ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2

Говоря о едином государственном экзамене 2010 года необходимо кратко остановиться на том, что в 2010 году в КИМ вводятся новые содержательные единицы.

Наибольшее количество таковых присутствует в разделе «Право». Назовем такую новую тему, не встречавшуюся в предыдущие годы: «Законодательство РФ о выборах».

Рассматривая тему «Законодательство РФ о выборах», выпускник должен знать, что в Российской Федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов гражданами России в органы власти. В статье 3 Конституции сказано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы», а статья 32 утверждает: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления подкрепляется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов, во время предвыборной агитации и т. д.

Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Так, выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», а выборы парламентариев — Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Есть Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», и, наконец, референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом «О референдуме Российской Федерации».

Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не на- ходится в местах лишения свободы по приговору суда. Это есть избиратель, т. е. гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право - это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз (например в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет и ценз оседлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет). Демократические выборы проходят на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Существуют две основные системы выборов — мажоритарная, пропорциональная и мажоритарно – пропорциональная (смешанная). При мажоритарной системе в избирательном округе побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей. При пропорциональной систем избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию или блок партий, и в зависимости от того, сколько голосов наберет та или иная партия, она и получает определенное (пропорционально поданным голосам) количество мест (мандатов). При мажоритарно – пропорциональной часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

Примеры заданий.

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ. В многопартийном государстве 7% - ый порог, необходимый для прохождения в 450 – местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А – 7%; партия В – 10%, партия С – 20%; партия - Х – 50 %.
Какая избирательная система установлена в данном государстве?1

1) пропорциональная;

2) мажоритарная;

3) смешанная;

4) недостаточно сведений для определения типа избирательной системы.

Решение: На первый взгляд ответ напрашивается №1., т.к. в условии задания говорится об участии политических партий. Но нет никакой информации, принимали ли участие в выборах кандидаты от избирательных округов. Следовательно, однозначно ответить о типе избирательной системы нельзя.

Ответ: 4.

ЗАДАНИЕ 2. Каждые 5 лет в стране Z проходят парламентские выборы. Места в парламенте получают партии, набравшие больше 9% голосов, а победителем признаётся партия или блок партий, набравшие большинство голосов избирателей. Какой из приведённых ниже признаков характерен для избирательной системы такого типа?2

1) в парламенте представлены все официально зарегистрированные политические партии

2) количество депутатских мандатов определяется процентом голосов, набранных партий на выборах

3) избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу

4) в стране для выдвижения кандидатов и проведения выборов создаются одномандатные округа

Решение: Из условия задания мы видим, что в стране Z существует избирательный порог для прохождения в парламент. В данном случае он равен 9%. Это значит, что в парламент пройдут только те партии, которые наберут не менее 9% голосов избирателей. А та партия, которая наберёт больше всех голосов, станет победительницей. И ей достанется больше мест в парламенте. Следовательно, количество мест в парламенте зависит от количества набранных голосов.

Ответ: 2.

ЗАДАНИЕ 3. Какой признак отличает пропорциональную избирательную систему?3

1) создание общенационального избирательного округа

2) тайное голосование граждан на избирательных участках

3) предоставление кандидатам времени в телевизионном эфире

4) голосование за кандидатуру конкретных политиков

Решение: Прежде всего надо вспомнить признаки избирательных систем. Под п. 2,3 признаки характерны для всех видов избирательных систем. Голосование за конкретного человека характерно для мажоритарной избирательной системы.

Следовательно, ответ будет под номером 1.

Ответ: 1.

ЗАДАНИЕ 4. В стране Z по инициативе большинства граждан произошел переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологи опросили граждан страны по вопросу: «В чем вы видите преимущества мажоритарной системы?»

Полученные результаты (в процентах от общего числа участников опроса) представлены в графической форме4.

1) Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах.

2) Каждый четвертый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы.

3) Считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте.

4) Отметили, что при мажоритарной системе большее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества.

Ответ: 4.

ЗАДАНИЕ 5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль выборов в политическом процессе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

При выполнении данного задания формулировки пунктов плана должны быть корректны с точки зрения их соответствия заданной теме и чёткости выражения мысли. Основные аспекты темы должны быть отражены в определённой последовательности.

Ответ: один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Демократический механизм принятия политических решений.

2. Избирательные права граждан.

3. Демократическая процедура выборов.

4. Избирательные системы.

5. Представительные органы власти.

6. Выборы в недемократических обществах.

При составлении материала была использована следующая литература:
1. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание/авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
2. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко: под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
Марина Офёркина, 07.04.2010, 14526
  • Ольга 20 August 2015
    Очень интересные познавательные статьи про обществознание. Спасибо.
    Ответить
  • X
Об авторе
Читайте такжеЕГЭ – 2014. Обществознание. Задание С5 ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В ЕГЭ-2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть А ЕГЭ-2013. Обществознание. Изменения в КИМ 2013 года Задание С9. Обществознание. ЕГЭ–2012 Экономика. Трудные вопросы. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Социальные отношения. Модели заданий С5–С7. Обществознание. ЕГЭ – 2012 Содержательная линия «Познание». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 Содержательная линия «Общество». Трудные вопросы ЕГЭ. Обществознание. ЕГЭ-2012 ЕГЭ–2012. Изменения в КИМ по обществознанию Проблемные вопросы блока «Право». Обществознание. ЕГЭ-2011 Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Социальные отношения». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Экономика». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание. ЕГЭ–2011 Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания C1–C4. Обществознание. ЕГЭ–2011 Задания В5, В6. Обществознание. ЕГЭ-2011 Особенности ЕГЭ по обществознанию в 2011 году План текста. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 2011 году ЕГЭ по обществоведению – 2011 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 3 ЕГЭ по обществознанию 2010 года. Часть 2 Особенности КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года
Новости образования Летное училище в Краснодаре пополнится 15 будущими военными летчицами Институт правовой экономики в Москве лишился лицензии МИИТ снова сменил имя Рособрнадзор отозвал государственную аккредитацию у Московского института Телевидения и Радиовещания «Останкино» Приемная комиссия в самарские вузы в самом разгаре В Рязанском медицинском университете завершились выпускные вечера Няндомскому железнодорожному колледжу исполнилось 95 лет! В Нарьян-Маре впервые прошла акция «Доступный ЕГЭ» В Самарском университете имени Королёва открылся Международный конгресс В Самаре чествовали выпускников, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов Новоиспеченные журналисты получили дипломы о высшем образовании Выпускники частной школы "Райские птички" из Махачкалы получили аттестаты об образовании Ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко рассказал о ходе приемной кампании в эфире Первого канала Ученые советы двух университетов приняли решение об объединении