начале 1880-х гг. принять решение о

1) прекращении «временнообязанного состояния» крестьян;
2) возвращение крестьянам отрезков;
3) ликвидации помещичьего землевладения;
4) массовом переселении малоземельных крестьян на неосвоенные земли.

Варианты ответов 2 и 3 никак не походят, т.к. они не были вообще решены династией Романовых, что и было постоянной причиной обострения аграрного вопроса в России. Массовое переселение малоземельных крестьян началось уже в начале 20 в. после Столыпинской аграрной реформы (1906 г.) – тоже не подходит. Больше всего подходит вариант 1, так как «временнообязанное состояние» крестьян уже не устраивало и самих дворян, многие уже сами просили об отмене этого состояния императора и перевод крестьян на обязательный выкуп, что и было сделано Александром III в 1881 г., кроме того были снижены и выкупные платежи.

Ответ – 1.

Часть 1 содержит также ряд заданий на проверку умения соотносить единичные факты и общие исторические явления, выявлять существенные черты. Это задания А6, А12, А17, А20, А24. Они также вызывают затруднения. Давайте рассмотрим одно из таких заданий.

Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине 1940-х гг. сталинское руководство считало

1) смягчение цензуры, проведение политики гласности;
2) форсированное восстановление тяжёлой промышленности;
3) переход от отраслевого к территориальному управлению народным хозяйством;
4)реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.

Необходимо сразу же вспомнить, что представлял собой период правления Сталина в СССР – тоталитарный режим. Характерные его черты – жесткая цензура, наличие только государственных СМИ, навязывание обществу только одной идеологии, культ личности вождя, полное ущемление прав граждан, репрессии, отсутствие принципа разделения властей и т. д. – полный контроль государства над личностью. Первый и четвертый варианты ответа не подходят. Рассмотрим третий – переход от отраслевого управления народным хозяйством к территориальному (совнархозам) произошел в 1957 г. Это была реформа Н.С. Хрущева в сфере управления промышленностью. Таким образом, делаем вывод, ответом может быть лишь вариант второй. Действительно, что может быть важнее в послевоенные годы для страны, как не форсированное восстановление тяжёлой промышленности.

Ответ – 2.

Ряд заданий в экзаменационном материале дается для проверки умения извлекать информацию из исторического источника: А8, А14, А19, А21, А26. Особенно вызывает трудность работа с источниками по материалам современной истории России ХХ века. Возможно, многие ошибки в этих заданиях были связаны с невнимательным прочтением, как текста источника, так и текста задания, возможно, из-за сложности понимания процессов современной истории.

Использованные материалы:
1. Демонстрационный материал контрольных измерительных материалов для проведения в 20011 г. единого государственного экзамена по истории www.fipi.ru
2. Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010-2011 гг. по истории России. www.fipi.ru

Наталия Иванова , 05.11.2010, 7748
  • X
Об авторе
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении