Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году

В этой статье хотелось бы подробнее остановиться на особенностях ЕГЭ по обществознанию в 2011 году.

Позволю себе напомнить об изменениях в КИМ 2011 года по сравнению с КИМ 2010 года:

1) Сокращено число заданий с выбором ответа (с 24 до 22);

2) На позиции В7 вводится еще одно задание на нахождение нужных позиций в списке, относящееся к другой (в сравнении с заданием В4) сфере общества;

3) Изменена форма записи ответов в заданиях В5, В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр.

4) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8;

5) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С9.

Рассмотрим пример задания В7, которое впервые появляется в ЕГЭ 2011 по обществознанию и требует применения знаний о характерных чертах, признаках понятий и явлений при выборе нескольких правильных ответов из предложенного списка.

Сложность такого задания – неизвестно количество правильных ответов. В каждом задании это может быть разное количество. А выполняя задание В7, важно отметить все правильные ответы. Правильное выполнение такого типа заданий выпускнику может принести два балла.

Технологию выполнения задания рассмотрим на конкретном примере.

В7. Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.
2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.
3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.
4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.
5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

Вычленяем из условия ключевое понятие, с которым далее будут соотноситься варианты ответа. В данном случае – это «циклическая безработица». Известно, что циклическая безработица – это безработица, связанная с циклическим характером развития рыночной экономики. Во время спада её уровень может достигать 8-10 %. Вынужденную безработицу порождает сам механизм рынка. Некритический спад производства или замедление темпов экономического роста называется рецессией. Рецессии присущи также многие признаки циклических кризисов, к примеру, рост безработицы. А пример под №1 характерен для технологической безработицы, пример №2 – отрицательные явления конкуренции, пример №5 – сезонная безработица. Таким образом, в ответе оказывается позиция 24.

Ответ: 24.

B7. Найдите в приведённом списке черты, присущие традиционному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Невысокий уровень социальной мобильности.
2) Традиции – главный регулятор общественной жизни.
3) Промышленный переворот.
4) Преобладание общинно – государственных форм собственности.
5) Преобладание сферы услуг над сферой производства.
Ответ: 124.

В7. Найдите в приведённом списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Взаимная ответственность государства и общества.
2) Монополия государства на средства массовой информации.
3) Общеобязательная идеология.
4) Централизованная система управления экономикой.
5) Власть подчинена контролю общества.
Ответ: 234.

В7. Найдите в приведённом списке черты, характерные для демократического политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Высщий орган государственной власти избирается непосредственно народом.
2) Власть подчинена контролю общества.
3) Ограничение оппозиции.
4) Строгая централизация государственной власти.
5) Конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право.
Ответ: 125.

В7. Найдите в приведённом списке черты, отличающее научное знание от других видов познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Теоретическое обоснование.
2) Экспериментальная проверка.
3) Опора на авторитеты.
4) Использование специальных понятий.
5) Сложность усвоения.

Ответ: 124.

P.S.
В следующей статье рассмотрим форму записи ответов в заданиях В5, В6 ЕГЭ 2011 по обществознанию.

Использованные материалы:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию. www.fipi.ru
2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию. www.fipi.ru
3. Лазебникова Л.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. www.alleng.ru
Марина Офёркина, 28.10.2010, 13637
  • Татьяна 06 Декабря 2011
    Хороший сайт:) спасибо
    Ответить
  • Миланя 05 Декабря 2011
    Спасибо за тексты. Систематизировано отлично. Большое спасибо. Мне очень помогло при подготовке к выступлению перед учителями
    Ответить
    • Офёркина М.П. 05 Декабря 2011
      Спасибо за отзыв, Миланя!
      Ответить
  • X
Об авторе
Читайте такжеЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5 ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012 Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011 Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011 Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году ЕГЭ по обществоведению – 2011 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2 Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении